Ошибки нового дизайна сообществ ВКонтакте

Я слежу за изменениями сообществ ВКонтакте с 2014 года, когда впервые создал свою группу. Текущее изменение, которое вводится постепенно — редизайн всей страницы сообщества. Такое происходит раз в несколько лет. Мои основные замечания по редизайну ниже. Начну от глобального и закончу мелочами.

Ошибки нового дизайна сообществ ВКонтакте

1) Изменилась ширина полезной области: 1106px против старых 990px (+116px) . Ширина основного блока публикаций не изменилась: 550px. Узкий блок справа увеличился: 345px против старых 230px (+115px) .

Эти изменения привели к тому, что теперь блок публикаций смещён влево относительно центра монитора. Предыдущий вариант был удобнее для чтения: блок располагался практически ровно по центру экрана.

Было
Было
Стало
Стало

2) Увеличение ширины узкой части справа сделано сугубо для корректного умещения туда нового раздела с дополнительной информацией о сообществе, включая описание. Именно предпросмотр описания смотрелся бы некорректно, если бы ширина оставалась 230px. Однако перемещение этого раздела туда в принципе оставляет вопросы.

Дело в том что всё остальное справа — визуальный мусор, который совершенно не имеет смысла закреплять на экране во время прокрутки. Внимание пользователя должно быть сосредоточено на публикациях.

Ошибки нового дизайна сообществ ВКонтакте

3) Отдельно стоит отметить, что видит пользователь, попадая в сообщество. Это меню сообщества, если оно есть, и разделы. Главный и вторичный раздел теперь можно задать в настройках.

Но если главный раздел, например, видео, то ролики строятся в ряд с горизонтальной прокруткой. Как итог — три блока подряд с горизонтальным скроллом, а именно: меню сообщества, заголовки разделов (если их 5 или больше) и ролики. От этого, чтобы иметь возможность прокрутить страницу, попадая на страницу, приходится смещать курсор куда-то в сторону из основной области, где по исследованиям он находится большую часть времени. Любые заигрывания с анимациями, в особенности с прокруткой, должны строго регламентироваться необходимостью и подтверждаться тем, что это будет удобнее, иначе переизбыток этого функционала снизит функциональность системы в целом.

Ошибки нового дизайна сообществ ВКонтакте

4) Пропали из виду ссылки. Если раньше вы не выносили их в кнопку — теперь это необходимость. В то же время, если пользователь подписан на сообщество, у которого включены сообщения, то от кнопки с пояснением он видит только иконку. Которую, как известно, заметят не все. А если заметят — не все поймут, за что она отвечает. Такой шаг снижает конверсию переходов из сообщества.

Ошибки нового дизайна сообществ ВКонтакте

5) Раздел прочих ссылок тоже оказался скрыт в новом блоке дополнительной информации, о котором я написал ещё во 2 пункте. Интересно было бы узнать, какой была популярность этих ссылок у посетителей сообществ. Что-то мне подсказывает, она была крайне низкой. Теперь, должно быть, стала близкой к нулю.

Ошибки нового дизайна сообществ ВКонтакте

6) На месте статуса сообщества теперь пишется «Вы подписаны» или количество участников в зависимости от того, состоит ли пользователь в сообществе. В этом нет никакой необходимости. Индикация состояния лучше, когда отображается цветом кнопки — как это было раньше. Яркая заметная кнопка «Подписаться» выделялась, а состояние «Вы подписаны» привлекало внимание меньше. Но интуитивно было понятно, что зачем нужно нажать.

Теперь же, чтобы была возможность отписаться, сделано контекстное меню при наведении на строчку с текстом «Вы подписаны» на месте старого статуса, где в выпадающем списке есть пункт «Отписаться». Но эта так же функция дублируется в меню «Ещё» в правой части шапки.

Это говорит о том, что разработчики не уверены в том, что все пользователи разберутся, как отписаться, о чем я писал выше. Поэтому они сделали дублирование функции в надежде на исследования позже. Дублирование функций на любом этапе съедает пространство, а изменение пути пользователя к отписке стало неочевидно, поэтому стоило статус оставить на месте.

Ошибки нового дизайна сообществ ВКонтакте

7) Информация о сообществе, которая раньше располагалась под шапкой, теперь вынесена в дополнительный блок справа. Об этом уже писалось в пункте 2, но сперва стоило сказать про статус. Теперь — что касаемо самого раздела дополнительной информации.

В предпросмотре описания видно максимум четыре с половиной строки текста. Если описания нет вовсе — предпросмотра не будет. Отображения статуса в предпросмотре нет ни при каком сценарии. Видимо, они решили свести его роль к минимуму, оставив доступным только внутри окна дополнительной информации. Его существование в таком случае бессмысленно, как и его перемещение.

Ошибки нового дизайна сообществ ВКонтакте

Был ещё 8-й пункт, в котором писалось про убранный раздел, где оформляются вики-страницы. Он по умолчанию назывался «Свежие новости». Но вики-страницы вернули через неделю, они появились в блоке «Дополнительная информация».

Подводя итог, теперь акцент делается на разделах, а не на их многообразии. Это повышает концентрацию и убирает лишний ненужный мусор с экрана. В то же время остаётся ряд упущений и проблем.

Наблюдения беглые, на изменения в мобильной версии пока не смотрел вообще. Возможно, там тоже есть, на что обратить внимание.

Я написал эти наблюдения сперва ещё 2 недели назад в свой канал в Телеграме. Там я загоняю за дизайн и за жизнь в целом. Пишу туда только «для своих»:

Как оцениваете редизайн страницы сообщества?
Все отлично
Требуются доработки
Верните Дурова
88
6 комментариев

Привет. Позволю себе «покритиковать критику».

1. Да, блок стал больше смещен влево, но теперь видно описание и необходимую ссылку (например на сайт) всегда при прокрутке. Раньше она была только вверху. Кажется, что это правильное решение.
Если по вашему асимметрия — проблема, то спешу подушнить, что это субъективно. Разница между контентом по центру и смещенным немного вбок никому не мешала жить на столько, чтобы умереть.

2. Перемещение инфоблока как раз описал в первом пункте.

3. Про прокрутку так и не понял, что вы хотели сказать. По большей части потому, что не вижу проблем с прокруткой. Исследования — рекомендация, но не применение к действию. Страница легко прокручивается. Чтобы утверждать, что это встревожит людей — необходимо провести исследование именно с этим новым дизайном.

В противном случае, можно показать пример того, как «надо».

4. Не могу комментировать. Могу лишь субъективно — ВК наверняка не сильно радуются, когда народ уходит от их сайта, вот и стараются избавиться от этих ходов любыми методами.

5. Кажется, обосновано тем, что лишние функции просто убрали под кнопку. Что в этом плохого? Это делается чтобы размещать на странице контент поважнее (отчасти).

6. По поводу сторонних ссылок я субъективно сказал в 4 пункте. А то, что они скрыты — не совсем плохо. Ведь опять же если перечитать мой 1 пункт — вы можете это описание открыть на любом прокрученном моменте, не возвращаясь вверх.

Ну и в заключение скажу. Вк последние месяцы активно редизайнит свой неповоротливый сервис. Хотя это и большая задача, но выходит у них это лучше. Пусть это и копия фэйсбука. Но я закрываю глаза, потому что эта копия намного удобнее.

1
Ответить

Привет, спасибо. Вот некоторые мысли на этот счёт.

1. Дело не в ассиметрии, а в закреплении на экране ненужного визуального мусора, который не имеет смысла при пролистывании публикаций.

2. Если целый пласт информации прячется внутрь дополнительного окна, то возникает вопрос о необходимости оставлять эту информацию в принципе. Эту же мысль я написал ещё в пункте 7 про статус.

3. Как вариант переноса в текущем виде — в правую часть под блок участников. Тогда вместо 5,5 разделов будут отображаться примерно 3,3, а вместо 2,5 роликов — 1,5. Скорее всего, у отображения этих разделов роль такая же, как у стеллажа. Поскольку контент в них играет сугубо прикладную роль для публикаций, а хранить его где-то надо. Так можно и вертикальное пространство разгрузить на целых пол-экрана, и от проблем с прокруткой избавиться.

4. Догадываюсь. Это нельзя назвать клиентоориентированным подходом. Социальная сеть — это инструмент для пользователя, а не "его всё".

5. То же самое, что в п.2. выше.

6. Этот пункт вообще можно отнести к п.5. Если говорить про 6-й пункт из моего поста, то там речь шла о пути пользователя к отписке, так что это явно не сюда.

1
Ответить

Да они постоянно что-то там крутят, особенно в приложении. Заходишь, день так, день по другому и постоянно приходится искать куда что они снова перенесли.

1
Ответить

Просто, скорее всего, у них дизайнеры сидят на постоянке, а начальник каждый день шепчет на ухо "делайте хоть что-нибудь, за что мы вам платим?", вот им и приходится делать и переделывать, дабы, создать вид бурной деятельности

Ответить

Лично для меня очень ценная информация, потому что приходится возвращаться в ВК и разбираться в интерфейсе. Благодарю!

Ответить

Надо ещё раз посмотреть изменения

Ответить