5 шагов и 3 бонуса для успешного прохождения квеста «Разместить рекламу в интернете»

В сентябре 2022 года были введены новые жесткие требования в отношении маркировки рекламы, спустя 2 года опыта и практики сделали для вас выжимку всего самого важного.

Magic Legal подготовили гайд по размещению рекламы в интернете, простым языком рассказали, что является рекламой, когда ее нужно маркировать, кто должен всем этим заниматься.

1. Определите, что вы публикуете рекламу, а не информацию

Согласно ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на продвижение товара, работы, услуги или бренда определенного лица.

Иными словами, далеко не все размещаемые в интернете публикации будут признаваться рекламными, а только те, которые как-то выделяются среди остальных и могут быть потенциально интересными широкому кругу людей.

5 шагов и 3 бонуса для успешного прохождения квеста «Разместить рекламу в интернете»

Публикации информационного характера, например: отзывы, объявления, мнения, новости – не будут признаваться рекламой, а значит требования о маркировке не будут применяться.

Четких критериев, что является рекламой, а что нет, пока еще не существует. Федеральная антимонопольная служба выпустила Руководство по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы», где понятие рекламы становится немного понятнее.

Не является рекламой:

✵ справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

✵ рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг).


Письмо ФАС России от 29.05.2023 № 08/41716/23 «Об информации в сети «Интернет»

Однако, если размещаемая на сайте информация о товарах (работах, услугах) направлена не столько на информирование потребителя о об ассортименте, сколько на привлечение внимания к конкретному лицу, его товару, работе, услуге и их выделение среди других товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта, всплывающего окна и т.п.), такая информация может быть признана рекламой.

Об этих и иных особенностях мы расскажем чуть ниже.

2. Удостоверьтесь, что реклама подлежит маркировке

Даже если мы уже определились, что перед нами не просто информация, а реклама, закон содержит список исключений.

Так не подлежат маркировке:

  • наружная и печатная реклама, не размещаемая в интернете
  • социальная реклама
  • ТВ и радиореклама, а также ее записи, выложенные в интернет без изменений
  • реклама, направленная на зарубежную аудиторию, т.е. аудиторией которой НЕ являются люди, проживающие в РФ
  • реклама в email, push и SMS-рассылках – ФАС считает их не digital-рекламой, а сообщениями, рассылаемыми по сетям электросвязи

3. Разместите пометку «РЕКЛАМА» и токен на рекламном материале

Многие пользователи беспокоятся о корректном размещении токена (erid), но забывают обращать внимание на наличие пометки «реклама». А это отдельное и важное требование: слово «реклама» (и никакое другое) должно быть заметно на материале и легко читаться.
Также должны быть читаемыми сведения о рекламодателе, которые нужны, чтобы идентифицировать рекламодателя. Можно указать наименование компании или ссылку на официальный сайт.

5 шагов и 3 бонуса для успешного прохождения квеста «Разместить рекламу в интернете»

А вот сам токен не обязательно должен быть заметен. Приоритетно токен должен быть зашит в кликовую ссылку рекламного материала, а при отсутствии такой возможности – может быть размещен как в тексте, так и на визуальном материале.

В зависимости от типа рекламного материала Роскомнадзор рекомендует по-разному размещать токен, с его мнением можно подробнее ознакомиться в Рекомендациях РКН по размещению идентификатора (erid) в разных форматах интернет-рекламы от 22.11.2023.

4. Передайте информацию об акте за размещение рекламы

Информация об акте передается оператору рекламных данных (ОРД) в момент, когда появляется бухгалтерский акт сдачи-приемки услуг. Т.е. если оплачивается размещение на 2 месяца по договору, то по истечение этих двух месяцев грузится акт.

Если суть услуги – просто разместить рекламу, и услуги считаются сданными в момент размещения, акт можно подгрузить сразу.

В акте указывается договор, дата акта, период, который закрывает акт и сумму, которую получили по этому акту. О том, почему важно учитывать корректное оформление первичных бухгалтерских документов и что еще важно учесть на старте каждому бизнесу, эксперты Magic legal рассказывали в другом материале.

5. Передайте информацию о статистике просмотров

В течение 30 дней, следующих за месяцем, в котором был первый показ рекламного поста, появляется необходимость загрузить статистику количества показов (показов конкретного рекламного поста). Также она показывает стоимость размещения непосредственно этого рекламного поста.

Статистика подается ЕЖЕМЕСЯЧНО. Т.е. пока пост сохраняет актуальность нужно передавать статистику (законодательного ограничения пока нет). Чтобы не вязнуть в вечной отчетности на помощь приходит пометка «архив» или удаление публикации.

И если с этими шагами все стало достаточно понятно, но сомнения остались

возможно покоя не дают следующие вопросы:

✵ Как можно не отчитываться: кто и за кого может выполнить эти обязанности?

По общему правилу, каждый участник цепочки отчитывается по своим «доходным» договорам, т.е. по тем, по которым он получает деньги.

Рекламодатель, который является изготовителем или продавцом товара или обладателем исключительных прав на объект рекламирования, в силу закона может переложить на другое лицо ответственность по подаче информации. Тем не менее, и рекламодатели, и агентства могут поручить передачу данных посреднику – агентству, сервису, рекламной системе или площадке, зафиксировав это документально.

Важно заметить! Подать данные о договоре, акте – может и правда любое лицо. Отчитаться по статистике – может только то лицо, которое получало токен. Технической возможности отчитаться за чужой токен – не существует.

✵ Чем отличаются размещение рекламы на своих ресурсах и ресурсах партнеров и блогеров?

Свои ресурсы – это свой сайт или социальные сети – по умолчанию не содержат рекламы. Информация о ваших скидках, партнерах, мероприятиях, кейсах – это все информация о собственной деятельности и не признается рекламой, как уже было указано ранее.

Однако, если какая-то информация выделяется отдельно, например, закрепленный пост, обложка профиля или баннер, следующий по всему сайту, то это уже будет признаваться рекламой. В этом случае, функционал всех ОРД позволяет поставить отметку «самореклама» и по такой рекламе не требуется отчитываться по акту и стоимости (т.к. никакого движения денег не происходит), при этом пометка «реклама» и токен все равно обязательны к размещению на рекламном материале.

Информация о других компаниях и брендах, чаще всего, будет считаться рекламной, она подлежит маркировке в том порядке, который был описан выше. Тем не менее, регуляторами было предусмотрено исключение для рекламы в составе «авторского произведения» – по такой рекламе можно не подавать статистику (поскольку такая реклама не будет подлежать удалению).

Это значит, что, если блогер создает рекламную интеграцию с оригинальным сценарием, текстом, визуалом и иным наполнением, так что рекламная интеграция становится полноценным видеороликом (объектом авторского права) – такую рекламу можно отметить, как «нативную» (хотя в законе такого понятия не существует, и законодатель не дает нам пояснения, что именно такое «нативность», но практика идет по такому пути) и не отчитываться по статистике о таком рекламном ролике.

Важно знать! Автором по законодательству РФ может быть только физическое лицо, поэтому рекламу в составе видеоролика (объекта авторских прав) юридическое лицо разместить не может, что означает, что описанные выше особенности «нативной» рекламы применяться не будут.

Выполнив все требования по маркировке, выполняются все требования к рекламе?
Требования о маркировке рекламы применяются только в отношении рекламы, размещаемой в сети Интернет, помимо этого, в российском законодательстве предусмотрены:
– требования к отдельным видам товаров (например, лекарства, финансовые услуги, стимулирующие акции и конкурсы. Недавно ФАС опубликовал актуальные Руководства по соблюдению обязательных требований: Общие требования к рекламе и Требования к рекламе отдельных видов товаров от 28.12.2023 года)

– требования к использованию русского языка в рекламе (это значит не просто никаких иностранных слов, но и никаких заимствованных по типу: «кэшбек», «фича» и «сторис», без равнозначного перевода)

– в марте 2024 года вступил закон о запрете рекламы на ресурсах иностранных агентов, а в настоящее время обсуждается законопроект о запрете рекламы на ресурсах запрещенных социальных сетей

– также есть требования к использованию объектов чужих интеллектуальных прав и требования к использованию товарных знаков и иных средств индивидуализации

– и еще целый ряд условий и требований.

5 шагов и 3 бонуса для успешного прохождения квеста «Разместить рекламу в интернете»

Закон «О рекламе» по общему правилу устанавливает всего два требования к рекламе: это её добросовестность и достоверность. Тем не менее целая система из законов, подзаконных актов, разъяснений и судебной практики увеличивает число требований к рекламе в несколько раз.

Мы в Magic legal помогаем предпринимателям делать рекламу эффективной и избегать убытков в виде штрафов и взысканий.

Напишите нам в телеграм, чтобы получить гайд «Разместить рекламу в Интернете» в виде красивого и удобного файла.

Задачи, в решении которых мы можем быть полезны:

✵ разработка шаблонов документов для организации последовательной системы документооборота

✵ аудит материалов и рекламной кампании на соответствие законодательству о рекламе

✵ маркировка и подача отчетности по рекламе в сети Интернет

✵ консультирование по любым вопросам, связанным рекламой и правом интеллектуальной собственности.

Все просто: делаем рекламу понятной и магию в сфере права.

Magic legal – юридическая компания нового поколения, которая объединила компетенции специалистов в различных сферах права, чтобы профессионально сопровождать любые проекты и предоставлять комплексные решения для вашего бизнеса.

66
Начать дискуссию