Наследуется ли корпоративный договор?

Ответ простой и короткий — да!

Но давайте разбираться подробнее, как именно права и обязанности из корпоративных договоров переходят по наследству и какие есть исключения. В качестве традиционной для наших статей полезно-прикладной части — поделимся лайфхаками о том, как сделать переход прав и обязанностей из таких договоров более предсказуемым и безопасным.

В Buzko Krasnov мы много работаем с бизнесом и фаундерами, и вопросы передачи бизнеса по наследству возникают в каждом втором проекте. Сами мы наследственным планированием под ключ не занимаемся (можем посоветовать отличных специалистов, если нужно), но в некоторых аспектах наследования мы серьезно набили руку. В каждом уставе ООО нужно написать, будут ли доли переходить по наследству, при удостоверении каждого опциона нужно обсудить, что будет, если до акцепта умрет оферент или акцептант, и, конечно, в каждом корпоративном договоре нужно посвятить раздел наследованию прав и обязанностей. Именно в последнем случае чаще всего появляются самые интересные вопросы. Разберем в статье, что говорит закон, рассмотрим немногочисленную, но ценную судебную практику и поделимся советами.

1. Наследование в корпоративных отношениях: о чем говорит закон?

Базово, наследование является примером универсального правопреемства. Проще говоря, переходит по наследству все и как есть. Однако есть исключение в виде тесно связанных с личностью наследодателя прав и обязанностей (право на получение алиментов, обязанность сочинить песню или нарисовать картину по договору авторского заказа и т.д.).

Наследование же корпоративных правоотношениях традиционно ассоциируется с наследованием объектов, которые воплощают корпоративные права и обязанности: акций, долей, паев. Согласно статьям 1176-1177 ГК РФ акции, доли, паи переходят, как и все другое имущество по наследству в общем порядке. Эти нормы и п. 8. ст. 21 ФЗ «Об ООО» о том, что участники ООО могут установить особый порядок перехода доли к наследникам в уставе, представляют собой все имеющееся регулирование, которое касается наследования в корпоративных отношениях. Даже относительно акций АО каких-либо особых положений нет.

В 2014 году корпоративное законодательство получило серьезное развитие: появились корпоративные договоры, опционы, опционные договоры. А вот каких-либо специальных оговорок о том, что происходит с наследованием прав и обязанностей из таких договоров не появилось. Как, собственно, и богатой практики по прошествии 10 лет применения этих норм. Даже ни в одном постановлении Пленума ВС РФ прямых разъяснений нет.

На базе этого следует общий вывод о том, что права и обязанности из корпоративного договора, соглашения о предоставлении опциона переходят по наследству в порядке универсального правопреемства.

На мой взгляд, наличие корпоративного договора, заключенного участниками общества, вообще можно рассматривать как обременение долей или акций наследодателя. Ситуация, в которой наследник получает долю в ООО, но при этом корпоративный договор, который был заключен ввиду владения наследодателем этой долей, прекращается в связи с его смертью, выглядит как серьезная и необоснованная дестабилизация отношений участников корпорации.

На фоне этого вывода весьма интересно звучит вопрос о том, а что если наследнику отказали во вхождении в уставный капитал компании и выплатили ему действительную стоимость? Перейдут ли в таком случае к нему обязательства из корпоративного договора его наследодателя?

Безусловно, нужно делать тест на то, какие права и обязанности включены в такой корпоративный договор и есть ли в них тесная связь с личностью наследодателя. Возьмем, например, обязанность написать книгу с авторской методикой коучинга и передать лицензионные права на нее совместному предприятию. Вероятно 100% из нас скажут, что мы не можем обязать наследника сделать это. А если немного сложнее: внести денежный вклад в капитал ООО или голосовать определенным образом по вопросам повестки дня? Ответ становится менее очевидным.

2. Наследование в корпоративных отношениях: что происходит на практике?

Давайте разберем немногочисленные кейсы, позволяющие нам делать однозначный вывод о том, что права и обязанности из корпоративного договора подлежат наследованию, но постараемся вынести из них чуть больше полезного.

Участник общества (будущий наследодатель) проголосовала на общем собрании участников в нарушение согласованных в корпоративном договоре правил. В момент рассмотрения иска о взыскании с него неустойки в размере 2 000 000 рублей участник-нарушитель умер и в дело в порядке универсального правопреемства вступила его наследница. В ходе дела наследница ссылалась на то, обязанность по уплате штрафа возникли в связи с корпоративными отношениями, участником которых она не являлась, и она не может нести негативные последствия за их реализацию, а также на тот факт, что такие обязательства тесно связаны с личностью наследодателя. Тем не менее, суд все же обязал наследницу выплатить неустойку. Из этого дела мы делаем два важнейших вывода:

  1. суд не исследовал вопрос о том, вступила ли наследница в права на долю, а значит суд не посчитал этот факт значимым для принятия решения по делу, на мой взгляд вывод потенциально очень спорный;

  2. суд апелляционной инстанции прямо указал, что обязательства из корпоративного договора не являются тесно связанными с личностью наследодателя.

Примечательно, что на данный момент дело находится на стадии кассационного обжалования и, возможно, весьма спорные выводы из него будут изменены.

Участники заключили между собой корпоративный договор, один из акционеров передал другому 272 акции АО под условием их обратного выкупа. Продавший акции акционер умер, и его наследник пожелал выкупить акции обратно. Несмотря на неблагоприятный исход спора для наследника (из-за пропущенных сроков), из дела можно сделать ценные выводы:

  1. суд не оспаривал и не требовал дополнительного исследования вопроса о том, вправе ли наследник предъявлять какие-либо требования, следующие из корпоративного договора к другим его сторонам, то есть опирался на универсальность перехода прав и обязанностей;

  2. подтверждение факта перехода прав и обязанностей по корпоративному договору суд не требовал (дополнительного соглашения или перезаключения договора с новой стороной);

  3. если корпоративный договор предусматривает отлагательные условия, то наследник вправе реализовать право только после наступления отлагательных условий (т.е. присоединяется к договору «как есть»).

Как мы видим в наследовании прав и обязанностей из корпоративного договора есть свои нюансы, и история выглядит не слишком управляемой. Можно ли что-то сделать на этом пути, чтобы дать наследникам дополнительные гарантии или наоборот, дополнительно обезопасить партнерство?

На такую возможность указывают разъяснения в Постановлении Пленума ВС РФ от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании». Согласно пункту 14 в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором. Это наталкивает на мысли о том, что в самом корпоративном договоре отдельным правам можно придать статус наследуемых или нет. Обязательства из этого перечня исключены, и как мы видим из дела №А40-84274/2021–104–583, они наследуются без каких-либо ограничений. Обезопасить своих наследников от обязанности внести какие-либо суммы или оплатить штрафы – нельзя (по крайней мере, такой вывод следует из дела на данный момент).

Итак, по итогам этого раздела можно сделать следующие выводы:

  • для того, чтобы наследнику стать стороной КД, не требуется подписание формальных документов о его присоединении (доп. соглашений, перезаключения договора);

  • по умолчанию, права и обязанности из корпоративного договора не квалифицируются как тесно связанные с личностью наследодателя;

  • наследование отдельных прав из корпоративного договора может быть ограничено самим договором;

  • если осуществление каких-либо прав было обусловлено для наследодателя, то оно остается обусловленным и для наследника;

  • доля не очищается от прав и обязанностей, которыми она «обременена» корпоративным договором, только лишь фактом смерти наследодателя.

3. Как сделать более управляемым наследование в корпоративных отношениях?

С учетом рассмотренного выше, давайте разберем основные инструменты, которые помогут сделать переход долей/акций, прав и обязанностей из корпоративного договора более управляемым.

1. Никогда не пренебрегайте соответствующими положениями уставов в ООО и АО

Закон дает возможность установить правило о переходе долей в ООО к наследникам только с согласия остальных участников общества (п. 8 ст. 21 ФЗ «Об ООО»). Если соответствующее положение не будет прописано в уставе, то наследники смогут претендовать на прямое попадание в состав участников. Если же вы позаботитесь о необходимости согласования такого перехода с другими участниками, то наследники смогут попасть в состав напрямую, либо в случае отказа смогут претендовать на действительную стоимость доли.

Для АО специальных норм о наследовании нет. Однако, в отношении уставов АО практика идет по пути воспроизведения регулирования, аналогичного регулированию ООО. Разница будет заключаться лишь в том, что категория действительной стоимости доли заменяется на рыночную стоимость акций, которую следует устанавливать с привлечением оценщика.

В нашем типовом уставе Buzko Krasnov формулировка о переходе долей наследникам звучит чуть более хитро и может варьироваться в зависимости от потребностей фаундеров:

«При наличии в Обществе корпоративного договора, подписанного всеми участниками Общества, участники [обязаны/вправе] дать согласие на переход доли (части доли) в уставном капитале Общества к наследникам граждан или правопреемникам реорганизованных юридических лиц, являвшихся участниками Общества, при условии присоединения таких наследников и правопреемников к корпоративному договору и принятия на себя всех прав и обязанностей умершего участника или реорганизованного юридического лица по такому корпоративному договору».

То есть количество вариантов для принятия решения увеличивается. Наследник сможет присоединиться к партнерству, если подпишет корпоративный договор как минимум на правах и обязанностях своего наследодателя. Такое партнерство будет более управляемым.

2. Задумайтесь над вопросом о справедливой компенсации наследникам

Если бизнес-партнеры принимают решение о недопуске наследников к управлению бизнесом и о выплате им действительной стоимости доли (актуально для ООО) очень часто возникает вопрос о справедливости такой компенсации. Действительная стоимость доли определяется как пропорциональная доле часть стоимости чистых активов компании. Часто она далека от реальной стоимости активов и тем более рыночной стоимости доли.

Долгое время вопрос о легитимности соглашений между сторонами о доплате разницы между действительной стоимостью доли и рыночной был не решен. Однако в деле А76-23209/2022 суд напрямую указал о допустимости соглашений между сторонами, которыми устанавливаются дополнительные компенсации сверх подлежащей выплате действительной стоимости доли (в деле рассматривался пример с выходом участника из ООО, но по аналогии закона его можно распространить и на ситуацию с выплатой наследникам). Примечательно, что суд признал нормальной практику выплаты такой компенсации за счет самого общества, а не договаривающихся участников.

Таким образом, заключение подобного соглашения, может помочь сгладить потенциальные конфликты, связанные с несоразмерностью компенсации в пользу наследников и дает больше инструментов для наследственного планирования.

3. Не игнорируйте раздел «Правопреемство» в корпоративном договоре

Чаще всего такие разделы считают техническими, располагают в конце и редко перечитывают даже при подписании.

Однако, Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» позволяет нам напрямую указывать, подлежат ли наследованию отдельные права из КД. Мы традиционно придерживаемся следующей формулировки:

«Права, предусмотренные пунктами [х]- [х] подлежат наследованию в соответствии с Применимым правом как не имеющие тесной связи с личностью наследодателя».

Лучше написать о судьбе прав напрямую, чем уповать только лишь на судебное толкование.

Таким образом, мы приходим к однозначному выводу о наследовании прав и обязанностей из корпоративных договоров. Однако, на данный момент существует множество открытых вопросов, позиции по которым еще не сформировались до конца, например:

  • должен ли быть предел у обязательств, подлежащих наследованию, если для прав такие пределы можно установить в самом договоре?

  • должен ли факт перехода прав и обязанностей из корпоративного договора увязываться с фактом перехода к наследнику долей или акций?

Будем следить за ходом развития практики и обещаем держать вас в курсе.

Статья подготовлена Ириной Каревой — партнером юридической фирмы Buzko Krasnov при поддержке юристов корпоративной практики Анастасии Максимовой и Данила Брякотнина. Если у вас есть вопросы пишите в ТГ @kareva_ira или на имейл irina.kareva@buzko.legal.

55
4 комментария

Ответ простой и короткий — да! - ПХАХ)) на этом можно было и остановиться))

1

не все так однозначно в цивилистике )))

Тема очень хорошо раскрыта! спасибо