От виртуальных пространств к онлайн-доскам Продуктовый spin-off getLocus на тренде «Miro-Все»

От виртуальных пространств к онлайн-доскам Продуктовый spin-off getLocus на тренде «Miro-Все»

В 2020 году мы создали цифровой сервис «getLocus» - виртуальные пространства-кабинеты для совместной работы и обучения онлайн. Исследуя пользовательский опыт, мы сталкивались с двумя типами отношения к сервису. Одни пользователи восхищались им, активно применяли его в своей работе, советовали «getLocus» друзьям/коллегам, другие же наоборот - критиковали. Худший сценарий - регистрировались, делали пару проб и тихо исчезали навсегда. Мы хотели разобраться - чем сервис привлекает первых и не устраивает вторых, и что нужно изменить, чтобы «getLocus» был полезен обеим категориям пользователей.

Что впечатляет «фанатов» в «getLocus», мы поняли достаточно быстро - это возможность совместной работы в подгруппах, находящихся в одном общем пространстве, а также проведение межгрупповых обсуждений в нем. Включил «микрофон» - тебя слышат только на близком расстоянии, отошел – тебя уже не слышно. Включил «мегафон» - будешь услышан всеми, где бы в пространстве они не находились.

Пример пространства "Тренинг-онлайн"
Пример пространства "Тренинг-онлайн"

Возможность оформить интерьер “рабочего места” под свои задачи и создать «эффект присутствия», - расценивалось пользователями, как вторая «киллер-фича». Например, расставить стульчики/диванчики для участников каждой группы, сделать зону, где все бы сидели за одним общим круглым столом, организовать зону, где можно работать индивидуально и многое другое

Примеры интерьеров пространств. Можно собирать на свое усмотрение.
Примеры интерьеров пространств. Можно собирать на свое усмотрение.

Представители другого лагеря говорили нам - стикеры, рисовалка, ПДФ-листалка, демонстрация экрана, – это все правильно, нужно. А зачем эти все перемещения, стульчики, «умный звук» - чем дальше друг от друга, тем тише, а потом вообще не слышно? Это же все мешает работать! Отрицание такими пользователями ключевых возможностей сервиса стала предельно очевидной, когда Miro первый раз объявил об уходе из России (весна 2022 года). В поисках замены к нам потянулись некоторые из «Миролюбов». Они пробовали работать в пространствах «getLocus». Вроде бы почти все то же, что и в Miro: и стикеры, и рисовалка, и т.п., а еще и новая возможность - zoom подключать не надо. Вместе с тем, такие пользователи не могли привыкнуть к тому, что в getLocus пространства хоть и большие, но ограниченные, что нужно включать и выключать микрофон или мегафон, что нужно перемещать аватарку в пространстве.

Пример работы с материалами проектной команды
Пример работы с материалами проектной команды

Кейс: Один клиент-миролюб после долгих проб отказался замещать Miro коробочным решением getLocus, хотя изначально был очень позитивно настроен к нашему сервису. ЛПР сказал, что он и его команда привыкли к тому, что в Miro перемещение объекта (стикера, картинки) делается в один клик по объекту, а в getLocus в два!
Не буду вдаваться в технические подробности – мы просто не могли перейти на эту операторку. Такой переход разрушал всю пространственную архитектуру getLocus, а один клик по объекту или два - для ЛПРа оказалось «стоп-фактором».

Сначала мы думали, что все «дело в привычках», поэтому терпеливо пробовали формировать у таких клиентов новые – не получалось. Дальше мы начали убеждать себя, что «Миролюбы» - это не наша ЦА, и не стоит тратить на них время. Но они продолжали к нам стучаться, а с середины 2023 года все чаще и чаще спрашивали: «из Miro к вам можно хоть что-то выгрузить»? В общем, контактов с такими пользователями было много, но пользовательские отношения с ними все еще не складывались.

Сложный путь к бесконечным доскам

Мы разговаривали с пользователями, наблюдали за тем, какие инструменты они используют в реальности, дописывали разные фичи, надстраивали «экосистемные навесы», без которых бизнес-заказчику наш сервис не интересен (сделали SSO, сделали API и т.п.). Но ничего не менялось. Первый лагерь нас любил все больше и больше, рекомендовал своим друзьям, коллегам, покупал пространства, а второй лагерь, как не понимал, зачем эти «танцы с бубнами», так и продолжал не понимать.

В итоге сложными тропами мы пришли к простому выводу… Есть пользователи, которым важна «движуха и интерактивность». Это прежде всего бизнес-тренеры, репетиторы, преподаватели. Они-то и составляют костяк фанатов пространств-кабинетов getLocus. Однако есть много пользователей, которым прежде всего важно совместное производство знаковых/графических объектов (блок-схем, майнд-мепов и т.п.), которые они создают в ходе онлайн мозговых штурмов, совещаний, митапов. А звук они и через групповой чат в Вотсапе или Телеграмм пустить могут – им этого достаточно.

Если есть две разных ЦА, то должны быть два, по-разному собранных сервиса. В начале 2024 года мы технологически и концептуально приблизились к такому продуктовому решению. Решили - надо «выпилить» доску, сделать ее безграничной, убрать аватарки, которые можно перемещать по пространству, и у нас будет не один, а два продукта: «Гетлокус-пространства» и «Доски-гетЛокус». Но тут вопрос был поставлен ребром – зачем делать еще одну онлайн-доску, если их и так больше десятка, где только российских не менее 5-ти штук? В чем будет ключевая полезность, кто клиент нашей доски?

Принимая решение о старте продуктового спинофа «Доски-getLocus», мы четко понимали, что за четыре года наша команда накопила и технологические (IT), и продуктовые компетенции. Именно они позволят нам создать конкурентную доску, найти свои киллер-фичи, свою рыночную нишу и сформировать свою «досочную» аудиторию.

28 августа 2024 мы вывели в продакшен свой новый сервис - бесконечные «Доски- getLocus»!

Пример работы на бесконечных "Досках-getLocus"
Пример работы на бесконечных "Досках-getLocus"

Планов масса! Значительная часть гипотез-полезностей уже реализована в бесконечных «Досках-getlocus» и функционирует. Вдобавок мы включили новые функции, недоступные для getLocus-пространств.

Перечислять зашитые в доски полезности не будем. Пользователи их сами опознают и начнут активно их использовать, а если нет, то не беда! Мы клиентоориентированны, готовы меняться и развивать новый сервис вместе с вами.

Вместо заключения

Приглашаем всех желающих к использованию сервиса «Доски-getlocus» и очень рассчитываем на вашу обратную связь. По завершению CustDev обязательно будем технологически связывать «Доски-getlocus» и «Пространства-getlocus».
Следите за новостями и обновлениями сервиса на нашем телеграмм-канале "На досках".

1212
11
5 комментариев

Спасибо, что поделились вашей историей. Очень вдохновляет.

Каков отклик пользователей?
Что говорят те кто просил доски?

Получается ли привлекать новых пользователей? Какие каналы привлечения клиентов работают для вас эффективнее всего?

Спасибо за вопрос! Отвечаем.
1. Отклики (регистрации) считаем. Сполерить не хотим. На следующей неделе опубликуем в нашем ТГ канале "На досках" статистику за неделю работы сервиса.
2. Пользователи экспериментируют с масштабами выгрузки досок из Miro. Пока рекорд 875 досок выгрузки одним пользователем. Плюс спрашивают когда какие инструменты появятся (например, вставить ссылки, редактировать гибкие стрелки). Мы понимаем, что это очень важные инструменты. Скоро они появятся. Детали тоже в ТГ напишем.
3. Мы запустились 28 августа. Пока знакомим пользователей нашего базового сервиса "Пространства-getLocus" c новым сервисом "Доски-getLocus"

1

Подскажите, как будут обстоять дела с выгрузкой контента из Miro в Доски-getLocus, если в вашем сервисе пока не поддерживаются некоторые функции и свойства, которые есть в Miro?

Очень уместный вопрос. Действительно, сейчас при импорте из "Miro" "Доски" поддерживают не все функции (например, ссылки на внешние и внутренние объекты, гибкие стрелочки и некоторые другие).
Недавно мы изменили способ хранения импортированных объектов из Miro, чтобы весь оригинальный код и состав данных сохранялись. В будущем эти данные пригодятся по мере реализации соответствующих функций в нашем сервисе. Например, работа со ссылками появится в "Досках" уже к концу недели.

1

Очень перспективный сервис. Функционала возможно и мала, но то что есть реализовано отлично.