Управленческий Баланс, и с чем его есть

Снова привет!
В ходе работы с клиентами зачастую сталкиваемся с непониманием собственниками и управленцами роли Баланса в фин. учете. ОДДС считает деньги, ОПиУ - обязательства. Зачем нужен Баланс? Все эти активы и пассивы, которые зачастую (если неправильно вести учет) сложно свести вместе. Еще и непонятно, как его анализировать.

Мы решили упростить жизнь себе и вам, и запускаем серию статей про основные управленческие отчеты. Что, как, с чем и зачем есть. Ну и начнем с самого сложного (по мнению многих) - с управленческого Баланса.

Готовы? Поехали.

Так выглядит форма отчета
Так выглядит форма отчета

Что это?

Управленческий баланс — один из трех главных отчетов у управленческом учете, который даёт ответы на три главных вопроса: сколько денег вложено в бизнес, каковы их источники и на что они потрачены.

А еще Баланс – это форма отчётности, собирающаяся на конкретную дату, а значит позволяющая увидеть состояние компании в конкретном моменте. В каком-то смысле благодаря ей вы, как пользователь, можете остановить время и оценить всё в одну бесконечную секунду. Как правило, частота сбора Баланса зависит от объемов бизнеса - в микро-, малом и среднем вполне можно собирать отчет раз в месяц по большинству параметров, чтобы четко отслеживать движения капитала. Крупные же компании собирают его обычно раз в год, а то и того реже.

Что вам даст баланс:

  • Понимание того, сколько денег заморожено в дебиторской задолженности и складских запасах, а сколько свободных на счетах и в кассе.
  • Сколько вложено личных средств, куда потрачены деньги кредиторов.
  • Поможет контролировать долги перед кредиторами: поставщиками, инвесторами, банками, государством.
  • Понимание, каким имуществом располагаете, что можно продать, если нужны деньги для расчётов с кредиторами.
  • Данные для подсчёта показателей финанализа: платёжеспособности бизнеса, ликвидности активов, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей и др.

Звучит красиво, и это тот редкий случай, когда и выглядит всё также, если знать, куда смотреть.

А смотреть надо на два основных блока, из которых состоит отчет - Активы и Пассивы, где Активы - это все материальное и нематериальное имущество компании на текущий момент, Пассивы - то, на что эти Активы были приобретены.

Разберемся поподробнее.

Активы

Бывают двух типов – оборотные и внеоборотные.

Оборотные и внеоборотные активы
Оборотные и внеоборотные активы

Внеоборотные активы

Внеоборотные, собственно, те активы, которые не участвую напрямую в обороте средств компании. Они скорее его формируют. Это либо основные средства (здания, станки, т.д.), либо НМА (нематериальные активы), а также капитальные вложения.

Стоимость основных средств определяют путем проведения инвентаризации раз в какой-то период. Как правило, год. Это и недвижимость, и всяческое оборудование, мебель - все, что можно продать и обналичить, вплоть до ноутбука.

Капитальные вложения — это ваши инвестиции в создание или улучшение (модернизацию, ремонт) основных средств для использования его в будущем.

НМА встречаются реже. Обычно это объекты интеллектуальной собственности: изобретения, ноу-хау, статьи, базы данных и так далее. Сюда же относится стоимость товарного знака. Оценить все это порой сложнее, и тут требуется анализ НМА с точки зрения потенциальных доходов. Нужно ли это рынку? Есть ли конкурентные преимущества? Будет ли НМА приносить экономические выгоды и таким образом соответствовать критерию признания актива? Это вопросы для отдельной статьи.

Пока вам просто нужно посчитать все материальное и нематериальное, чему вы можете назвать цену, и вписать это в соответствующие строки Баланса на конец периода.

Внеоборотные активы
Внеоборотные активы

Оборотные активы

Теперь об оборотных активах. Это куда более применимо к малому/среднему бизнесу. Представлены в основном двумя строками – денежные средства и дебиторская задолженность.

Также сюда могут быть добавлены запасы, если компания занимается ритейлом, или краткосрочные финансовые вложения. То есть стоимость всех материалов/готовой продукции на вашем складе и выданные вами займы до 1 года. Но последнее случается и тем более учитывается в малом бизнесе довольно редко.

Что такое денежные средства, думаю, объяснять не стоит. А вот на дебиторской задолженности (ака дебиторке) можно и чуть-чуть затормозить для пояснений.

Дебиторская задолженность - это все задолженности клиентов, подрядчиков, поставщиков, сотрудников и так далее перед компанией. Как правило это долги клиентов за оказанные услуги/отгруженные товары или авансы сотрудникам/подрядчикам.

Просто зафиксируйте в уме, что если вам должны денег - это ваша дебиторская задолженность.

В целом в оборотных активах важен один показатель – их ликвидность. Вы просто должны понять, что из того, что вы написали, может стать деньгами, и в какой срок. Поэтому анализировать оборотные активы стоит в первую очередь через коэффициент текущей ликвидности. О нем немного позже.

Резюмируем - оборотные активы это:

- деньги на счетах

- дебиторская задолженность

Посчитали, записали.

Оборотные активы
Оборотные активы

Пассивы

Состоят из капитала и обязательств.

Пассивы
Пассивы

Капитал

Про капитал можно кратко – хорошо, когда он есть. И чем больше, тем лучше.

Это то, что непосредственно отражает нашу компанию. Не количество денег на счету, не количество довольных клиентов, а капитал. Он растет - компания богатеет. Падает - беднеет. Не зря при оценке бизнеса смотрят на его капитализацию.

Формула капитала - уставный/добавочный капитал + накопленная прибыль/убыток - выплаченные дивиденды.

Уставный и добавочный капитал - деньги, внесенные собственниками на старте работы компании и по ходу дела. Грубо говоря, объем вложенных вами средств.

Накопленная прибыль - тут вообще стоит пояснять? Если да, то это накопленные чистая прибыль или убыток за все время работы компании. Напомним, что чистая прибыль выводится на основании отчета о прибылях и убытках, и ни в коем случае не ДДС.

Ну а дивиденды - то, что было распределено и выведено из компании ее собственникам или акционерам. Дивиденды уменьшают общий капитал, так как это, по сути, потеря денег бизнесом, поэтому в общей формуле идут со знаком минус.

Капитал
Капитал

Обязательства

Бывают долгосрочные и краткосрочные, но в малом бизнесе в основном рассматриваются только краткосрочные, ибо в их случае вид долгосрочного обязательства может быть только один – заём на длительный срок.

Краткосрочные в свою очередь делятся на собственно займы на короткий срок (до года) и кредиторскую задолженность.

Кредиторская задолженность - все долги компании перед кем-то. Вспоминаем дебиторку и переворачиваем наоборот. Это все неоплаченные счета за оказанные услуги/отгруженные товары, выданные вам авансы, долги перед сотрудниками по зарплате и так далее.

Все просто. Посчитали и внесли. Баланс собран!

Примерно так выглядит человек, у которого сошелся Баланс
Примерно так выглядит человек, у которого сошелся Баланс

Вот и все

Или нет?

Ну собрали мы цифры, внесли их в таблицу. Что дальше?

Дальше самое важное и интересное - анализ.

Мало просто собрать тот или иной отчет, тогда он абсолютно бесполезен. Важно правильно использовать информацию из него во благо общества! Ну или хотя бы компании.

Баланс должен балансировать

Итак, с чего начинать анализ управленческого Баланса?

С его валют. Валюта Баланса - это сумма его Активов или Пассивов.

Самое важное - валюты Баланса должны сходиться друг с другом. На то он и Баланс. Отчет собран правильно, если сумма Активов равна сумме Пассивов.

Почему это так? Вспоминаем, что Активы - это все имущество компании, а Пассивы - то, на что оно было куплено. Имущество не может появиться само по себе. И каждая финансовая операция содержит в себе две стороны - дебет и кредит. Плюс и минус. Инь и Янь.

Также нужно смотреть на то, что формирует эти валюты. Т.е., чего больше - капитала или обязательств, оборотных или внеоборотных активов. Особенно актуально это в части пассивов.

Почему это важно? Потому что пассивы в балансе неоднородны. Если большая часть пассивов (или существенная) представлена капиталом – это хорошо. Потому что капитал – это источник формирования активов и погашения обязательств. А если гораздо больше обязательств - компания погрязла в долгах.

Чистые активы=Капитал=Активы-Обязательства. Чем их больше, тем вы богаче
Чистые активы=Капитал=Активы-Обязательства. Чем их больше, тем вы богаче

Ликвидность

Вот мы к ней и подошли.

Ликвидность измеряется коэффициентом ликвидности и показывает, какую часть текущих обязательств компания может погасить из своих оборотных активов.

Формула - Коэффициент текущей ликвидности = стоимость оборотных активов/сумма всех обязательств.

Чем выше показатель, тем больше платежеспособность, а значит и безопасность предприятия. Должен быть больше 100%. А лучше и всех 150%.

Управленческий Баланс, и с чем его есть

Независимость

Свобода, равенство, братство по-финансистски.

Измеряется коэффициентом финансовой независимости и показывает соотношение собственного капитала и обязательств компании. Иными словами, насколько у вас много обязательств и насколько вы зависимы или независимы от своих кредиторов.

Формула - Коэффициент финансовой независимости = сумма капитала/общая сумма пассивов.

Как и прежде - чем больше, тем лучше. Целевой показатель - не меньше 40%.

Управленческий Баланс, и с чем его есть

Копейка рубль бережет

Еще один важный показатель - рентабельность собственного капитала.

Показывает величину прибыли, которую вы получаете на единицу стоимости собственного капитала.

Если проще - сколько приносит каждый рубль вашего собственного капитала. Та самая машина по превращению одного рубля в два рубля. Ну или в ноль рублей, если машина работает плохо.

Формула - Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль за период/сумма капитала

Управленческий Баланс, и с чем его есть

Итог

Это было тяжко, но мы это осилили. Мы постарались донести вам корневое понимание того, что такое Управленческий Баланс, зачем он нужен в компании, из чего он состоит и на что обращать внимание при анализе.

Да, невозможно учесть все, и в каждом пункте есть свои нюансы. Но и статья эта предназначена для того, чтобы каждый прочитавший ее собственник или управленец понял принципы и знал, куда нужно смотреть.

"Знать все на свете нереально, но я, мечту свою лелея... нанимаю фин. директора"

Ведь именно финансовый директор, который четко знает все процессы и знаком с подводными камнями, должен собирать управленческий Баланс наряду с остальными отчетами, анализировать показатели и класть предлагаемые решения в красивой папочке к вам на стол. Вот тогда каждый будет на своем месте, и вам останется только нажать большую красную кнопку для запуска процесса. Ну и сделать кучу других действий от принятия управленческого решения до его реализации. Однако это совсем другая история.

Оцифровывайте свои компании, ориентируйтесь на железные цифры и будут вам счастье, богатство и капитал. Ну и обращайтесь к нам за помощью.

Ваша EBITDA

77
2 комментария

Отличная статья. А можете выслать шаблон баланса?

КакаЯ прекрасная статьЯ. Сразу видно, что писал очень талантливый Человек( мне понравилось сравнение баланса с Инь и Янь) лучше и не скажешь. Везде законы Мироздания есть везде. Даже в бухгалтерском балансе😉😁