Экономическая активность стала снижаться, негативный эффект от санкций придётся на 2023 год — аналитики ЦБ

Основные тезисы из отчёта департамента исследований и прогнозирования ЦБ.

С начала «спецоперации» существенная доля компаний смогла изменить географию поставок, привлечь новых поставщиков и решить проблемы с логистикой. Работа с новыми партнёрами по импорту и экспорту, увеличение поставок нефти на альтернативные рынки (Россия впервые с 2016 года начала экспортировать нефть дорогим способом — по железной дороге в Китай) и завершение ранее начатых проектов в строительстве помогло увеличить экономическую активность летом. Но в сентябре она начала снижаться «на фоне роста неопределённости».

Товары

  • Растёт спрос на услуги и непродовольственные товары из-за «нехватки привычных брендов». Изменение структуры спроса может усилить давление на инфляцию в ближайшие кварталы.
  • В августе увеличился выпуск напитков, мыла, косметики и парфюмерии, а также легковых автомобилей. Отставание выпуска от уровня третьего квартала предыдущего года — около 1%.
  • Уровень потребительской активности на основе индексов «Сбера» и «Тинькофф» снижался и в третьем квартале, отставая от значений 2021 года. Это связано с сокращением числа посещаемых магазинов, сокращением ассортимента товаров и услуг, повышением концентрации трат в отдельных категориях. Индексы посещаемости торговых центров опустились до минимума за последние четыре года «на фоне закрытия магазинов популярных марок».
Экономическая активность стала снижаться, негативный эффект от санкций придётся на 2023 год — аналитики ЦБ
  • Слабая динамика потребления связана с ограниченным предложением товаров, это не касается продуктов, где зависимость от импорта невелика. Больше всего сократились траты на одежду, спорт, мебель, телекоммуникационное оборудование и бытовую технику. Также значительное сжатие ассортимента и ограничения предложения повлияло на продажи легковых автомобилей.
  • Проседание потребления вызвано скорее недоступностью товаров, а не затовариванием ими или слабостью спроса.
  • В ближайшее время потребление непродовольственных товаров не будет увеличиваться, если не произойдет расширения предложения по каналам параллельного импорта и/или не ускорится процесс переключения населения на доступные аналоги.
  • При этом расширение предложения может не сразу привести к увеличению потребления: нужно время, чтобы привыкнуть к товарам с другими качественными характеристикам.

Цены

  • В сентябре цены начали расти впервые с мая 2022 года. Общий уровень увеличился на 3,4% м/м SAAR (соотношение различных мер инфляции) после снижения на 0,6% в августе. Например, продукты подорожали в среднем на 0,4% м/м SAAR, непродовольственные товары — на 0,9% м/м SAAR. Ускорился рост цен на услуги — до 11,0% в сентябре. Это связано с повышенным спросом и действием разовых факторов — удорожанием зарубежного туризма, связи и стоимости ОСАГО.
  • Снижается влияние укрепления рубля. По оценкам департамента, в августе-сентябре стоимость товаров с высокой зависимостью от валютного курса стала снижаться медленнее. К концу года влияние может сойти на нет, это может ускорить рост цен.

Доходы и рынок труда

  • Мобилизация в условиях низкой безработицы негативно сказалась на уверенности потребителей и предпринимателей. Она также может повлиять на снижение производственных процессов и объёмов выпуска, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса.
  • Доходы населения после значительного падения в первом полугодии начали восстанавливаться. Выросли реальные зарплаты, были дополнительно проиндексированы пенсии.
  • Доходность российских рублевых облигаций в августе и особенно в сентябре значительно выросла из-за возросшей неопределенности и рисков, а также ожидания окончания цикла снижения ключевой ставки.

Инфляция

  • Ожидается усиление инфляционного давления, это, в том числе, связано с динамикой кредитования и объёмом денежной массы, изменением структуры спроса и ограниченным предложением товаров. Инфляция вернется к 4% к 2024 году, прогнозирует департамент ЦБ.
  • Основной негативный эффект внешних ограничений в нефтяной отрасли и на поставки высокотехнологичных товаров, по-видимому, впереди. Они проявятся к концу 2022 года, а в основном в 2023-м.
3636
135 комментариев

Спасибо, аналитики ЦБ, вот это уровень. Иначе никто не смог бы с уверенностью сказать, что жить стало хуже и хлебнуть придётся в следующем году.
Даже добавлю, записывайте, аналитики ЦБ: негативные эффекты от санкций придутся на все 2020-е как минимум и это ещё повезёт, а нынешняя экономическая активность, вероятнее всего, будет казаться вполне себе перспективной и бодренькой.

86
Ответить

Я думаю пока ещё есть шанс выкрутиться и пока не поздно надо остановить падение. Если так продолжится до половины следующего года, то под вопросом, сколько времени потребуется для восстановления- 10, 20 или больше...

5
Ответить

До Новогодних праздников!

8
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Это не ты прогнозировал евро по 200 руб уже в марте 2022? Собственно, точно такой же уровень достоверности твоего прогноза и в этом комментарии.
Что будет в 2023 году спрогнозировать просто невозможно, потому что результаты экономики безумно связаны с политикой А куда она завернёт даже сами политики не знают.
Существует вариант когда экономика России попрёт вверх в двадцать третьем.

5
Ответить

еее, санкции только на пользу

34
Ответить

уже чувствуете силу и мощь?

5
Ответить