Как я чуть не лишился квартиры и придумал после этого онлайн-сервис подписания договоров

Привет, я типичный айтишник и цифровой энтузиаст. Иногда мне начинает казаться, что я могу сделать абсолютно все через любимый смартфон. Но реальный мир оказывается суровее. Постоянно приходится куда-то звонить, договариваться, заполнять формы и подписывать документы.

У меня сложные отношения с бумажными договорами. Настолько, что однажды я потерял договор купли продажи однокомнатной квартиры в новостройке и не смог вовремя оформить ее в собственность. Договор можно было выкупить за 25 тысяч рублей у застройщика, но тогда мне это казалось очень дорого. Я до последнего надеялся его найти в каком-нибудь далеком ящике. Прошло несколько лет, но я так и не нашел договор. Когда решился выкупить договор и оформить квартиру в собственность - оказалось, что застройщик сменил ООО, старое юр. лицо было ликвидировано, а все документы ФИЗИЧЕСКИ уничтожены. Я хорошо помню пробежавший по спине холодок в момент, когда я осознал всю пикантность моей ситуации.

В общем договора терять я могу, умею, практикую.

Подписывая очередной договор в новом медицинском центре, я серьезно задумался. Сколько подобных бумаг мы подписываем каждый год? А как часто сохраняем их? Лично я теряю эти бумажки прямо в тот же день. Да, чаще всего в них не оказывается реальной необходимости. Но что, если договор все же понадобится? Именно ради этих “что, если” люди хранят дома тонну макулатуры, а организации заставляют стеллажи архивами с договорами. Неужели в мире, где большинство операций можно элементарно решить с помощью смартфона, так уж необходима вся эта бумажная волокита? Многие юридические лица давно уже перешли на электронный документооборот между контрагентами, так почему никто не сделал подобного для договора между бизнесом и конечным клиентом? "Эх, вот бы эти клиники скидывали электронные доки" - мечтательно вздохнул я. Именно с этих мыслей начала зарождаться идея будущего сервиса.

Хватит это терпеть!

Разумеется, электронный документооборот — вещь не новая. Есть несколько сервисов, но все существующие — это бюрократический ад. Нужно выпускать электронную цифровую подпись (ЭЦП), правильно составлять договор, правильно взаимодействовать с налоговой. В общем, небольшому бизнесу проще подписать бумагу.

Так же, многие обменивались экземплярами договоров через электронную почту или whatsapp: распечатывали, ставили подпись, сканировали и отсылали обратно. Может ли такой договор быть юридически значимым?

Может! При исполнении определенных условий! Пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса РФ говорит о том, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса.

Абзац второй пункта 1 статьи 160 Гражданского кодекса РФ говорит о том, что письменная форма сделки считается соблюденной в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.

Для того, чтобы грамотно все оформить достаточно включить в договор пункты следующего содержания (и выполнить указанные в них условия):

«Стороны придали письменную форму настоящему Договору путем составления одного электронного документа, подписав его электронной подписью. Стороны согласны, что электронная форма настоящего Договора имеет такую же юридическую силу, как договор, составленный и подписанный в бумажном виде или на ином материальном носителе. В целях определения актуальной (действующей) редакции Договора в случае его обсуждения Сторонами каждая новая редакция Договора обозначается новым (уникальным) номером. Актуальной (действующей) редакцией Договора является редакция, утвержденная Сторонами посредством обмена сообщениями по электронной почте.»

Указанные способы заключения договора в электронной форме отвечают перечисленным требованиям законодательства. Они позволяют воспроизвести договор на материальном носителе в неизменном виде (содержание договора фиксируется сторонами в переписке по электронной почте) и позволяет достоверно определить лицо, выразившее волю на заключение договора.

Способ подписания договоров в электронной форме

Стороны могут договориться, что они признают юридическую силу за документами, приписываемыми аналогом собственноручной подписи (п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса). Гражданский кодекс прямо относит факсимильное воспроизведение подписи (факсимиле) и электронную цифровую подпись к aнaлoгам собственноручной подписи (АСП) и оставляет перечень допустимых АСП открытым. Иными словами стороны договора сами вправе определить используемый ими aнaлoг собственноручной подписи и порядок подписания договора таким АСП.

При этом, сторонам договора необходимо согласовать, что именно будет являться АСП. Это может быть логин и пароль к аккаунту на сайте, адрес электронной почты и т.п. Как один из наиболее удачных универсальных вариантов можно порекомендовать именно адрес электронной почты, т.к. только конкретные лица имеют доступ к своему электронному ящику, а сообщения фиксируются (сохраняются) на почтовых серверах (такие документы надежнее в доказательном плане). Адрес электронной почты можно фактически (но не юридически, т.к. юридически законом прямо предусмотрены требования к ЭЦП) рассматривать как своеобразную электронную цифровую подпись, а фактически и юридически он будет являться аналогом собственноручной подписи.

То есть получается, чтобы придать юридическую значимость договору можно просто добавить продуманный пункт в сам договор и оговорить, чем будет являться аналог собственноручной подписи? Звучит так, что это вполне можно реализовать в виде веб сервиса!

Проверка гипотезы до старта

Для начала я решил проверить гипотезу - нужен ли людям такой сервис. Заказал дизайн за 5000 рублей, склепал простенький сайт на тильде, заказал дудл видео за 3500 рублей, и полил трафик в тогда еще доступный и не экстремистский Instagram (теперь экстремистский) и Youtube.

Видео с описанием работы еще не существующего сервиса, его мне сделали всего за 3500 рублей!

Конверсия была достаточно низкой, потому что таргетировался просто на тех у кого есть собственный бизнес. Я получил 4 заявки, при бюджете 15 тысяч рублей. То есть 1 заявка стоила 3-4 тысячи рублей. Это очень дорого, но цель была достигнута. Я нашел тех людей, у кого реально остро стояла проблема подписания большого количества бумажных договоров. Проведя с каждым из них cust dev (если кому-то термин не известен, есть статья на vc, ссылка будет ниже), я понял что тема достаточно интересна и на рынке уже есть спрос на цифровой договор. Дело оставалось за малым — разработать сервис.

Разработка

Разработка далась тяжело. О прелестях работы с фрилансерами я еще расскажу в отдельной статье. Кратко: фрилансеры обещали сделать сервис за 40 дней и 200 тысяч рублей, а в итоге делали 8 месяцев и почти в самом конце пути сменили разработчика и начали заново! У нового разработчика получалось все из рук вон плохо. Мы решили разойтись пока все еще в добром здравии и не тронулись умом. Искать третьего разработчика чтобы он доделывал за остальными двумя было уже перебором, поэтому решил сделать все сам.

Запуск

Спустя 2 месяца мы были готовы к первому релизу. Сделали 2 сайта:

  • для предпринимателя desktop.okidoki.su
  • для клиента m.okidoki.su

Процесс подписания договора достаточно прост. Нужно один раз создать шаблон, обозначить поля которые отличают один экземпляр договора от другого (как правило это ФИО клиента, цена, список услуг). Далее при выставлении договора нужно заполнить поля данными клиента и отправить ему ссылку на подписание.

Форма выставления договора со стороны предпринимателя. Справа администратор должен заполнить поля и нажать на кнопку "Выставить на подпись" и отправить ссылку клиенту
Форма выставления договора со стороны предпринимателя. Справа администратор должен заполнить поля и нажать на кнопку "Выставить на подпись" и отправить ссылку клиенту

Клиент открывает ссылку и видит еще не подписанный договор. Далее ему нужно либо зарегистрироваться в сервисе с указанием своих данных, либо авторизоваться. Как только клиент авторизовался сервис автоматически заполняет договор данными клиента. Затем остается только ввести код из смс и все, договор подписан! Экземпляр договора можно найти на почте или в личном кабинете сервиса.

Этого было достаточно чтобы привлечь первый бизнес, отработать на нем процессы и получить ценную обратную связь.

Первого клиента нашли через знакомых. Им стала сеть центров иностранных языков и раннего развития Happy Panda, где учатся 1500 учеников. За год Happy Panda подписывает более 2500 договоров с родителями. Процесс подписания достаточно обычен для такого рода бизнеса. Администратор печатает пачку договоров, скрепляет степлером, расписывается, проставляет печать и складывает пачку к себе в ящик. Когда клиент приходит в центр, администратор достает 2 экземпляра, вместе с клиентом заполняет, расписывается, один экземпляр отдает клиенту, второй — к себе в архив. Обычно в центрах многолюдно, много родителей, детей, за которыми нужно следить чтобы они друг друга не пришибли. Поэтому электронный документ оказался очень удобен. Можно в пару кликов выставить договор, и продолжить следить за детьми и общаться с родителями. Трудоемкость процесса подписания со стороны администратора снизилась с 5 минут до 30 секунд! Клиент, придя домой, может в спокойной обстановке прочитать договор и подписать его. Мы уже получили положительный фидбек от клиентов. Судя по их отзывам, реально повысилась прочитываемость договора.

При несомненных плюсах такого процесса оказалось что есть и минусы. Около 40% договоров не подписываются вообще. Клиент просто забивает и все. Над решением этой проблемы нам предстоит еще поработать. Например добавить автоматические уведомления. Еще одна ожидаемая проблема — персональные данные. Несколько клиентов отказались предоставлять сервису свои данные и предпочли бумажный договор. Мы уважаем их выбор и, уже думаем над фичей когда сервис вообще не будет хранить у себя данные клиента и не будет заводить аккаунт для него.

Недавно мы подключили к сервису второго клиента — компанию по монтажу натяжных потолков. Процесс подписания у них выстроен иначе. Администратор готовит договор в 1 экземпляре, сама все заполняет и передает монтажной бригаде на объект. Клиент после монтажа подписывает подготовленный договор и все. Бизнес себе экземпляр не оставляет, потому что особо им не нужен, да и бумага дорогая. Тут мы помогаем бизнесу упорядочить процесс, потому что все таки свой экземпляр лучше иметь, чем не иметь. Теперь администратор заранее скидывает ссылку на подпись и монтажники вообще не участвуют в этом процессе.

Еще один прекрасно работающий кейс - онлайн заключение договоров. Тут все достаточно ясно: не нужно искать принтерную чтобы напечатать-подписать-отсканировать - достаточно отправить ссылку

Что дальше

На данный момент мы подписали свыше 2000 договоров, и мы пробили наш первый желанный рубеж — 1300 подписанных договоров. Почему 1300? — потому что это примерно 16 пачек бумаги, а для производства 16-ти пачек бумаги — нужна целая сосна! То есть каждые 1300 подписанных договоров в нашем сервисе — спасают целую сосну где-нибудь в тайге Пермского края!

Наша спасенная сосенка
Наша спасенная сосенка

Сейчас мы готовимся к запуску маркетинговых компаний, но сперва хочется проверить работоспособность концепции на разных бизнесах. Потому что у каждого бизнеса уникальные потребности. К примеру, Happy Panda привыкла работать через OkiDoki и поток обратной связи почти иссяк, но первый же бизнес из другой сферы — монтаж натяжных потолков — запросил большое количество доработок. Поэтому мы в активном поиске ранних последователей. Если у вас есть бизнес в котором вы заключаете договора с клиентами и готовы оцифровать этот процесс, то как говорится — welcome). Пока сервис бесплатен, но в дальнейшем планируем вводить подписку с ценами на уровне 8 рублей за один подписанный договор, что значительно дешевле стоимости подписания бумажного (около 50 рублей за 1 договор)

Почему "договорА" а не "договорЫ"?

Здесь некоторый парадокс. Большинство людей говорят договорА, с ударением на последний слог и на конце "а". Мне кажется что так говорить проще, и как то звучней и мелодичней. Но неизменно находятся люди которым это режет слух и они непременно поправят — "не договорА, а договорЫ". Потому что так правильно, хоть и не удобно. Тут есть некоторая аналогия с цифровым договором. Правильно, и, "надежней" что-ли, подписывать на бумаге. Но сейчас это превратилось в странный ритуал. Договора никто не читает, некоторые подписывают только один экземпляр, все хранят договора в ящиках где свалены миллионы бумажек, и нужную бумажку нереально найти когда она действительно нужна. Но при этом все неизменно хотят договор в начале взаимодействия с бизнесом как гарант юридической "правильности". Так вот. Язык штука изменчивая, как и наша жизнь. Если раньше что-то было правильно, но сейчас это не удобно, а удобным стало то, что считалось неправильным — то это самое время "удобному" стать «правильным». Время наконец перевести ритуал подписания договора в информационное поле, перестать рубить для этого деревья и перестать терять эти заветные бумажки!

Всем спасибо за внимание

2323
48 комментариев

su зря использовали, раньше было много мошеннических сайтов, когда делали копии сайтов, но с доменом su вместо ru.

6

Спасибо за информацию, не знал. Поменяем

1

Звучит очень интересно. Но есть вопросы конечно:
1. При потере аккаунта пропадают документы как я понимаю
2. Есть госключ который активно идёт как раз в эту сторону (хранение, подписание документов), или у вас на выходе что-то иное будет?
3. Вопрос безопасности, как бы я не любил цифру, но в что в банках с кредитами, что в документах или подобных приложениях, хотел бы установить себе запрет на подписание чего-либо. Мы знаем как улетают базы в общий доступ и как выпускаются копии сим карт, как с этим дела?

4

1. Все договоры дублируются на вашу почту
2. Госключ - это конечно круто, но это не про быстроту и удобство. У нас фишка в том что один раз делается шаблон, потом он заполняется в пару кликов и отдается на подпись. Сама подпись занимает пару минут. Госключ это про то что вы фактически выпускаете ЭЦП, сами готовите договор, заполняете его, подписываете его, отдаете второй стороне и ожидаете что вторая сторона тоже подпишет его госключом. Стоит ли говорить что клиент который стоит например в детском центре ну очень не хочет заморачиваться с этим и проще попросить бумажный договор))
3. Очень важный для нас договор. Пока видим решение - нет данных = нет проблем)) Хотим дать возможность клиенту не сохранять данные на наших серверах, а ограничиться только копией на почту. Только ему придется на каждый новый договор заново вводить все свои данные. Ну тут мы даем выбор - удобство или безопасность

2

Сделайте кучу стандартных форм договоров (типа купли-продажи авто, аренды квартиры и т.д.) и продвигайте или встраивайте на специализированных сайтах. Удачи!

3

Спасибо!
Тут есть простор для фантазии. Тоже думали о договорах между физиками и шаблонах для этих целей. Но пока нам нужно выстроить подписочную бизнес модель ориентированную на предпринимателей

Крутая идея, в нашей компании, как раз стоит задача упростить подписание договоров и мы нуждаемся в автоматизации и оптимизации процесса.
В данном случае мы снимаем с себя ряд задач и перекладываем их на клиентов в виде регистрации заполнения данных.
1. Есть ли какой-нибудь вариант - без регистрации?
2. Насколько данный вид подписания договора является обоснованным и законным?

upd
2 вопрос снимаю, увидел в статье.

1