Как избежать нарушений прав интеллектуальной собственности на маркетплейсе

В данной статье наши эксперты приведут основные рекомендации по соблюдению мер предосторожности, чтобы максимально исключить возможные преследования за нарушения прав интеллектуальной собственности на маркетплейсах.

Правило 1. Лицензионный договор на использование товарного знака

Если планируется перепродажа продукции других производителей, ответственно отнеситесь к выбору поставщиков. Любой добросовестный поставщик дорожит своей деловой репутацией и содержит все свои документы в порядке. Если продукция других производителей маркируется зарегистрированным товарным знаком, у любого лица в цепочке продаж начиная с дистрибьютера и заканчивая дилерами, перекупщиками у дилеров в обязательном порядке должны быть на руках документы, подтверждающие легальность использования товарного знака на упаковках.

В соответствии с российским законодательством главным документом, который подтверждает легальность использования товарного знака, является лицензионный договор, зарегистрированный в Роспатенте. Сведения о нем отражены в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания.

На практике часто от предыдущего к последующим продавцам передаются различные документы, якобы подтверждающие законность обладания продавца правами на товарный знак. Часть из них (например, документы по сертификации) никакого отношения к товарным знакам не имеют, другая часть (например, письмо-согласие от правообладателя товарного знака на использование товарного знака конкретным лицом, дилерские договоры) при определенных ситуациях могут подтверждать правомерность использования товарного знака. Но все же для минимизации рисков рекомендуется заключать полноценный лицензионный договор с правообладателем или его лицензиатами на использование конкретного товарного знака и регистрировать такой договор в Роспатенте.

Правило 2. Уникальная упаковка, этикетка, форма товара

При реализации продукции других производителей важно обращать внимание на саму упаковку товара, ее этикетку, форму упаковки. Если упаковка товара, этикетка или форма упаковки, на ваш взгляд, выглядят уникально и необычно, отличаются от других типичных упаковок, этикеток и формы, поинтересуйтесь у Вашего поставщика, не являются ли указанные элементы охраняемыми объектами и не требуется ли для их использования наличия разрешительной документации.

При определенных условиях упаковка товара или этикетка могут содержать в себе охраняемые произведения дизайна, которые нельзя использовать без согласия правообладателей, их также можно зарегистрировать в качестве самостоятельных товарных знаков. В случае с формой упаковки – такой объект также может быть зарегистрирован в качестве объемного товарного знака (например, форма бутылки), а также в качестве промышленного образца.

На все охраняемые объекты интеллектуальных прав (товарные знаки, промышленные образцы, произведения) каждому продавцу в цепочке перепродаж целесообразно получать разрешение от правообладателя на их использование в виде лицензионного договора, как уже говорилось выше.

Несоблюдение рекомендаций, указанных в настоящем пункте, может влечь для Вас как для субъекта предпринимательской деятельности не только риски быть привлеченным к ответственности за нарушение прав на интеллектуальную собственность, но и определенные риски в области антимонопольных нарушений, например, за копирование или имитацию этикеток, упаковок, фирменного стиля другого лица.

Правило 3. Регистрируйте свой товарный знак

Если Вы реализуете на маркетплейсах продукцию собственного производства, целесообразно подумать о регистрации своего товарного знака, поскольку в любом случае каждый продаваемый товар имеет свое название, а если такое название не зарегистрировано в установленном законом порядке, то такое же или схожее обозначение в перспективе может зарегистрировать Ваш оппонент, инвестировать деньги в его раскрутку, а потом инициировать процедуру вытеснения Вас с рынка с присвоением Вашей доли.

Данный прогноз является вполне реалистичным и очень часто встречается на практике. Использование на товарах незарегистрированного обозначения, пусть и придуманного Вами, порождает большие риски по сравнению с использованием на товарах зарегистрированного товарного знака.

Правило 4. Обращайте внимание на то, где именно Вы используете товарный знак

При реализации на маркетплейсах товаров других производителей также необходимо обращать внимание на то, где именно Вы используете товарный знак, размещенный на упаковках продаваемых товаров. В некоторых ситуациях, когда в обоснование легальности использования обозначения у Вас в наличии только дилерский договор, в котором сказано, что Вы вправе использовать товарный знак на продукции, а фактически для продвижения себя как продавца на маркетплейсе и своей продукции Вы используете данный товарный знак у себя на сайте, в рекламе, в постах и т.д. Такие действия могут повлечь отдельные нарушения исключительных прав на товарный знак правообладателя. Это значит при определенных условиях правообладатель сможет взыскать с Вас компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

Правило 5. Фотографии карточек с различных стоковых сайтов

Избегайте при наполнении карточек товаров на маркетплейсах использования фотографий с различных стоковых сайтов вроде pixabay.com, unsplash.com и подобных.

Большинство таких сайтов заверяют пользователей в том, что все фотографии и графика размещаются на этом сайте свободно и не требуют получения на их использование согласия правообладателей. Но фактически многие из таких сайтов при загрузке к ним фотографий и графики не производят проверку указанных материалов на авторство по одной простой причине: авторские права всегда возникают в силу создания произведений, не существует каких-либо на 100% достоверных реестров, по которым можно определить принадлежность произведения конкретному лицу, поэтому объективной и строго регламентированной проверки авторства сегодня просто не существует.

Исходя из этого, заимствуя фотографии или графику с таких стоковых сайтов, Вы несете риски случайно использовать охраняемый объект авторских прав другого лица, которое не давало Вам согласия на такое использование. Помимо этого, необходимо учитывать разницу между некоммерческим и коммерческим использованием изображений.

Многие лицензии стоковых сайтов дают разрешение использовать размещенные на них фотографии лишь для личных нужд, тогда как коммерческое использование фотографий, каким в том числе является использование фотографий для реализации продукции на маркетплейсах в целях последующего извлечения прибыли, запрещается.

Правило 6. Интересуйтесь, где производится товар и какие товарные знаки могут использоваться

При заказе партии товара всегда следует интересоваться, где производится товар и какие товарные знаки могут использоваться на упаковке товара (в большинстве случаев на упаковках товаров используются товарные знаки, следовательно, у лица, поставляющего товар Продавцу для последующей реализации его в розницу через маркетплейс, должны быть документы, подтверждающие правомерность использования товарного знака – письма-согласия, лицензионные договоры).

Правило 7. Проверяйте легальность обозначения на упаковке товара

При возникновении сомнений в том, легально ли на упаковке товара использовано то или иное обозначение, Вы всегда можете воспользоваться бесплатными базами данных товарных знаков и выяснить, не зарегистрировано ли данное обозначение на какого-либо правообладателя (пример такой базы данных - https://linkmark.ru/).

Правило 8. Запрашивайте документы у контрагента

В случае, если Ваш контрагент всячески уклоняется от предоставления Вам документов, подтверждающих права на использование товарных знаков, скорее всего такая продукция является контрафактной и Продавцу следует отказаться от реализации такой продукции в пользу другой.

Правило 9. Внимательно изучайте текст претензии и проверяйте объект

В случае предъявления к Вам претензий со стороны маркетплейса или другого Продавца внимательно изучите текст такой претензии и объект, в отношении которого лицо заявляет свои требования (если дата приоритета (дата создания) объекта является более поздней по сравнению с датой размещения Вашей карточки товара на маркетплейсе, то предъявляемые Вам требования, скорее всего, являются немотивированными и свидетельствуют о недобросовестности лица, предъявляющего такие требования).

Правило 10. Составляйте договор с подрядчиком при создании материалов для карточек

При создании материалов (картинок, фотографий, текстов и др.) для карточек товаров третьими лицами (дизайнерами, копирайтерами и т.д.) рекомендуется составлять и заключать с такими специалистами договоры авторского заказа на разработку соответствующих материалов. Данные договоры предусматривают следующие условия:

1. Условие об отчуждении

Заказчику исключительного права на создаваемое по договору произведение. Отчуждение в данном условие - это когда исключительное право переходит целиком к заказчику (клиенту) от исполнителя (автора - копирайтера, дизайнера и т.д).

2. Условие о разделении стоимости по договору на стоимость услуг по разработке.

В договоре есть условие о стоимости.

К примеру: стоимость составляет 100 000 рублей. Но такое условие надо расписывать. Общая стоимость формируется из стоимости услуг Исполнителя за создание произведения и вознаграждение за отчуждение прав. Условно говоря, общая стоимость - 100 000 руб., стоимость услуг - 80 000 руб., стоимость прав - 20 000 руб. за произведения и вознаграждение за отчуждение исключительных прав.

3. Условие о том, что все риски, связанные с последующим предъявлением третьими лицами Заказчику требований о нарушении интеллектуальных прав, взыскании компенсации за нарушение исключительных прав, несет Исполнитель (Автор- копирайтер, дизайнер и т.д).

Правило 11. При редактировании креативов заключайте договор

При переработке исходных текстов, графики, фотографий третьими лицами (дизайнерами, копирайтерами и т.д.) рекомендуется также заключать с такими специалистами договоры авторского заказа.

2222
Начать дискуссию