Там обслуживают «зеленых», ЛГБТ, мигрантов, креаторов, там пьют кофе и проводят мероприятия — и это все о… банках!

Цифровизация меняет все сферы, даже такую консервативную как банки. Да, пока еще большинство банков — это ряд клерков в окошечках, но будущее уже заглядывает в эти окошечки.

Скоро. Во всех банках страны:)
Скоро. Во всех банках страны:)

Одни упраздняют свои отделения и переходят полностью в онлайн, другие сосредотачиваются на обслуживании определенной социальной группы и строят коммьюнити, третьи превращаются в кофейни и коворкинги… И это как раз тот случай, когда ваш бизнес может запартнерится с банком и обеспечить себе будущее. Посмотрим на тенденции?

Нишевые банки: таких вы еще не встречали

Если раньше нишевым мы называли то, что работает на определенную индустрию: агро, нефтянка, промышленность, то сейчас растет доля нишевых банков, обслуживающих определенный сегмент аудитории.

Нишевые банки – мечта сегрегатора. В какую категорию ни ткни – уже обслуживается. Такое впечатление, что их создают, прочесывая ряды «угнетенных» групп.

Банк для ЛГБТ – Daylight с лозунгом «безопасное пространство для вас и ваших денег». Банк разрешает использовать выдуманные имена вместо реальных, создал приложение для комьюнити, где обсуждают не только финансы.

Банк для афроамериканцев и латиноамериканцев – Greenwood, родившийся в пустошах Оклахомы. Своей целью декларирует поддержку цветного комьюнити, выделяет гранты на социальные и предпринимательские проекты от фаундеров искомого происхождения.

Банк для мигрантов – Majority. Специфика этой категории в том, что почти 70% мигрантов отсылают деньги в домашние страны, поэтому за $5 ежемесячной абонплаты Majority упрощает всю эту историю: трансграничные платежи без комиссий, прямые переводы, безлимитные звонки в более чем 20 стран.

Банк для женщин – Ellevest, созданный «женщинами для женщин». Женщины чаще чем мужчины предпочитают хранить деньги в нале, банк берет на себя миссию обучать грамотному накоплению и инвестированию. Тут и мобильное приложение с кучей доп функций, карты с saving features, пенсионные планы и много всего.

Банк для блогеров и прочих творческих людей – Кarat. В июне, кстати, они подняли раунд в $26 млн. Возьмем, например, Александру Ботез. Выпускница Стэнфорда, зарабатывает шестизначную сумму в баксах, играя в шахматы на Twitch, где у нее порядка 870 тысяч подписчиков. Но в кредитке ей отказывали дважды, пока она не пришла в Karat. Аудитория – это актив.

Банк для миллениалов и поколения Z – базирующийся в Таиланде банк TMRW или проект Гойхмана Zelf. Никаких скучных отделений, скачки приложений, выпуска карт. Деньги и обслуживание прямо в мессенджере, причем в том, которым ты уже пользуешься.

Банк, ориентированный на религиозных клиентов – исламские Нияха (Великобритания) и Инша (Германия).

В конце концов, есть даже банк для фанатов Дэвида Боуи – тот самый BowieBanc, который сам Дэвид и основал (под капотом, понятно, американский) и себя же оттиснул на всех кредитных картах.

Кстати, если вы хотите попробовать свои силы в обслуживании какого-то сегмента, то в России есть платформа APIBank, соединяющая банки и финтех-стартапы. Можно на их базе потестировать нишевание.

Я не буду долго рассуждать, но у меня важный вопрос. Вам лично нужен банк, который был бы заточен на вашу категорию (к какой бы вы себя ни относили)? Зачем?

Во что превратятся банки

Там обслуживают «зеленых», ЛГБТ, мигрантов, креаторов, там пьют кофе и проводят мероприятия — и это все о… банках!

Я не просто так начал приводить примеры банков, которые уже не просто банки, а специалисты по обслуживанию какой-то ниши.

На финансовом рынке сейчас соревнуются друг с другом две волны: одна на отлив (за последние два года российские банки закрыли 2300 своих отделений) и другая на прилив (разные банки до конца этого года планируют открыть от 10 до 116 новых отделений).

Но что интересно: новые отделения открываются в новом формате – почти без сотрудников и касс. В чем тогда смысл? Думаю, в том, чтобы потрафить человеческой природе: несмотря на то, что мы научились уже даже квартиры покупать в онлайне, все равно значительная доля людей по серьезным финансовым вопросам идет в банк лично.

И вот мы имеем с одной стороны — необходимость удовлетворить потребности клиента, с другой стороны – растущие издержки для бизнеса, которых по факту легко избежать, операционной необходимости в них нет никакой. И ладно бы клиент оплачивал свое желание пообщаться оффлайн, как это происходит в салонах с премиум-автомобилями, одеждой и вообще всего с приставкой «премиум». Но это совершенно обычный банковский клиент, который просто привык к сервису «на земле».

Привык-то он во времена, когда содержание огромных фронт-офисов было бизнес необходимостью. Но времена изменились, процессы усовершенствовались, офис и фронт-деск из необходимости постепенно превращаются в обузу. А привычки клиента так быстро не меняются.

Западные банки не просто так берут плату за право хранить ваши деньги у себя на счетах. По 10-40 евро в квартал с каждого клиента капают потихоньку, и на эти деньги получается содержать отделения и оставаться не внакладе.

Но и этого мало. Если взять банк как бизнес, то конкурентные перспективы у него грустные: линейка продуктов, цена, маржинальность – плюс-минус одни и те же, выделяться нечем. Остается единственный путь – конкурировать в области нефинансовых услуг и параллельно зарабатывать на содержание офиса. И вот тут есть реально интересные решения.

Консалтинг под прикрытием кофейни

Банк Capital One запартнерился с Peets Coffee и предлагает всем клиентам кофе с 50% скидкой вместе с коучинговыми сессиями от консультантов банка. Причем банк озаботился тем, чтобы сделать пространство уютным и полезным для клиентов: wifi, розетки, комнаты для переговоров, которыми могут бесплатно пользоваться студенты, представители НКО и держатели банковских карт.

Chase Bank открыл на Манхэттене настоящие кофейни с детскими игровыми зонами и dog-friendly, а окошечко для банковского клерка одно и где-то на задворках.

Канадский банк Tangerine, в целом, свой имидж строит вокруг концепции кафе на районе. У них даже окошечек нет, так как это полностью диджитал-банк, их позиция «мы – кафе для бизнеса в самых активных деловых коммунах Канады».

В банке Umpqua можно сходить на класс йоги и закупиться здоровыми продуктами.

У испанского банка Santander уже 8 рабочих станций, которые работают как кафе, коворкинг и банковский офис. Что интересно, Сантандер делает выбор в пользу большого пространства, то есть это не просто кафешечка на несколько столиков, а полноценное коворкинговое пространство, куда предприниматели приходят поработать, где проходят ивенты, мастер-классы и небольшие конференции.

И вот какие результаты: за 2019 год (за 20-21 толком нет статистики из-за пандемии и ее ограничений) клиенты с рабочей станции в 4 раза чаще открывали счет в Сантандере, чем те, кто заходит в обычные отделения.

Я недавно подробно писал в своем фейсбуке, что у нас не битва технологий, у нас битва креатива. Поэтому если у вас не хватает каких-то технических познаний, это не страшно. Важно — чтобы хватало креатива!

Чуете тренд? Жалко банковской фантазии пока больше, чем на кафе не хватило. А ведь можно было бы…

Есть идеи, гибрид банка с чем был бы самым жизнеспособным и прибыльным проектом?

88
21 комментарий

Ох что начнется, если кто-то смелый попробует открыть банк для мужчин, да еще и для белых😂

8

еще сделает для ВИП-тарифов отдельные переговорки с кожаными диванами, сигарами, бухлом и девочками - будет годная услуга я щетаю.
-Дорогой, ты куда?
-В банк заеду.
Через пять часов возвращается поддатый и  усталый, мол, "AML со своим комплаенсом весь мозг мне вые**и" :)

5

Комментарий недоступен

3

А если серьезно, то сейчас есть очень сильный тренд снижение порога входа практически в любую сферу. И это происходит в первую очередь за счет API. Есть, например, API брокер для торговли на бирже (tradier.com), есть целый маркетплейс API https://rapidapi.com/ - там вообще можно найти все что угодно и с помощью одного программиста получить в своем продукте функционал десятка тысяч часов разработки. Я например с их помощью сделал за 5 часов свой скринер опционов на американской бирже в режиме реального времени. И стоит это 20$ в мес. 

2

на основе какого АПИ, если не секрет? звучит заманчиво просто :)

Согласен, и это очень правильный процесс. Мы делаем то же самое, выпустив на рынок open-source платежный процессинг Osnova.
Я за то, чтобы на рынке бились не бюджеты, а креативы. Копни большие компании чуть поглубже, там за бюджетом часто и нет ничего, скучные, унылые решения. А у интересных и креативных нет денег преодолеть порог на вход. Поэтому чем он ниже, тем лучше и для рынка, и для потребителя.

Нужен банк для комментаров VC.
С коворкингом и куртизанками, само собой 

1