Почему 1000 инвесторов с $1000 лучше, чем 1 с $1 млн

Одной из важнейших задач основателей стартапа является привлечение инвестиций. Инвестиции нужны для роста команды, маркетинга и выхода на новые рынки. Сегодня открываются широкие возможности для привлечения инвестиций. Гораздо больше, чем было доступно основателям компаний в прошлом.

Инвестиции в стартапы делят на разные стадии: pre-seed, seed, round A, round B… public.

Если на самом раннем этапе (pre-seed) это будут собственные средства, либо деньги друзей и родных, то на следующем этапе (seed) становится возможным привлечение средств инвесторов, заинтересованных в увеличении собственного капитала.

<p>Источник: https://mintymint.net/blog/business/startup-funding-explained-investment-rounds-and-sources</p>

Источник: https://mintymint.net/blog/business/startup-funding-explained-investment-rounds-and-sources

Инвесторы различаются по размеру чека и степени вовлеченности в управление компанией. Кто-то предпочитает вовлекаться в операционную деятельность, а кто-то – вовсе не вмешиваться. Это могут быть большие венчурные фонды с миллиардным капиталом, могут быть бизнес-ангелы со средним чеком, а могут быть розничные инвесторы с малым чеком. Привлечение последних стало возможным благодаря краудинвестингу (совместная покупка доли в стартапе). Не путать с краудфандингом (совместное вложение в проект на безвозмездной основе, либо за какое-то вознаграждение).

Государствам пришлось привести в порядок законодательную базу, чтобы сделать возможным инвестиции розничных инвесторов в стартапы в обмен на долю. Подробнее об этом можно почитать в статье на Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Краудинвестинг.

Этому значительно помогали появившиеся краудинвестинговые платформы и сообщества розничных инвесторов. Рынок краудинвестинга показал 19,3% роста в 2021 году согласно источнику https://www.statista.com/outlook/dmo/fintech/alternative-financing/crowdinvesting/worldwide.

Таким образом, перед стартапами, которые хотят привлечь инвестиции, может возникнуть вопрос «Что лучше: один инвестор с 1 млн. долларов, либо 1000 инвесторов с 1000 долларов?». Давайте рассмотрим оба варианта.

Источник: Freepik.com. Автор: pch.vector.
Источник: Freepik.com. Автор: pch.vector.

Институциональный инвестор

В случае привлечения институционального инвестора (к примеру, венчурного фонда) с большим чеком (1 млн. долларов) стартап получает, кроме денег, подкрепление репутации, экспертизу фонда, поддержку по налаживанию связей с партнерами фонда.

Репутация. Стартапы стремятся привлечь значимые и влиятельные венчурные фонды (Sequoia, Accel, Andreessen Horowitz), потому что это значительно поднимает репутацию стартапа среди всех инвесторов. Связано это с тем, что венчурные фонды очень скрупулезно подходят к отбору стартапов для инвестирования и затем дают такую поддержку стартапу, которая сильно способствует его успешности.

Экспертиза. Технологические стартапы соревнуются не только в том, кто предоставит наилучший продукт или услугу. Они соревнуются в уровне менеджмента и настройки прочих организационных процессов. В этом плане венчурные фонды могут быть очень полезны, т.к. обладают накопленной экспертизой, которой делятся со стартапами. Возможно, наличие такой экспертизы является причиной, почему некоторые венчурные фонды успешнее других.

Нетворкинг. Большие влиятельные венчурные фонды обладают обширной сетью связей в разных направлениях. Они могут предоставить доступ к лучшим юристам, финансистам и консультантам. Также они могут дать b2b стартапам выход на корпоративных клиентов. Инвестиции от венчурных фондов открывают множество дверей, ранее закрытых для стартапов.

<p>Источник: Freepik.com. Автор: vectorjuice.</p>

Источник: Freepik.com. Автор: vectorjuice.

Розничные инвесторы

Что может получить стартап, привлекая множество розничных инвесторов через краудинвестинговую платформу? Стартап получает 1000 последователей, их нетворкинг, доступ к венчурным фондам и синдикатам бизнес-ангелов, информацию о локальных рынках, а главное – полную автономию в принятии решений.

1000 последователей. Когда стартап привлекает 1000 розничных инвесторов, он получает в их лице 1000 последователей, заинтересованных в успехе стартапа. Они могут стать первыми пользователями продукта, если предложение стартапа соответствует их потребностям, либо могут привести таких пользователей. Последователь также означает вовлеченность инвестора в развитии продукта, возможность получить от него развернутое мнение, отзыв. Последователь также может стать сторонником стартапа, который будет защищать его от нападок и дурных слухов. Последователь – это кратно лучше, чем просто инвестор.

Нетворкинг. Через розничных инвесторов стартап может получить доступ к разным экспертам. Возможно даже в большей степени, чем через венчурный фонд. Даже, если 1 инвестор может дать всего лишь 1 ценный контакт, то 1000 инвесторов – это 1000 ценных контактов. Среди которых могут быть именно те специалисты, которые нужны стартапу для развития в данный момент.

Выход на венчурные фонды и синдикаты бизнес-ангелов. Многие из розничных инвесторов являются текущими сотрудниками венчурных фондов, членами синдикатов бизнес-ангелов, но инвестируют в интересах собственного капитала. Если стартап показывает хороший трекшн – то его оценка на следующих раундах инвестиций будет выше. Соответственно, больше возможностей для exit (фиксирование прибыли) розничного инвестора. Поэтому, розничные инвесторы заинтересованы в том, чтобы стартап продолжал развиваться и привлекал дополнительные деньги со стороны фондов и синдикатов. В этом они с удовольствием помогают основателям стартапов, давая выход на нужных людей и участвуя в переговорах.

Информация о локальных рынках. Большинство крупных венчурных фондов расположены в США. Причина – высокая концентрация капитала и технологических компаний. Таким образом, венчурные фонды не могут дать стартапам дополнительной ценности для выхода на другие рынки. У них отсутствуют знания культуры и иных особенностей рынков вне США. Розничные же инвесторы могут быть распределены по всему миру. Когда стартапу необходимо выйти на новый страновой рынок – ему смогут помочь локальные розничные инвесторы, которые вложили в него деньги. Они подскажут, какие могут быть трудности и нюансы на этом рынке, какие зарплаты у местных специалистов и где их искать.

Полная автономность в принятии решений. Возможно, самым большим преимуществом розничных инвесторов перед институциональными инвесторами является сохранение полной автономности основателей в принятии решений. Крупные инвесторы, желая минимизировать риски, предпочитают вмешиваться в принятие стратегических решений. Многим основателям это может не нравиться. Розничные инвесторы с малым чеком, не имея существенной доли в капитале компании, соответственно, не могут навязывать свою волю стартапам. При этом, основатели стартапов могут привлекать розничных инвесторов для выяснения их мнения относительно различных вопросов. Но принимать решение, в конечном счете, будут сами основатели.

Мы видим, что и в привлечении венчурных фондов, и в привлечении розничных инвесторов есть свои плюсы. Каждый стартап в лице основателей сам принимает решение, какой тип инвестора ему интересен. Можно использовать оба варианта, чтобы получить все плюсы. Так или иначе, краудинвестинг становится все более популярным способом привлечения инвестиций. Мы рекомендуем стартапам использовать его.

Почему 1000 инвесторов с $1000 лучше, чем 1 с $1 млн
66
2 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Serg, спасибо! Мы написали вам 👍

Ответить