Открываем казначейский счёт: мой опыт и советы для тех, кто планирует работать с госпроектами

В турбулентные времена бизнес особенно заинтересован в надёжных проектах — например, государственных. Для ряда из них вам, скорее всего, понадобится казначейский счёт. Как его открыть и не нарваться на подводные камни российской бюрократии, расскажу в этой статье.

Всем привет! Меня зовут Игорь Ниточкин, я руковожу агентством тестирования Qualitica и уже более 15 лет управляю проектами в IT-индустрии — в том числе, и государственными. У них своя специфика, в которой «‎с нуля»‎ разобраться непросто. Попробую приоткрыть завесу тайны в области казначейского счёта.

Открываем казначейский счёт: мой опыт и советы для тех, кто планирует работать с госпроектами

Что такое казначейский счёт?

Казначейский счёт – это расчётный лицевой счёт, который понадобится, если вы участвуете в государственных тендерах по целевым программам. Например, в проектах городского благоустройства или создания электронной инфраструктуры для системы здравоохранения. Открыть его могут любые юридические лица. Но есть нюансы — и о них далее.

Точно ли вам нужно казначейское сопровождение?

На самом деле, для ряда государственных проектов наличие казначейского счёта необязательно. Сопровождение понадобится в тех случаях, если заказ финансируется целевыми средствами госбюджета. К ним относятся:

  • контракты в рамках государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. рублей;
  • госконтракты на сумму более 100 млн рублей;
  • контракты на сумму более 300 тыс. рублей, которые заключили с единственными поставщиками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Для других госзаказов будет достаточно обычного расчетного счёта. Например:

  • в оказании услуг связи, коммунальных услуг, перевозки грузов и пассажиров;
  • в закупках с банковским сопровождением;
  • по контрактам, исполнителем в которых выступает госучреждение.

Точная информация, каким способом заказчик планирует проводить оплату, обычно содержится в требованиях тендеров и конкурсов. Если вы твёрдо решили участвовать в целевых госпроектах — переходите к следующим пунктам.

Проверьте бухгалтерскую отчётность

Этот совет может показаться очевидным, но не могу его пропустить: наведите идеальный порядок в юридических и бухгалтерских документах. Всё должно быть точно и прозрачно. Это не формальное требование: перед тем, как выделять вам деньги из бюджета, госорганы проверяют каждую цифру и букву.

Убедитесь, что к вам нет претензий со стороны налоговой, а вся отчётность сдаётся чётко в сроки. Возможно, для эффективной работы с бюрократическими процессами понадобится усилить штат бухгалтерии: грядёт большое количество отчётов и многократные правки мелких деталей.

Отправьте заявку в Казначейство

Опирайтесь на сайт Росказначейства: здесь есть план открытия счёта и шаблоны необходимых документов с пояснениями. Для открытия счёта необходимо предоставить в госорган:

  • заявление;

  • образцы подписей доверенных сотрудников. На этом этапе нужно определиться, кто в компании будет работать с казначейским счётом. Оптимальный вариант — генеральный директор и главный бухгалтер. Учтите, что заменить подписи впоследствии будет достаточно сложно.

  • основание для открытия казначейского счета: предоставьте выигранные государственные контракты;

  • договор об обмене электронными документами;

  • заявки на включение в реестр Казначейства и получение средств криптографической защиты;

  • диск CD-R. Он нужен для записи необходимых программ для защищенного канала связи.

Все документы нужно подавать лично через Единое окно Казначейства в вашем регионе. Кстати, все заявки отслеживаются: их статус можно узнать на сайте Росказначейства по ИНН компании. Если заявку отклонили, можно позвонить на горячую линию — там объяснят, что не устроило проверяющих в ваших документах. Приготовьтесь, что вносить правки придётся неоднократно.

Получите электронный сертификат

Наконец, все официальные проверки завершены, вам открыли казначейский счёт и выдали диски с ПО. Подождите радоваться, самое интересное впереди.

Теперь задача со звёздочкой — найти дисковод (да-да!) и установить на рабочем компьютере полученные криптоключи. Они нужны для работы в специальном портале Росказначейства «‎Формирование запросов на сертификаты»‎.‎ Кстати, он открывается только в браузере Internet Explorer. Создайте в нём запрос на сертификат проверки электронной подписи.

Заявление на получение этого сертификата нужно будет отнести в Казначейство. Готовый файл сертификата запишут на вашу флешку — её тоже нужно принести с собой в Казначейство.

Подключитесь к электронному бюджету

Теперь полученный вами сертификат должны подключить к системе управления государственными финансами «Электронный бюджет». Для этого подаём в Казначейство последние документы:

  • заявку на подключение;
  • приказ о назначении лиц, ответственных за техническое обеспечение;
  • согласие на обработку персональных данных.

Если вы усвоили опыт предыдущего взаимодействия с госструктурой, и документы приняли с первого раза — поздравляем, больше в Казначейство ходить не придётся. Ждите уведомления о подключении на электронную почту.

Настройте доступ

Выходим на финишную прямую! Вы получили все необходимые разрешения, доступы и ПО. Осталось их настроить. Главные правила те же: Браузер Internet Explorer и обязательное использование всех криптоключей. Напомню, что доступ можно настроить только для тех лиц, кого вы указали в списке доверенных сотрудников. Процесс подключения подробно расписан на сайте Казначейства.

Если вы не сильны в тонкостях работы операционной системы и программного обеспечения, обратитесь к помощи системных администраторов или специализированных компаний — таких на рынке много и они справятся быстрее.

Напоследок три совета из моего опыта.

1. Проверяйте всё

Изначальная придирчивость к каждой запятой в документах сохранит ваши силы и нервы при взаимодействии с Казначейством. Для этой организации не существует мелочей. Например, однажды нам отказали в приёме заявления из-за несоответствия регистра букв. Не ленитесь и изучите все регламентирующие законы и требования — в них есть вся необходимая информация.

2. Консультируйтесь с опытными коллегами

Оформление Казначейского счёта — специфическая процедура, через которую проходит далеко не каждая компания. Если вы и ваши сотрудники ещё не сталкивались с ней, процесс оформления может сильно затянуться. Например, после первой подачи вашу заявку будут рассматривать около недели, после каждого этапа правок — примерно столько же. Теряя время, можно затянуть сроки выполнения контракта — в случае с госзаказом это грозит штрафами и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. Чтобы избежать неприятностей, консультируйтесь с опытными коллегами или обратитесь к специалистам за бухгалтерской и юридической поддержкой — это нормальная практика.

3. Пользуйтесь по назначению

Работая с казначейским счётом помните: полученные на него средства считаются целевыми и их нельзя использовать по своему усмотрению. Деньги можно потратить на фиксированные статьи расходов: зарплату сотрудников, налоги, услуги грузоперевозки или поддержания офиса. Но все переводы придётся обосновать, а финальное решение о перечислении средств будет принимать Казначейство.

В нашем случае весь процесс от сбора документов до подключения к электронному бюджету занял 2 месяца. Хотите справиться быстрее — прислушайтесь к этим советам :) А если вы тоже работали с казначейским счётом — поделитесь опытом в комментариях: какие трудности возникли и что добавите в инструкцию для новичков?

1414
6 комментариев

Эксплоер уже не работает! Edge сейчас) а мин цифры уже всем разослали сообщение, что работать на яндексе надо) спорить бесполезно, я так понимаю.

1

Статья написана человеком, который не открывал счет в казначействе. кто вообще проводит модерацию?
общая информация только дана из доступных источников.
1. уже все перешли на яндекс браузер
2. СD-R ??? так написано на сайте казначейства, но уже давно такого нет. все сертификаты можно скачать с сайта.
2. никто помощи не окажет. только знакомые бухгалтера еще помогут.
3. звоните на горячую линию поддержки казначейства, звоните айтишникам.
4. по сути нужен подписанный госконтракт и ключ подписи из ФНС на уполномоченное лицо.
5. заявление и карточка подписей. каждой организации выделяют куратора. он тоже очень помогает.

Николай, приветствую! Я лично открывал счёт в Казначействе)

Это здорово, если у вас получается работать со счётом в разных браузерах. Хорошо, что что-то меняется. Но традиционно если вылезают какие-то косяки и баги, первый совет — переключиться на Internet Explorer последней версии.

Сертификаты действительно скачиваются, но я пишу о том что по факту у вас не примут документы без дисков, на которые будут записаны СКЗИ.

Насчёт помощи — существуют даже специальные агентства, которые сопровождают процесс и берут на себя основную часть работы. С поддержкой по горячей линии с вами соглашусь — отвечают и координируют достаточно быстро. А вот куратора выделяют только для работы с Электронным бюджетом, лицевой счёт нужно открывать самостоятельно.

Надеюсь, в других регионах процесс так же четко работает, не только в Москве.

1

Согласна, на прошлой неделе открывала счет и инструкция на сайте уже давно не актуальна! Это признали и сотрудники казначейства.
Из всего что там есть мы сделали только карточку подписей. Всё остальное в электронном виде.