Комиссия на валюту - новая форма изъятия или инициатива банков?

Комиссия на валюту - новая форма изъятия или инициатива банков?

Изъятие валюты у россиян началось не по тому сценарию, как многие предполагали — никакой обязательной сдачи валюты под угрозы применения созданных накануне законов, а более мягко (при этом довольно настойчиво) и хитро.

Банки начали вводить отрицательные ставки по валютным счетам (или комиссии за хранение, как этот процесс называют некоторые банки) .

Первым отличился Райффайзенбанк, введя с 30 июня комиссию в 0,2% в месяц (2,4% годовых) на валютные счета (доллар, евро, франк, фунт, иена) , размером, эквивалентным более $5 000, или более $50 000 для премиальных клиентов.

Более жестким оказался на удивление ПотанинБанк, ой, простите, Тинькофф банк, введя с 23 июня комиссию 12% годовых (1% в месяц) на сумму более $1000 в валютах доллар, евро, фунт и франк, причем, как сообщает брокер Тинькофф Инвестиции, аналогичные условия будут и для валюты на брокерском счёте, но иностранные акции, как особщается, это не заденет (у кого они ещё остались) .

Всего лишь за год $10 000 превратится в $8 863 (минус $1 137) просто потому, что эти деньги будут записаны на счетах Тинькофф, то есть, виртуально, так как физически эти деньги как лежали на корсчетах в США, так и останутся там лежать.

За пару дней до объявления Тинькофф новых комиссий клиентов начали жаловаться, что банкоматы перестали выдавать валюту, хотя были отмечены, что валюта в них есть. Ещё чуть раньше Тинькофф начал доплачивать 10% за сдачу бумажкой валюты, но на сегодняшний день акция уже закончилась, продлилась всего несколько дней.

Второй ПотанинБанк, тот, что Росбанк, вслед за сводным братом тоже планирует ввести комиссии, но вполовину меньше — 6% годовых, от чего никак не легче.

Очевидно то, что это будут не единственные банки, кто ввел отрицательные ставки, о новых мы узнаем в ближайшие дни, и, что меня сразу же удивило — все эти банки — частные, не связанные с государственным капиталом. Я бы более-менее переварил за новости, если бы комиссии первым ввели Сбер с ВТБ, но нет…

Как в басне

Единственное, что из всего понятно и вызывает некое беспокойство, так это то, что ЦБ, Минфин и банки действуют совсем в разных направлениях, как в басне про лебедя, рака и щуку и пытаются действовать только в своих целях. ЦБ пытается снять валютные ограничения, чтобы валюта вливалась на рынок в меньшем объеме, и курс рубля немного приспустился, а банки, наоборот, заставляют клиентов продавать огромные суммы валюты, наполняя рынок свободной валютой в обмен на рубли.

Минфин в свою очередь разрешил экспортерам зачислять выручку на зарубежные счета при условии, что 50% будут продаваться, и то, спустя 2 дня Путин отменил требование о продаже. В сухом остатке — разрешение зачислять выручку на счета в зарубежных банках.

По сути, в этой истории Минфин вставляет палки в колеса президентской системе «российское за рубли», так как деньги снова будут оседать за границей, и их снова будет легко «заморозить». Но перестанут ли российские экспортеры конвертировать валюту в рубли? Мне видится, что большинство компаний (особенно с госкапиталом) будут продолжать это делать, так как сохраняются огромные риски блокировки их валютных счетов.

Отменив оставшиеся ограничения, даже запрет доступа иностранцев (кроме бумажной валюты, так как чисто физически не мало — ЕС и США запретили ее ввоз), и понижение ставки до 6% рубль не перестанет укрепляться, а особо инструментов влияния кроме установления железного курса уже не остаётся. Это заметно скажется на бюджете и придется резать расходы, в том числе и социальные.

А все дело в остановившемся импорте. Казалось бы — доллар по 60 — самое время закупаться импортными товарами, но нет, импорт в Россию снизился почти на 90%, то есть, осталось всего 10% от того объема, а остановился он по причине валютных ограничений, нарушенной логистике, санкциях, которые запрещают ввоз дорогостоящего и высокотехнологичного оборудования, а также «ушедших» из России компаний, которые остановили ввоз товара в Россию.

Риски банков в хранении валюты понятны — они опасаются блокировок своих счетов в корреспондентских банках, а комиссией создают страховой фонд и уменьшают валютные активы, мотивируя менять их на рубли или переводить в другие банки (Тинькофф, кстати, единственный пока из трёх отменил комиссию до конца июня на Свифт-переводы, а Райф наоборот повысил ее в 2 раза, компенсирую относительно небольшую комиссию на валютные счета). Риски понятны, но такие действия сильно уменьшают эффект от действий ЦБ, что должно заинтересовать ЦБ.

Ситуация уже превращается в что-то совсем уж неконтролируемое, и единственным выходом снова может стать введение курсового коридора до момента нормализации ситуации с импортом и бумажной налички.

А вы что думаете на этот счет? Напишите в комментариях.

И, как обычно, если вам было интересно, можете подписаться на мой канал в Телеграме, там еще больше полезной информации, и она там появляется быстрее.

Ваш финансовый консультант

22
1 комментарий

Есть какие-то способы вывести валюту за границу? В каких странах можно открыть валютный счёт, не боясь, что могут заморозить?