Чек-лист как оформить трудовые договоры с разработчиками или как не сойти с ума вводя режим служебных произведений
Что делать
Самое важно правило – понять как фактически работает команда разработки и положить это на «бумагу».
Поэтому определитесь:
- как разработчики ставят задачи и обсуждают их;
- как передают результаты работ
Также будет важно периодически сверяться-:
какие объекты стоят в плане на разработку;
- что будете ставить на учет как НМА;
- что из разработок коммерциализируете;
- получаете ли налоговые льготы, связанные с использованием НМА
Вводим режим служебных произведений
Шаг 1 Разработать Положение о служебных произведениях.
Это основной документ, который будет регулировать порядок создания служебных произведений (т.е разработок, которые создаются работниками в рамках своих должностных обязанностей).
В Положение нужно включить:
- кто из сотрудников создает результаты интеллектуальной деятельности (проверьте по штатному расписанию кто может что-то создавать);
- как ставятся служебные задания (тут опишите как реально ставятся задачи. Например, если разработчики коммуницируют через Trello или Jira , то пусть эта переписка и будет служебными заданиями);
- как передаются созданные разработки. Тут тоже описывайте порядок, применяемый фактически – в какой репозиторий все складывается.
Шаг 2 Ознакомьте с Положением всех работников. Новые работники должны быть ознакомлены с Положением в момент заключения трудового договора.
Проверяем трудовые договоры
Шаг 3. В Положении вы указали сотрудники на каких должностях могут создавать результаты интеллектуальной деятельности.
В договорах на эти должности нужно зафиксировать:
- что в должностные обязанности входит создание РИД (только тогда созданное будет считаться именно служебным произведением);
- размер вознаграждения, которое выплачивается работнику за отчуждение прав на созданное. Об этом поговорим ниже, но главное запомните – это не может быть заработной платой.
Должностные инструкции
Шаг 4. Если должностная инструкция есть, то в ней можно детализировать какие именно РИД создаются.
Акты
Шаг. 5 Мы все привыкли, что при создании чего то нам важно две контрольные точки:
- идентификация объекта (в нашем случае это постановка служебного задания);
- факт передачи объекта. И вот это факт принято фиксировать актом.Но когда разработка это постоянный непрерывный процесс и особенно, когда в компании создается одновременно несколько объектов составлять акты крайне затруднительно.
Нужно понять:
- кто и что делал;
- положить это на бумагу;
- потратить время на составление;-
все подписать (особенно сейчас, когда большая часть работает вне офиса).Поэтому лучше фиксировать в Положении, что фактом передачи является фактическая передача.
Тут важно определить что это:
- направление кода в репозиторий;
- отчет и результат по электронной почте и тд
Для передачи прав этого будет достаточно.
Но возникает вопрос с бухгалтерией – именно ей нужны акты. Возможные варианты опишем ниже.
Выплаты
Шаг 6.
1. Выплата за отчуждение прав должна быть отдельной от заработной платы. Т.е нельзя писать в трудовом договоре, что зарплата 100 руб. и туда включено все.
2. Размер выплаты может быть любым и определяется трудовым договором.
3. Базой для выплат может быть конкретный объект. Например «1 картинка – 1 руб». Но для разработки это практически нереально (придется вычленять объекты, а это занимает время). Поэтому еще один вариант определить размер вознаграждения за конкретный период.
Постановка в качестве НМА
Если вы прошли все шаги, то права на разработки вы получили. Постановка в качестве НМА для принадлежности прав не важна. Но есть ряд причин по которым постановка важна:
- если вам важна капитализация компании или важно показать затраты на разработки;
- вы планируете отчуждение прав впоследствии;
- вы используете льготы в IT
Чтобы поставить на учет НМА нужно собрать затраты на его создание (прежде всего это заработная плата). Для этого бухгалтер должен знать:
- чью зп собирать на эти затраты (т.е кто принимает участие в разработке).
- что ставить на учет (описание объекта);
- когда ставить (т.е в какой момент разработка закончена).
Для определения этого бухгалтер может использовать:
- Акты, которые составляются ежемесячно из и которых видно кто из сотрудников что делал. На практике при масштабной разработке составление актов становится проблемой;
- Приказы о начале и окончании разработки, которые в том числе фиксируют кто был занят в этих разработках.
Процессы
Если у вас будут меняться:
- порядок постановки задач;
- репозиторий;
- перечень должностей
важно оперативно менять описание в документах.
Вывод
Вывод довольно простой:
1. Чем раньше начнете все правильно оформлять – тем меньше затрат и рисков нести;
2. Оформление должно быть на основании уже существующих процессов – тогда их будут соблюдать
Если у Вас есть вопросы по оформлению и использованию прав на разработки – пишите.