Отзывы бывших сотрудников — помогают или мешают в поиске работы. Разбираемся

Одна из причин долгого поиска работы — убежденность, что нужно читать отзывы о Работодателе: перед тем, как откликнуться на вакансию, согласиться на собеседование или уже после собеседования - нужно подстраховаться и узнать мнение тех, кто там уже работал.

Отзывы бывших сотрудников —  помогают или мешают в поиске работы. Разбираемся

80% Заказчиков Hands me “Сопровождение в поиске работы” изначально придерживаются именно такой точки зрения, фильтруют Работодателей по отзывам и если эту точку зрения им не поменять, то мы наблюдаем следующее:

  • человек стопорится на вышеперечисленных этапах: после прочтения массы негативных отзывов теряет доверие уже ко всем Работодателям, начинает казаться, что шансов найти “своего” минимальны; настроения, чтобы двигаться дальше нет, от былого энтузиазм (после этапа профориентации) нет и следа; на глазах теряет веру в себя и успех задуманного
  • человек упускает возможно выгодные предложения Работодателей
  • очаровывается положительными отзывами до и разочаровывается реальностью после

Таким образом, фильтр “отзывы бывших сотрудников” не помогает в вопросе поиска работы, а только мешает. Чтобы избежать этих проволочек и разочарований со стороны Заказчика, мы, помимо прочих правил Рынка труда, рассказываем и об отзывах: кто и почему их пишет и как к ним относиться.

Если вы сейчас ищете работу и придерживаетесь точки зрения, что нужно читать отзывы о Работодателе, то данная статья Вам будет полезна.

Кто пишет негативные отзывы и почему (из личной практики)

  • Человек, которого здесь и сейчас захлестывают эмоции: он не согласен, зол, с ним поступили несправедливо, его не поняли, сделали неправым, он в отчаянии.

    Намерение: выговориться, получить поддержку из вне, привлечь внимание к своей проблеме.

    Защищать свои интересы в суде — это сложный для него путь. Работодатель “не уладил” сотрудника. Сотрудник часто не скрывает себя.

  • Человек, который сам саботирует или тот, кого накрутили. Зная боль других сотрудников, человек провоцирует их на критику, призывает написать отзыв.

    Намерение: отомстить, проучить, навредить.

    Такой сотрудник остается в тени, анонимным.


  • Человек, который сам поступил неэтично.

    Намерение: желание оправдать себя в своих же глазах, обесценивая, делая неправым, “плохим” другого — Работодателя.

    Нормальному человеку очень некомфортно сделать плохо хорошему человеку, на душе становится легче, если убедить себя в том, что человек “плохой” и этого заслужил.


  • Человек, который по своей природе “критик”.

    Считает себя тем, кто говорит правду в лицо и он за справедливость. Привык концентрироваться на минусах, недостатках других, открывать другим глаза, выводя на чистую воду негодяев.

    Намерение: быть правым, быть услышанным, значимым.

    С такими людьми сложно договариваться и сотрудничать, они оценивают и осуждают, им сложно понять, принять точку зрения другого (находятся в состоянии антагонизма). Но, как показывает практика, такие люди полезны в определенных областях деятельности.


  • Человек, кому заказали написать отзыв недоброжелатели, конкуренты

    Намерение: заработать.

Кто пишет положительные отзывы и почемуᅠ

  • Человек, у кого настоящее душевное рвение написать что-то хорошее.

    Намерение: хочет поддержать, выразить восхищение, отблагодарить.

    Таких отзывов меньшинство.

  • Человек, кого попросили написать отзыв.

    Например, действующий сотрудник, чтобы нейтрализовать предыдущие негативные отзывы.

    Намерение: угодить, вернуть “долг”.
  • Человек, кому за это платят.

    Например, копирайтер, который призван целенаправленно работать с отзывами (писать как позитивные отзывы, так и нейтральные, и негативные — для баланса).

    Намерение: маркетинговый ход.

    Есть уже много рекомендаций как по методам работы с отзывами, так и по улаживанию увольняющихся сотрудников. Ведь негативные отзывы — это удар по репутации и остановка в потоке соискателей.


Про сайты - отзовики (antijob, orabote.xyz, etwork.com, mnenie-sotrudnikov.ru, pravda-sotrudnikov.ru и т.п.)

Специалисты сферы ORM (online reputation management) создают сайты - отзовики. Они предоставляют услуги по управлению репутацией: мониторят упоминания о Работодателе, работают с негативными отзывами, обеспечивают присутствие нужной информации о Работодателе на первых страницах поисковой выдачи и т.п.

А так же, они (сталкивалась, когда работала hr-директором):

а) привлекают авторов негативных отзывов для подрыва авторитета Работодателей, озвучивая, что это поможет решить трудовой спор

б) предлагают Работодателям удалить за деньги негативные отзывы или управлять репутацией компании — размещают отзывы на собственных сайтах - отзовиках, с гарантией исключения размещения негативного отзыва

Итог вышесказанному

— Отзывы зачастую субъективные, проплаченные, сфабрикованные, сделанные по принуждению или просьбе, положительных “отзывов от души” мало. Определить, где правдивый отзыв, а где фейк — сложно.

— Сайты - отзовики — это бизнес с сомнительной этикой.

— Большинство людей склонны читать отзывы и ориентироваться на них при принятии решений.

— Работодатели, чтобы сохранить репутацию вынуждены больше внимания уделять отзывам, личному бренду, работающим и увольняющимся сотрудникам.

— Отзывы о Работодателе — это меньшее, на что нужно обращать внимание при поиске работы и принятии решения. Ну а если ваше внимание все же украдено отзывами, то найдите способ прояснить сомнения напрямую у Работодателя. Это не гарантирует достоверности, но возможно вы услышите контраргумент или комментарий, который Вам поможет определиться с выбором Работодателя.

22
Начать дискуссию