Вместо неустойки есть другой законный способ

Время на чтение не более 6 минут. Приветствую! Классическая ситуация, не так ли? С этим сталкивается огромное количество исполнителей. Самый, казалось бы, элементарный способ защиты от неоплаты — это введение неустойки за каждый день просрочки. Да, законно, но на практике не работает в подавляющем большинстве случаев. Что можно сделать такого, чтобы вопрос с оплатой от заказчика не стоял постоянно так остро? Ответ кроется где-то в Гражданском кодексе, о котором я расскажу.

Вместо неустойки есть другой законный способ

Почему неустойка не работает?

Вы же не собираетесь ссориться со своим клиентом и взыскивать с него за 5 дней просрочки целых 0.5% от суммы договора (0.1% в день — классика договоров). Ну во-первых, суммы не те. Из-за условных 100 000 ₽ взыскивать 500 ₽ в суде? Не думаю, что вы на это пойдете, больше на госпошлину потратите и юристов. Да и, во-вторых, если с клиентом давно взаимодействуете, это нецелесообразно. При этом есть у заказчиков такой грешок с оттягиванием оплаты. Так как быть?

Приостановка встречного исполнения

При непредоставлении обязанной стороной исполнения обязательства либо если очевидно явно, что исполнение не будет произведено в срок, то сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить выполнение своего обязательства"

п. 2 ст. 328 ГК РФ

На помощь приходит эта норма. Я постарался сократить до смысла норму закона (она длиннее и сложнее для восприятия), но поясню дополнительно: Если заказчик не оплатил ваши услуги, вы вправе их не оказывать до момента оплаты.

Кому подойдет?

Такой прием очень подойдет исполнителям с абонентской платой. Например, вы предоставляете доступ к каким-то ресурсам в интернете: к облачному хранилищу или вычислениям, поддерживаете сайт заказчика, оказываете консультационные услуги и т.д.

Что мы имеем? Если вы предоставляете доступ к своему сайту, закройте доступ такому заказчику. Поверьте, такой эффект психологически возымеет больший эффект, нежели ваш менеджер будет названивать менеджеру заказчика и спрашивать о том, когда оплата пройдет?

"Да-да, мы видим от вас счёт. Я написал (-а) в бухгалтерию, скоро поставят в оплату"

Типичный менеджер, который пытается урегулировать ситуацию (это же не его вина).

Знакомая фраза, не так ли? Когда не будете оказывать услуги, то заказчик поставит решение задачи с оплатой более первостепенным. И нет, адекватный заказчик на это не обижается, на что обижаться? Что он не оплатил во время, а теперь терпит негативный эффект?

Нужно ли прописывать это условие в договоре? Нет, не обязательно. Оно прописано в ГК, поэтому распространяется на все договоры в пределах РФ. Если хотите, то всегда можете его прописать. Я сторонник не перегружать договоры теми положениями, которые и так указаны в законе.

Можно написать это на вашем сайте или сказать устно вашему к/а об этом в целях профилактики и дисциплины. Подойдет любой способ коммуникации.

Ставьте лайк, если информация была для вас полезна — это помогает мне лучше понимать свою аудиторию и что ей интересно, и что моя работа не бесполезна. Впредь буду чаще делиться вот такими юридическими лайфхаками, которых под каждое обстоятельство очень много.

44
9 комментариев

интересно, буду знать, но надеюсь не понадобится

2

Клиенты бывают разные)

С абонентской платой да, просто. А если это поставки дорогого груза, в договоре прописана оплата в течение 3 дней после получения, а идёт уже второй месяц?

Могут быть разные способы побуждения заказчика к оплате. Например, обязательная предоплата.

Можно передать груз только после подтверждения оплаты.

Иногда некоторые предприниматели не поставляют какие-то мелкие, но очень важные детали, пока не будет произведена оплата.

Прописать в договоре условие, что собственником товара является продавец до момента оплаты.

Залог товара у продавца.

Можете написать мне в личные сообщения, я дам более подробную консультацию)

Время на чтение - минута. Вместо неустойки есть другой законный способ или даже несколько их: Залог, задаток, обеспечительный платеж, гарантия, поручительство, удержание. И это только то, что поименовано в ГК РФ.

Ах да, 328 при абоненской плате? Там же всё просто - "нет денег, нет мультиков", если договором не предусмотрено иное. А если иное предусмотрено, то 328 не сработает.

Лучше бы расписали нюансы взыскания предварительной оплаты при приостановке встречного исполнения. Или про неустойку на неперечисленный аванс. Или увеличение цены товара при просрочке (отмена скидки), чтобы не срубалась неустойка по 333 ГК.

Я разве где-то сказал о том, что это единственный способ? Или сказал, что залог точно подойдет для тех, кто заключил абонентский договор? Как вы вообще себе представляете указанные вами способы для практической реализации?
Ответ кроется в том, что вы зарегистрировались и оставили коммент — типичный бот, который любит писать пакости другим авторам.
Ку-ка давайте-ка назовите непоименнованные способы обеспечения обязательств, а я с радостью послушаю их. Вдруг что-то новое узнаю.

Я буду писать о том, о чем сочту нужным в первую очередь для себя
а вот если бы вы вежливо попросили — я бы задумался над написанием

В статье указал, почему в большинстве случаев не работает неустойка, но вы все равно настаиваете на своем мнении. Взыскивайте с ваших к/а копеечную неустойку, я совершенно не против.

Вообще не понял, как напрямую связаны между собой увеличение цены товара и "срубание" неустойки по 333.