Финтех-stan: как построить финтех-стартап в Таджикистане

В наших головах Таджикистан никак не ассоциируется с инновационными стартапами и финтехом. Скорее с образом многочисленных малограмотных разнорабочих, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни, или с видеороликами о забавах удивительного туркменского лидера, так как в массовом сознании Таджикистан и Туркменистан — одно и то же.

Финтех-stan: как построить финтех-стартап в Таджикистане

Однако в этой статье я хотел бы рассказать об истории-исключении, во многом ломающей наши стереотипы и предубеждения, так как это, на мой взгляд, очень интересный пример «успеха вопреки» и роли технологий, меняющих жизнь в Таджикистане.

«Алиф» за пять лет превратился из стартап-идеи троих молодых людей в быстро растущий необанк в Центральной Азии. И всё это, на мой взгляд, началось с одного смелого решения в 2011 году — вернуться вопреки и попробовать найти свой путь к успеху даже в сложной системе координат.

Для меня эта история началась когда двое из моих друзей, которые учились в Лондоне и имели возможность успешно продолжить карьеру в Великобритании, вдруг решили вернуться на родину в Душанбе.

Это решение было в обратном направлении массового оттока мозгов и квалифицированной рабочей силы из Таджикистана. Тогда Абдулло Курбанов (выпускник London School of Economics) и Зухуршо Рахматуллаев (выпускник University of Warwick) делали, на мой взгляд, что-то совсем странное и непонятное для меня.

Однако уже в 2014 году они совместно с третим фаундером Фирдавсом Мирзоевым (выпускник Saint Louis University, School of Law) начали свой таджикский стартап в сфере микрокредитования — «Алиф Капитал».

Слева направо: Зухуршо, Абдулло и Фирдавс​
Слева направо: Зухуршо, Абдулло и Фирдавс​

Население Таджикистана составляет 10 млн человек и обладает самым большим количеством молодых людей в процентном соотношении на постсоветском пространстве, это быстрорастущий рынок с растущим количеством пользователей смартфонов.

Я помню, как в наших беседах мы часто обсуждали, что человеческий капитал — единственное конкурентное преимущество Таджикистана, которое невозможно выкачать и вывести в офшоры. Как и любой технологичный бизнес, это бизнес, который строится на талантах людей, и его сложно отобрать, вернее, можно, но он быстро перестанет функционировать и расти.

Например, мы все помним недавние переживания инвесторов «Яндекса» о возможном аппетите государства или людей вокруг, но вскоре все убедились в нереальности этого сценария, на мой взгляд, именно по этим причинам. Иногда хочется верить, что технологии в будущем победят любую человеческую неэффективность, в том числе коррупцию, воровство и авторитаризм.

«Алиф» начинался с базовой модели предоставления беспроцентной рассрочки для покупателей и заработка комиссии с ритейлеров, в 2015 году всё ещё велось в Excel.

Финтех-stan: как построить финтех-стартап в Таджикистане

Вначале были трудности, первый потенциальный партнёр «пропал». Но в итоге этой бизнес-моделью заинтересовались другие партнёры (магазины), и постепенно количество партнёров, клиентов и продаж начало расти. «Базовая» модель беспроцентной рассрочки постепенно была усовершенствована. Годовой рост портфеля (на конец года) за последние четыре года составляет 178% (не включая первый год, когда был эффект низкой базы и рост составил 550%).

После первого опыта работы с готовыми банковскими системами команда быстро пришла к выводу, что необходимо выращивать свою команду программистов in-house и делать упор на технологии, и сейчас из более 250 сотрудников «Алифа» около 50 штатных программистов.

Основной причиной отказа от готовых банковских решений стала высокая стоимость и негибкость систем для надстройки своих локальных решений. «Алиф» запустил свою академию по обучению программистов, разработал свой электронный кошелек, дебетовую карту и систему QR-платежей.

Сейчас «Алиф» — единственный необанк в Таджикистане, то есть банк, обладающий собственным финтех-решением alif.mobi и разрабатывающий собственные инновационные продукты внутри.

QR-платежи, как и потребительское кредитование, растут очень быстро (годовой рост в 30 раз с декабря 2018 года по декабрь 2019 года), так как в Таджикистане пока мало популярны Visa и Mastercard в основном из-за высоких эквайринговых комиссий и большой роли серой экономики. Согласно данным НБТ (центробанк страны) за первую половину 2019 года, Visa составляет 4,9% рынка, Mastercard 0,2%.

В июне 2017 года «Алиф» запустил свой онлайн-магазин товаров в рассрочку, начав в основном с бытовой техники, телефонов и устройств, а затем перешёл на автокредитование и ипотеку. Все услуги успешно продвигаются и осуществляются в основном онлайн.

В прошлом году «Алиф» открыл представительство в Узбекистане, в новом самом большом и открытом рынке Центральной Азии. Узбекистан — это 30-миллионный рынок с огромным потенциалом и непаханое поле с точки зрения финтеха. Журнал Economist признал Узбекистан экономикой 2019 года, в основном отмечая усилия государства по реформам и огромному экономическому потенциалу.

Сейчас за счет входа на рынок Узбекистана и запуска новых продуктов выручка «Алифа» растет темпом более 40% месяц к месяцу, а количество клиентов растет на 12% месяц к месяцу. «Алиф» получил полную банковскую лицензию в Таджикистане. Банковская лицензия откроет новые возможности для международных платежей, конвертации и развития новых банковских услуг.

Для меня история «Алифа» — это прежде всего история успеха вопреки, не только потому что ребята решились вернуться вопреки общему тренду. Скорее это история успеха вопреки общему тренду, не очень позитивному тренду в банковском секторе Таджикистана, погрязшим в невозвращенных депозитах, растратах и громких делах о непонятных кредитах, не говоря уже о наших любимых спутниках в любой сфере: коррупции и бюрократии.

Абдулло так же сооснователь somon.tj — аналога Avito на таджикском рынке. Larixon Classifieds, одним из акционеров которой является «Яндекс.Вертикали», заинтересовался этой компанией и проинвестировал в неё.

История «Алифа» так же удивляет тем, что она, как и любой другой успешный стартап в Кремниевой долине, прежде всего тянется вперед и растет за счет видения фаундеров и ценностей, которые они транслируют.

«Алиф» — уникальный пример финтех-стартапа, работающего по принципам исламского банкинга. Для фаундеров это личный вопрос, то есть исламский банкинг не выбран для того, чтобы помочь с «нишой» или для привлечения определённой категории клиентов, или для маркетинга. Исламский банкинг — часть ценностей фаундеров, и они бы не занялись финансами, если не могли бы это делать в рамках своей веры.

«Алиф» вызвал большой интерес у инвесторов за рубежом, среди инвесторов: Швейцарский частный банк (CBH Bank) и family office частного инвестора из Монако (опытный инвестор, Хофиз Шахиди).

Последний раунд финансирования был закрыт по оценке в примерно $20 млн, на мой взгляд, эта история сопоставима с миллиардными оценками «единорогов» в США, учитывая масштабы экономики Таджикистана (ВВП $8,3 млрд) и венчурные сделки на постсоветском пространстве, $20 млн — это очень большая история для венчурного рынка СНГ. К примеру размер венчурного рынка РФ составил $662 млн в 2018 году.

Хотелось бы, чтобы эта история служила вдохновением всем тем, у кого есть идея и он не решается её реализовать, иногда нужно просто брать и делать, не важно где, даже в Таджикистане. А так же это хороший пример для тех, кто не решается вернуться или просто сделать что-то вопреки мейнстриму.

1515
30 комментариев

Интересно как фаундеры обходят запрет Корана на ростовщичество?

И почему у них сайт на русском языке?
Похоже, что целевая аудитория - трудовые мигранты, работающие в Москве?
(написал им предложение на их сайте по теме исламского банкинга в России)

3
Ответить

русский язык - язык межнационального общения согласно конституции Республики Таджикистан, целевая аудитория - молодые люди, принцип исламского банкинга предполагает отсутсвие процентов - базовый продукт - это беспроцентная рассрочка, Алиф зарабатывает дисконт от ритейлера 

7
Ответить

Я один заметил, что это история про трех детей очень обеспеченных родителей? Дальше, думаю, продолжать бессмысленно.

4
Ответить

Совершенно верно!))) 

Ответить

Было бы интересно узнать, откуда у этих стартаперов деньги на открытие. В этой несчастной стране хорошо живут либо чинуши, либо наркоторговцы. Среднего класса как такового в принципе нет.

2
Ответить

Так в статье же написан бэкграунд в США у всех. Это либо мажоры местные, либо мажоры местные.

А вообще обычный проект, просто из непривычной страны для нас, но страна-родина Шахнамэ не может быть отсталой долгое время, так что все ок, удачи!

3
Ответить

это стартап история которая начиналась с одного компьютера, Excel и офиса на 3 человека

Ответить