Мои ошибки при запуске IT стартапа

Всем привет! Мы создаем систему, которая монетизирует непринятые в работу заявки и обеспечивает кэшбек с рекламы до 60%. Что-то вроде кросс-маркетинг платформы с элементами агрегатора.

Суть проекта
Суть проекта

Как же вышло, что я стал фаундером IT стартапа и полюбил копаться в проектах, рассказываю в этой статье.

Предыстория

Долгие годы мы занимались affilate маркетингом — это когда тебе платят % от заказа или фикс за заявку. 4 года мы вели рекламные кампании, доходность которых достигала x10 от вложений, но рынок рекламы такой что сверхвыгодное скоротечно — не удивляйся если они через год станут x2. Но это часть беды, другая сторона в том что партнер может поменять оффер и конверсия падает, так мы оказались с конверсией в 20% и доходность x1,5 летом 2022.

Гениальная идея или бизнес через Ж?

Если наши партнеры не берут в работу 80% качественного целевого трафика, что нам мешает передать его другим автоматически? Распределять непринятые заявки за % другим исполнителям... Гениально, не правда ли? Когда эта мысль посетила меня, я, без преувеличения, почувствовал себя молодым Биллом Гейтсом или Стивом Джобсом. Мысль есть — пора действовать! И первое, за что мы взялись, это за техническую часть, чтобы распределить как можно больше заявок и заработать как можно больше миллионов.

Дисклеймер: "как можно больше миллионов" пока не заработали, но мы в пути :)


За 2-3 месяца мы сделали MVP, суть работы:

  • по api забираем непринятые заявки в реальном времени;
  • дополняем их данными из АТС (откуда и по какому поводу заявка);
  • создаем страницу на сайте;
  • используем телеграмм каналы с исполнителями как уведомление о заявке.
Тоже самое, только на слайде
Тоже самое, только на слайде

Ошибка №1

Не исследовать ЦА... а просто полагаться на свое субъективное мнение 🤕

Мы переоценили важность самого решения, недооценили трудность набора исполнителей. Будь у меня под рукой машина времени, я бы сначала сделал нормальные воронки формирования аудитории (исполнителей) и только потом приступил к созданию системы. Мы сделали наоборот...

Итог - провальный тест, много заявок, мало взятых в работу.

Суровая правда, когда из 1600 переданных в распределение, было всего 14 закрыто... Ну а что, если набирали параллельно с запуском.
Суровая правда, когда из 1600 переданных в распределение, было всего 14 закрыто... Ну а что, если набирали параллельно с запуском.

Зарождение здравого смысла

Осенью я уже понимал что совершил типичную ошибку новичка, который возомнил себя гением и закрыл глаза на все, на что только можно:

  • на методологию;
  • на исследования;
  • на риск менеджмент;
  • на финансовый план.
Кстати, если у вас были "гениальные" идеи, что из списка игнорировали вы?
Методология
Исследования
Риск менеджмент
Финансовый план
Все перечисленное

Ошибка №2

Рекрутинг на энтузиазме. Когда делегировать дольше чем сделать самому ☠

Искать менеджеров-новичков, которые будут работать на результат без нормальной упаковки проекта – это утопия. Так я создал кучу гайдов, ТЗ, провел десяток интервью с заинтересованными кадрами, которые в один голос твердили какой интересный проект, но слились после первых же часов “свободного плавания”, не получив моментального результата. Получается трата времени впустую – я мог бы заниматься реальной работой и продвинулся бы дальше, чем на этом "кривом" делегировании, обучая людей с их прИзрачной выгодой за %.

Если не готов платить реальные деньги за работу, тогда лучше сразу искать ангела, фонд или друга с деньгами, который возьмет на себя риск за долю.

Не стоит путать "рекрутинг на энтузиазме" с "персоналом на энтузиазме", команда должна верить в проект, а фаундеру надо периодически подкреплять веру, какими-то фактическими достижениями:

  • прошли в фонд;
  • получили "грабительское" предложение от частного инвестора;
  • исследования показали интерес аудитории...

У нас 6 человек работают на энтузиазме, они не новички, но даже учитывая что мы команда, все равно нужно обеспечивать гарантию. В моем случае, я делаю DAO, фактически, токенизирую проект, что позволит гарантировать доход (долю) перечислением токенов. Дальше эти токены можно обеспечить инвестиционным вливанием или операционной выручкой. Это отдельная история, про которую я напишу, если будет интересно.

Интересно узнать как создать payroll модель или гарантировать долю через DAO
Да
Нет

Ошибка №3

Сайлент мод. "Ребят, только слайды не показывайте никому, вдруг проект украдут" 😶

Лишая себя нетворкинга, ты лишаешь себя критики. Без обратной связи и взгляда со стороны достижение цели становится менее вероятно.

Той же осенью, по воле "случая", Казахстан показался мне очень интересной страной для незапланированного путешествия, при чем туда ехали мои друзья. Они предложили заехать - трудно было отказать.

В казахской степи я познал силу нетворкингов, где познакомился со многими проектными ребятами. Для меня все это было как открытие Америки Колумбом. Я понимал что ход запуска моего проекта вообще не формат и активно латал дыры.

Вот чеклист, который я вынес для того чтобы "проект" называть проектом:

  • Питч на 3 минуты – Для сравнения, наша презентация была на 20 минут, как докладик в универе, где чем больше - тем лучше.
  • Подтверждение нужности продукта (проблема/решение): качественное и количественное исследования ЦА.

  • Финансовый план (юнит экономика до стадии выхода на безубыток).
  • Подтверждение того, что проект реализуем – готовая техническая MVP и заряженная команда.

Это минимум, с которым можно работать, подаваться в фонды, проходить, получать предложения, удерживать и расширять команду.

Итогом всего этого стало то, что мы прошли в один инвестфонд, который уже дает некий статус проекту, как чему-то потенциально интересному и ценному.

Ошибка №4

Полагаться на свои деньги 💸

Лучше искать инвестфонд как можно быстрее. Даже если не нужны инвестиции, все равно искать. Фонд - это, как минимум, показатель адекватности проекта и страховка, плюс еще ментор, трекер, критик и деньги. Фонд - твоя Alma Mater.

Пройти в фонд не трудно, но без стандартизации материалов, и того чек-листа выше, идти в фонд просто не с чем. Идея + даже MVP + презентация основанная на субъективности это слабо. Обучать бизнесу бесплатно вряд ли какой-то фонд возьмется, поэтому нужно понимать что для всего есть порог.

  • Для инвестиций (чтобы получить) – нужно иметь 2-3 невыгодных предложения.
  • Для инвестиционных предложений – нужно пройти в фонд.
  • Для прохода в фонда – чек-лист.
  • Для чек-листа – нетворкинги 😉

Открытия в пути

Нетворкинги подарили мне много знакомств не только с людьми, которые уже прошли раунды и получили финансирование, но и с теми, кто горит идеей, кто повторяет мои же ошибки, рискуя выгореть на первом же провале.

Не то чтобы я встал на тропу менторинга, будучи в прошлом нормально отменторенным сам, я просто полюбил разбирать проекты. Делая разбор и аргументированно указывая на ошибки, я вижу себя в прошлом и невольно осознаю собственную значимость и полезность. К тому же, комьюнити единомышленников – это не только полезно, но и потенциально взаимовыгодно: коллаборации, готовые решения, брейнштормы...

Мой telegram @a_238

Пока "ловим" нормальное инвестиционное предложение, могу здорово помочь, не уверен, что на момент прочтения актуально, но все равно пиши 🤜🤛

44
2 комментария

Спасибо, что поделились своим опытом)

Ответить

Всегда пожалуйста, если интересно, подписывайте, буду еще выкладывать о том как идут дела

Ответить