Как я чуть не лишился квартиры и придумал после этого онлайн-сервис подписания договоров
Разработка
Разработка далась тяжело. О прелестях работы с фрилансерами я еще расскажу в отдельной статье. Кратко: фрилансеры обещали сделать сервис за 40 дней и 200 тысяч рублей, а в итоге делали 8 месяцев и почти в самом конце пути сменили разработчика и начали заново! У нового разработчика получалось все из рук вон плохо. Мы решили разойтись пока все еще в добром здравии и не тронулись умом. Искать третьего разработчика чтобы он доделывал за остальными двумя было уже перебором, поэтому решил сделать все сам.
Запуск
Спустя 2 месяца мы были готовы к первому релизу. Сделали 2 сайта:
- для предпринимателя desktop.okidoki.su
- для клиента m.okidoki.su
Процесс подписания договора достаточно прост. Нужно один раз создать шаблон, обозначить поля которые отличают один экземпляр договора от другого (как правило это ФИО клиента, цена, список услуг). Далее при выставлении договора нужно заполнить поля данными клиента и отправить ему ссылку на подписание.
Клиент открывает ссылку и видит еще не подписанный договор. Далее ему нужно либо зарегистрироваться в сервисе с указанием своих данных, либо авторизоваться. Как только клиент авторизовался сервис автоматически заполняет договор данными клиента. Затем остается только ввести код из смс и все, договор подписан! Экземпляр договора можно найти на почте или в личном кабинете сервиса.
Этого было достаточно чтобы привлечь первый бизнес, отработать на нем процессы и получить ценную обратную связь.
Первого клиента нашли через знакомых. Им стала сеть центров иностранных языков и раннего развития Happy Panda, где учатся 1500 учеников. За год Happy Panda подписывает более 2500 договоров с родителями. Процесс подписания достаточно обычен для такого рода бизнеса. Администратор печатает пачку договоров, скрепляет степлером, расписывается, проставляет печать и складывает пачку к себе в ящик. Когда клиент приходит в центр, администратор достает 2 экземпляра, вместе с клиентом заполняет, расписывается, один экземпляр отдает клиенту, второй — к себе в архив. Обычно в центрах многолюдно, много родителей, детей, за которыми нужно следить чтобы они друг друга не пришибли. Поэтому электронный документ оказался очень удобен. Можно в пару кликов выставить договор, и продолжить следить за детьми и общаться с родителями. Трудоемкость процесса подписания со стороны администратора снизилась с 5 минут до 30 секунд! Клиент, придя домой, может в спокойной обстановке прочитать договор и подписать его. Мы уже получили положительный фидбек от клиентов. Судя по их отзывам, реально повысилась прочитываемость договора.
При несомненных плюсах такого процесса оказалось что есть и минусы. Около 40% договоров не подписываются вообще. Клиент просто забивает и все. Над решением этой проблемы нам предстоит еще поработать. Например добавить автоматические уведомления. Еще одна ожидаемая проблема — персональные данные. Несколько клиентов отказались предоставлять сервису свои данные и предпочли бумажный договор. Мы уважаем их выбор и, уже думаем над фичей когда сервис вообще не будет хранить у себя данные клиента и не будет заводить аккаунт для него.
Недавно мы подключили к сервису второго клиента — компанию по монтажу натяжных потолков. Процесс подписания у них выстроен иначе. Администратор готовит договор в 1 экземпляре, сама все заполняет и передает монтажной бригаде на объект. Клиент после монтажа подписывает подготовленный договор и все. Бизнес себе экземпляр не оставляет, потому что особо им не нужен, да и бумага дорогая. Тут мы помогаем бизнесу упорядочить процесс, потому что все таки свой экземпляр лучше иметь, чем не иметь. Теперь администратор заранее скидывает ссылку на подпись и монтажники вообще не участвуют в этом процессе.
Еще один прекрасно работающий кейс - онлайн заключение договоров. Тут все достаточно ясно: не нужно искать принтерную чтобы напечатать-подписать-отсканировать - достаточно отправить ссылку
Что дальше
На данный момент мы подписали свыше 2000 договоров, и мы пробили наш первый желанный рубеж — 1300 подписанных договоров. Почему 1300? — потому что это примерно 16 пачек бумаги, а для производства 16-ти пачек бумаги — нужна целая сосна! То есть каждые 1300 подписанных договоров в нашем сервисе — спасают целую сосну где-нибудь в тайге Пермского края!
Сейчас мы готовимся к запуску маркетинговых компаний, но сперва хочется проверить работоспособность концепции на разных бизнесах. Потому что у каждого бизнеса уникальные потребности. К примеру, Happy Panda привыкла работать через OkiDoki и поток обратной связи почти иссяк, но первый же бизнес из другой сферы — монтаж натяжных потолков — запросил большое количество доработок. Поэтому мы в активном поиске ранних последователей. Если у вас есть бизнес в котором вы заключаете договора с клиентами и готовы оцифровать этот процесс, то как говорится — welcome). Пока сервис бесплатен, но в дальнейшем планируем вводить подписку с ценами на уровне 8 рублей за один подписанный договор, что значительно дешевле стоимости подписания бумажного (около 50 рублей за 1 договор)
Почему "договорА" а не "договорЫ"?
Здесь некоторый парадокс. Большинство людей говорят договорА, с ударением на последний слог и на конце "а". Мне кажется что так говорить проще, и как то звучней и мелодичней. Но неизменно находятся люди которым это режет слух и они непременно поправят — "не договорА, а договорЫ". Потому что так правильно, хоть и не удобно. Тут есть некоторая аналогия с цифровым договором. Правильно, и, "надежней" что-ли, подписывать на бумаге. Но сейчас это превратилось в странный ритуал. Договора никто не читает, некоторые подписывают только один экземпляр, все хранят договора в ящиках где свалены миллионы бумажек, и нужную бумажку нереально найти когда она действительно нужна. Но при этом все неизменно хотят договор в начале взаимодействия с бизнесом как гарант юридической "правильности". Так вот. Язык штука изменчивая, как и наша жизнь. Если раньше что-то было правильно, но сейчас это не удобно, а удобным стало то, что считалось неправильным — то это самое время "удобному" стать «правильным». Время наконец перевести ритуал подписания договора в информационное поле, перестать рубить для этого деревья и перестать терять эти заветные бумажки!
Всем спасибо за внимание
su зря использовали, раньше было много мошеннических сайтов, когда делали копии сайтов, но с доменом su вместо ru.
Спасибо за информацию, не знал. Поменяем
Звучит очень интересно. Но есть вопросы конечно:
1. При потере аккаунта пропадают документы как я понимаю
2. Есть госключ который активно идёт как раз в эту сторону (хранение, подписание документов), или у вас на выходе что-то иное будет?
3. Вопрос безопасности, как бы я не любил цифру, но в что в банках с кредитами, что в документах или подобных приложениях, хотел бы установить себе запрет на подписание чего-либо. Мы знаем как улетают базы в общий доступ и как выпускаются копии сим карт, как с этим дела?
1. Все договоры дублируются на вашу почту
2. Госключ - это конечно круто, но это не про быстроту и удобство. У нас фишка в том что один раз делается шаблон, потом он заполняется в пару кликов и отдается на подпись. Сама подпись занимает пару минут. Госключ это про то что вы фактически выпускаете ЭЦП, сами готовите договор, заполняете его, подписываете его, отдаете второй стороне и ожидаете что вторая сторона тоже подпишет его госключом. Стоит ли говорить что клиент который стоит например в детском центре ну очень не хочет заморачиваться с этим и проще попросить бумажный договор))
3. Очень важный для нас договор. Пока видим решение - нет данных = нет проблем)) Хотим дать возможность клиенту не сохранять данные на наших серверах, а ограничиться только копией на почту. Только ему придется на каждый новый договор заново вводить все свои данные. Ну тут мы даем выбор - удобство или безопасность
Сделайте кучу стандартных форм договоров (типа купли-продажи авто, аренды квартиры и т.д.) и продвигайте или встраивайте на специализированных сайтах. Удачи!
Спасибо!
Тут есть простор для фантазии. Тоже думали о договорах между физиками и шаблонах для этих целей. Но пока нам нужно выстроить подписочную бизнес модель ориентированную на предпринимателей
Крутая идея, в нашей компании, как раз стоит задача упростить подписание договоров и мы нуждаемся в автоматизации и оптимизации процесса.
В данном случае мы снимаем с себя ряд задач и перекладываем их на клиентов в виде регистрации заполнения данных.
1. Есть ли какой-нибудь вариант - без регистрации?
2. Насколько данный вид подписания договора является обоснованным и законным?
upd
2 вопрос снимаю, увидел в статье.