Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

Посмотрим правде в глаза и на тот самый нашумевший законопроект с "электронными повестками". Слишком много новостного шума о том, что можно и что нельзя, как будет и как не должно быть. Остановитесь на минутку и вместе почитаем, что написано.

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

Законопроекту уже несколько лет и он давно открыт для ознакомления - просто переходите по ссылке. А вот нашумевшие поправки, судя по всему, появились только сегодня. Быстро пробежимся по датам и версиям этого законопроекта.

Вы можете пролистнуть его историю и перейти к новым, сегодняшним поправкам. Подсказка, 10-ая часть, смотрите туда - там о повестках.

Что и как будет применяться на практике - узнаем только на практике.

2017 год - одобрение Правительством

27.12.2017 Правительством России выдано заключение № 9902п-П4 на проект ФЗ "О внесении изменений в статью 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Согласно указанному заключению:

"Законопроектом предлагается, сохранив установленный статьей 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон, Закон) способ вручения повесток военного комиссариата под расписку, ввести также новый способ их вручения - направление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Полагаем целесообразным исключить из законопроекта положения, предусматривающие возможность получения повесток, направленных по почте заказным письмом, иными лицами, кроме самих граждан, подлежащих призыву на военную службу."

Законопроектом возлагается на граждан, не получивших повестки в период окончившегося призыва на военную службу, обязанность самостоятельно являться в военный комиссариат для получения под расписку повесток, что не корреспондирует с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона, согласно которому на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата".

Если коротко, то законопроект направлен на вручение повесток не только лично, но и путем направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

По итогу Правительство поддержало законопроект с учетом указанных замечаний.

2018 год изучение законопроекта в ГД

12.01.2018 - внесен в Государственную Думу ФС РФ

23.01.2018 - рассмотрен Советом ГД ФС РФ (Протокол N 94, п. 66)

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

22.03.2018 - заключение Комитета по обороне, в котором идею "почтовых" повесток поддержали.

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

При этом в Комитете по обороне обратили внимание на некоторые недостатки, которые должны быть устранены:

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

03.04.2018 законопроект приняли в первом чтении. На тот момент в нем было всего 3 пункта.

Первый:

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

Здесь речь идет про п. 1 ст. 31 Закона, в которой надо было произвести небольшие перестановки. Статья выглядит так:

1. Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (эту часть хотели заменить на "а также, если это предусмотрено в настоящей статье, самостоятельно являться в военный комиссариат").

Второй:

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

Текста здесь больше. но все понятно.

Третий:

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

Все ясно-понятно. Погнали дальше.

А дальше законопроект пролежал неизвестно где (и почему?) до ноября 2021 года.

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

2021 год. Замечаний нет

В ноябре 2021 года правовое управление Аппарата Государственной думы повторно выдало заключение, что с проектом все "ок".

2022 год. Начало.

В январе поступило аналогичное заключение от правового управления, а 22 февраля законопроект уже принят во втором чтении. Вот только законопроект уже выглядел иначе, поэтому продемонстрирую все его пункты частями.

1-ая часть:

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

Добавили розыск и задержание уклонистов; разъяснили, когда гражданин считается уклонистом; а также хотели убрать п. 2 ст. 10 (на самом деле его просто переносят в другую статью, отмечу это далее).

2-ая часть:

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

Тут знакомая часть про повестки.

3-я часть:

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

Дописаны некоторые особенности вручения повестки и явки.

4-ая часть:

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

А вот сюда и планировали включить тот самый пункт из первой части.

18 марта правовое управление дало заключение о том, что все хорошо. Больше ничего не известно.

2023 год.

Прошел еще один год и вспомнили об этом законопроекте.

21 марта 2023 года на заседании Совета ГД ФС РФ выступили Володин В.В. и Картаполов А.В., которые сообщили, что: "Принято решение перенести рассмотрение указанного проекта федерального закона с 22 марта на апрель 2022 года".

6 апреля 2023 года Володиным В.В. вынесено постановление № 3520-8 ГД о возврате проекта к процедуре второго чтения.

На этом известная и подтвержденная история этого законопроекта обрывается и начинается время смуты, в котором из каждого угла поступает разного рода информация о содержании этого документа.

Стоит отметить, что вероятнее всего в этой истории знает правду Картаполов А.В., который выступал на последнем заседании ГД ФС РФ по этому законопроекту.

Выглядит это так, будто документ все еще печатается, однако несколько минут назад появилась информация на сайте с обновленными правками.

Новые правки

Также представлю частями для удобства в ознакомлении.

1-ая часть

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

2-ая часть (здесь речь идет о возможности ограничения права управления транспортным средством в рамках временных мер, направленных на обеспечение явки)

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

3-ая часть (устанавливает запрет на выезд из РФ с момента получения повестки и до явки в военный комиссариат).

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

4-ая часть (она большая и поэтому представлю текстом. Здесь речь о новых обязанностях руководителей организаций и должностных лиц по обеспечению явки, также здесь о обязанностях по предоставлению и сбору информации)

1) статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности

1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) от военных комиссариатов;

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение пяти дней со дня изменения соответствующих сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или при наличии технической возможности с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Портал государственных и муниципальных услуг (функций), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, в течение трех рабочих дней, в том числе с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций);

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Военные комиссариаты направляют вызовы (повестки) в организации в отношении граждан - работников таких организаций в письменной и (или) электронной форме.

2. В случае, если руководитель государственных органа либо организации или муниципального органа уведомлен военным комиссариатом, в том числе в электронной форме, о вынесении в отношении гражданина, который замещает должность государственной службы или муниципальной службы в таких органе либо организации, заключения, указанного в пункте 11 статьи 28 настоящего Федерального закона, данный руководитель обязан уведомить в письменной форме на бумажном носителе либо электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) военный комиссариат об увольнении этого гражданина с государственной службы или муниципальной службы в течение десяти дней со дня его увольнения.

3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете и переехавших на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования предыдущего места жительства, либо зарегистрированных по месту пребывания на срок более трех месяцев, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс, содержащий сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета (далее - государственный информационный ресурс);

предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс;

предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс;

осуществлять розыск и при наличии законных оснований задерживать граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, лиц, самовольно оставивших воинскую часть либо место прохождения военной службы, если в отношении указанных граждан осуществляется уголовное преследование, а в случае возбуждения дел об административных правонарушениях о неисполнении гражданами обязанностей по воинскому учету, в том числе по получению повестки, или об уклонении граждан от медицинского освидетельствования либо медицинского обследования при обращении должностных лиц военных комиссариатов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, доставлять граждан, совершивших указанные правонарушения, в служебные помещения органов внутренних дел (полиции) или помещения органов местного самоуправления сельского поселения и применять иные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания.

4. Федеральная налоговая служба обязана предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, из Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, а также из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс.

5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны предоставлять в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс.

6. Федеральные суды обязаны предоставлять в электронном виде в двухнедельный срок со дня вынесения соответствующего решения (приговора, постановления, определения) в военные комиссариаты сведения о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

7. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обязан предоставлять необходимые для ведения воинского учета сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в государственный информационный ресурс.

8. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны предоставлять в электронном виде необходимые для ведения воинского учета сведения о состоянии здоровья граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в государственный информационный ресурс.

Медицинские организации обязаны предоставлять в электронном виде органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимые для ведения воинского учета сведения о состоянии здоровья граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана предоставлять в электронной форме в государственный информационный ресурс следующие сведения, необходимые для ведения воинского учета:

о гражданах, избранных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, о сроках их полномочий;

о гражданах, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления;

из регистра избирателей, участников референдума (в том числе о регистрации граждан по месту жительства и (или) месту пребывания).

10. Образовательные организации высшего образования и научные организации в пределах своей компетенции обязаны предоставлять в электронном виде необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, обучающихся в указанных организациях по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры, программам ординатуры, ассистентуры-стажировки, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, в том числе в государственный информационный ресурс.

11. Министерство просвещения Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в пределах своей компетенции обязаны предоставлять в электронном виде необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе в государственный информационный ресурс.

Общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации в отношении граждан, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования по очной форме обучения, обязаны предоставлять в электронном виде Министерству просвещения Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимые для ведения воинского учета сведения.

12. Федеральные органы власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и организации обязаны предоставлять иные сведения, необходимые для ведения воинского учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

5-ая часть

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

6-ая часть (важно - речь о временных мерах)

"Статья 7(прим1). Временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата

1. Гражданам, подлежащим призыву на военную службу и получившим повестку военного комиссариата, со дня, когда такая повестка считается врученной, в качестве временной меры, направленной на обеспечение их явки по повестке, запрещается выезд из Российской Федерации.

2. Решение о принятии временной меры, указанной в пункте 1 настоящей статьи, формируется в государственной информационной системе "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете" (далее - Реестр воинского учета) в автоматическом режиме и подписывается электронной подписью военного комиссара. Указанное решение направляется гражданину в личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг (функций), в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также отражается в Реестре воинского учета.

3. Гражданам, подлежащим призыву на военную службу и получившим повестку военного комиссариата, в течение суток со дня, когда такая повестка считается врученной, направляется предупреждение о применении в отношении их указанных в пункте 4 настоящей статьи временных мер, направленных на обеспечение их явки, в случае неявки по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке.

Предупреждение формируется в Реестре воинского учета в автоматическом режиме на основании внесенных в Реестр воинского учета военным комиссариатом сведений о направлении (вручении) гражданину повестки и направляется гражданину в личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг (функций).

4. Неявка без уважительной причины гражданина, состоящего на воинском учете, по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, влечет применение в отношении такого гражданина временных мер, направленных на обеспечение его явки, в виде:

а) запрета на государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

б) запрета на постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";

в) приостановки на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

г) ограничения на пользование гражданином правом на управление транспортными средствами, предоставленным Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";

д) запрета на государственную регистрацию транспортных средств, осуществляемую в порядке, установленном Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

е) отказа в заключении кредитного договора, договора займа.

5. Решение о принятии временных мер, указанных в пункте 4 настоящей статьи, формируется в Реестре воинского учета в автоматическом режиме и подписывается электронной подписью военного комиссара. Указанное решение направляется гражданину в личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг (функций), в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел соответственно, а также отражается в Реестре воинского учета.

6. Решение об отмене временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, формируется в Реестре воинского учета в автоматическом режиме и подписывается электронной подписью военного комиссара в течение суток с момента явки гражданина по повестке или подтверждения уважительных причин неявки. Указанное решение направляется гражданину в личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг (функций), в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел соответственно, а также отражается в Реестре воинского учета.

7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе установить дополнительные временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, в виде ограничения на получение гражданами выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. Решение о применении временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, может быть обжаловано в порядке, установленном разделом V1 настоящего Федерального закона.";

7-ая часть (о вопросах по постановке на воинский учет)

12. Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета.

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат.

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки указанных граждан осуществляются на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 51 и 52 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.

При наличии у военных комиссариатов соответствующих оснований зачисление в запас граждан, обязанных состоять на воинском учете, может осуществляться без личной явки на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 51 и 52 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.

При постановке на воинский учет, снятии с воинского учета и внесении изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки таких граждан их оповещение об этом осуществляется автоматически через Реестр воинского учета в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций). При этом таким гражданам должна быть обеспечена возможность представления необходимых для осуществления воинского учета документов при личной явке гражданина в военный комиссариат либо с использованием личного кабинета гражданина на Портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки в военный комиссариат, при необходимости могут направляться повестки, в том числе в электронной форме, для сверки сведений, полученных из Реестра воинского учета, информационных систем и информационных ресурсов, сведений, полученных на основании запросов, проведения мероприятий, предусмотренных статьями 51 и 52 настоящего Федерального закона, а также для получения документов воинского учета. Указанные повестки считаются врученными в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Федерального закона.";

8-ая часть (дополнение существующих пунктов в части электронной формы документов и не только. Часть текста пропущу, поскольку там информация об обработке персональных данных)

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

9-ая часть (информационное обеспечение). Представлю текстом.

"Статья 81. Информационное обеспечение воинского учета

1. Информационное обеспечение воинского учета осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также иных информационных систем и информационных ресурсов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Обработка персональных данных в целях воинского учета осуществляется с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных", законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне без необходимости получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

3. Организация воинского учета, сбор, хранение, обработка и актуализация сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (далее - актуализация сведений), осуществляются военными комиссариатами, в том числе в автоматизированном режиме на основании данных государственного информационного ресурса и данных, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и иных информационных систем и информационных ресурсов.

4. Формирование государственного информационного ресурса осуществляется на основании сведений, предоставляемых федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями, являющимися поставщиками сведений.

5. Ведение государственного информационного ресурса осуществляется оператором, определяемым Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить особенности ведения государственного информационного ресурса.

6. Поставщики сведений, состав предоставляемых ими сведений в государственный информационный ресурс, а также порядок, сроки и периодичность предоставления указанных сведений определяются Правительством Российской Федерации.

7. Предоставление сведений в государственный информационный ресурс поставщиками сведений осуществляется в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия путем передачи указанных сведений.

8. Организации, в которых работают или обучаются граждане, состоящие на воинском учете, а также не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете, направляют сведения, необходимые для ведения воинского учета, оператору государственного информационного ресурса посредством Портала государственных и муниципальных услуг (функций), за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Пользователями государственного информационного ресурса являются Министерство обороны Российской Федерации, его территориальные органы (военные комиссариаты) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

10. В целях информационного обеспечения воинского учета осуществляется формирование Реестра воинского учета.

11. Военные комиссариаты при необходимости направляют запросы в отношении граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в целях получения сведений, необходимых для ведения воинского учета, в письменной и (или) электронной форме. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и организации обязаны в двухнедельный срок со дня получения запроса военного комиссариата, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, предоставлять необходимые сведения.";

7) дополнить статьей 82 следующего содержания:

"Статья 82. Реестр воинского учета

1. Реестр воинского учета формируется военными комиссариатами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в автоматизированном режиме на основании сведений государственного информационного ресурса, а также сведений, полученных военными комиссариатами из государственных информационных систем и ресурсов, от органов власти, организаций и граждан в письменной и (или) электронной форме.

2. В состав сведений Реестра воинского учета включаются следующие сведения о гражданах:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) дата рождения;

в) пол;

г) сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ;

д) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);

е) идентификационный номер налогоплательщика;

ж) место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания;

з) наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;

и) код и наименование военного комиссариата, в котором гражданин состоит на учете;

к) сведения о постановке на воинский учет или снятии с воинского учета;

л) сведения о факте выдачи документа воинского учета;

м) сведения о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе;

н) сведения о прохождении обучения, включая сведения об образовательной организации;

о) сведения о состоянии здоровья в объеме, установленном Правительством Российской Федерации;

п) код записи о гражданине в государственном информационном ресурсе;

р) признак наличия у гражданина оснований для предоставления отсрочки или освобождения от призыва на военную службу;

с) иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации.

3. В Реестре воинского учета военными комиссариатами обеспечивается учет сведений:

а) о направлении военными комиссариатами повесток в отношении гражданина;

б) о получении гражданами повесток;

в) о явке (неявке) граждан по повесткам военных комиссариатов, в том числе о подтверждении уважительных причин неявки;

г) о применении в отношении граждан временных мер, направленных на обеспечение их явки по повесткам военных комиссариатов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

д) о применении мер административной, уголовной ответственности в отношении граждан в связи с нарушением обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

е) об обжаловании гражданами отдельных решений, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и о результатах рассмотрения таких жалоб.

4. Реестр воинского учета не содержит сведений, составляющих государственную тайну или иную охраняемую законом тайну.

5. Министерство обороны Российской Федерации является оператором Реестра воинского учета. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации создает Реестр воинского учета в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок, сроки и особенности создания, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, функционирования и ведения Реестра воинского учета, а также содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, вводу в эксплуатацию и эксплуатации Реестра воинского учета.

6. Постановка граждан на воинский учет, снятие с воинского учета, актуализация сведений воинского учета осуществляются путем включения соответствующих сведений в Реестр воинского учета. Включение в Реестр воинского учета сведений из государственного информационного ресурса происходит автоматически.

7. Управление формированием и рассылкой повесток военных комиссариатов осуществляется с использованием Реестра воинского учета.

8. Сведения, содержащиеся в записи Реестра воинского учета, могут быть изменены по обращениям граждан, в отношении которых они составлены, или их законных представителей. Направление таких обращений и информирование о ходе и результатах их обработки обеспечиваются в том числе с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Военные комиссариаты в течение одного рабочего дня со дня поступления указанных обращений направляют соответствующие запросы в уполномоченные органы или организации.

Уполномоченные органы или организации направляют ответы в военные комиссариаты в течение трех дней со дня поступления запросов.

Военные комиссариаты рассматривают ответы уполномоченных органов или организаций в течение одного рабочего дня со дня поступления указанных ответов и при необходимости вносят изменения в Реестр воинского учета.

Уведомления заявителей о принятых решениях осуществляются Реестром воинского учета в автоматическом режиме, в том числе с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Решения военных комиссариатов об отказе во внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре воинского учета, могут быть обжалованы в порядке, установленном разделом V1 настоящего Федерального закона.";

8) дополнить статьей 83 следующего содержания:

"Статья 83. Реестр направленных (врученных) повесток

1. На основании сведений Реестра воинского учета о направлении военным комиссариатом повесток в отношении граждан, состоящих на воинском учете, в автоматическом режиме формируется общедоступный реестр направленных (врученных) указанным лицам повесток (далее - Реестр повесток).

2. В состав сведений Реестра повесток включаются:

а) копии направленных повесток;

б) сведения о военном комиссариате, направившем повестку;

в) дата направления повестки и дата, когда повестка считается врученной;

г) дата явки в военный комиссариат, указанная в направленной повестке;

д) сведения о гражданине, подлежащем призыву на военную службу, которому направлена (вручена) повестка:

фамилия, имя, отчество (при наличии);

дата рождения;

сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ;

е) сведения о месте жительства и (или) месте пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания.

3. Порядок ведения Реестра повесток, оператор Реестра повесток определяются Правительством Российской Федерации.

4. Гражданам, состоящим на воинском учете, доступ к информации, содержащейся в Реестре повесток, обеспечивается одним из следующих способов:

а) предоставление авторизованного доступа к личному кабинету гражданина в Реестре повесток в порядке, установленном оператором Реестра повесток;

б) размещение информации о направлении повестки в личном кабинете на Портале государственных и муниципальных услуг (функций);

в) при личном обращении в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за получением соответствующей выписки из Реестра повесток.

5. В случае обращения гражданина в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за получением выписки, указанной в подпункте "в" пункта 4 настоящей статьи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение суток со дня такого обращения обязан проинформировать об этом военный комиссариат, направивший повестку.";

9) статью 9 изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

2. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

3. Подготовка списков граждан для первоначальной постановки на воинский учет производится на основании сведений об указанных гражданах, содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также на основании запросов военных комиссариатов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Первоначальная постановка гражданина на воинский учет осуществляется путем включения военными комиссариатами соответствующих сведений в Реестр воинского учета.

Первоначальная постановка гражданина на воинский учет может осуществляться без его личной явки на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных в соответствии с настоящим Федеральным законом, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 51 и 52 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.

При наличии у военных комиссариатов соответствующих оснований зачисление в запас граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, может осуществляться без личной явки на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 51 и 52 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.

Гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки в военный комиссариат, при необходимости могут направляться повестки, в том числе в электронной форме, для сверки сведений, полученных из Реестра воинского учета, информационных систем и информационных ресурсов, сведений, полученных на основании запросов, проведения мероприятий, предусмотренных статьями 51 и 52 настоящего Федерального закона, а также для получения документов воинского учета. Указанные повестки считаются врученными в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Федерального закона.

4. Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

5. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.

6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:

а) должностное лицо военного комиссариата - председатель комиссии;

б) представитель местной администрации;

в) специалист по профессиональному психологическому отбору;

г) секретарь комиссии;

д) врачи-специалисты.

7. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

8. Решение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, может быть обжаловано в порядке, установленном разделом V1 настоящего Федерального закона.

9. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить и (или) направить гражданам в письменной или электронной форме решение комиссии, содержащее в том числе разъяснение их обязанностей по воинскому учету.";

10) в статье 10:

а) в пункте 1:

абзац четвертый после слов "явиться в двухнедельный срок" дополнить словами "в военный комиссариат или в недельный срок подать заявление через Портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"сообщить в письменной или электронной форме через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведения о переезде на новое место пребывания, не подтвержденные регистрацией, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо явиться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 81 настоящего Федерального закона);";

абзац шестой признать утратившим силу;

б) пункт 2 признать утратившим силу;

в) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Заявления граждан, поданные в электронной форме, подписываются простой электронной подписью.

Заявления организаций, поданные в электронной форме, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации.";

11) пункт 3 статьи 26 дополнить словами "в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона";

12) пункт 7 статьи 28 изложить в следующей редакции:

"7. Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном разделом V1 настоящего Федерального закона.";

13) абзац шестой пункта 2 статьи 29 изложить в следующей редакции:

"рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на отдельные решения, принимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом.";

10-ая часть. Повестки. Изменяется ранее упомянутая 31 статья.

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе
Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе
Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе
Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

Согласно законопроекту повестку могут вручить тремя новыми способами:

1. Через Госуслуги

2. Заказным письмом с уведомлением

3. Через МФЦ.

Все виды повесток имеют одинаковую юридическую силу. Прежний способ вручения под роспись также сохраняется.

Важно! Электронная повестка будет считаться врученной с момента размещения в личном кабинете военнообязанного. Речь в поправках идет обо всех военнообязанных, в том числе о находящихся в запасе, а не только о призывниках.

Если не прийти в военкомат в течение 20 дней после получения повестки, гражданину запретят:

  • управлять транспортом и регистрировать сделки с ним;
  • регистрироваться в качестве ИП или самозанятого;
  • получать кредиты и займы;
  • заключать сделки с недвижимостью.

11-ая часть. Установили порядок обжалования отдельных решений.

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе

Вот такой получился законопроект. Обратите внимание, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.

Знакомьтесь внимательно, знайте правду.

PS: Уже и проект постановления о принятии правок готов

Те самые поправки в закон о воинской обязанности и военной службе
33
1 комментарий

Спасибо за очень подробную информацию...понятно что пока ничего не понятно....очень не радостно все это...

Ответить