Партнерский аккаунтинг — это не про любовь

Аккаунтинг — это про бизнес и любовь. Как создать сильную команду аккаунтов, выстроить структуру отдела, какими качествами должны обладать сотрудники и где их искать? Расскажем на примере коммуникационной платформы UIS/CoMagic при работе с интеграторами Битрикс24.

Этот текст — выжимка опыта. Система, которую мы выстраивали три года и которая теперь позволяет нам масштабироваться от года к году. За 2021 год мы приросли на 55% в деньгах по проекту, на 40% увеличили количество лидов и вдвое увеличили количество партнеров по отношению к 2020 году.

В самую суть

Для начала определимся с терминами. Процесс более привычного клиентского аккаунтинга и партнерского отличаются достаточно сильно. При работе с партнерами, под позицией аккаунта мы понимаем сотрудника, который отвечает за привлечение новых партнеров, работу с документооборотом агентов (хотя бы частично), сопровождение и развитие партнеров. Кроме того, такой аккаунт участвует в организации совместной маркетинговой активности, обучает продукту и тому, как его продавать.

При этом аккаунт постоянно находится между двух огней. С одной стороны, хороший аккаунт старается максимально помочь своему партнеру, радеет за его успех (а как следствие и за общий) и решает неизбежные конфликты с клиентами и другими отделами своей компании. Но при этом не забывает и об интересах своего работодателя – тактично отстаивает позицию компании, блокирует нежелательные инициативы и нивелирует возникающий негатив. Задач много, они разноплановые и требуют соответствующих качеств от сотрудника.

Поэтому аккаунтинг — это про дипломатичность и гибкость, высокий уровень эмпатии и умение сохранять фокус на бизнесе. Аккаунтинг — это про модель win-win.

Структура отдела

Как только в компании появляется второй аккаунт, приходит пора выстраивать структуру. Классическими являются два варианта работы ваших аккаунтов.

1 вариант

Единый отдел, который работает со всеми партнерами. Каждый сотрудник в команде взаимозаменяем. В отделе есть руководитель, единые бизнес-процессы, простая иерархическая структура — система напоминает классический отдел продаж. Плюсом такой системы является ее простота, и вы сможете достаточно быстро вводить в должность новых сотрудников. Из минусов — стандартизированный подход к партнерам, больше бюрократии. Сотрудники будут ощущать, что работают на конвейере, а значит, инициативность и креативность будут на втором плане, на первый выйдут стандартизированные КПД.

Такой вариант хорош, когда нужно быстро выйти со своим оффером на рынок и нарастить долю. Но абсолютной лояльности партнеров добиться будет сложно, ведь вы будете предлагать то же самое, что и ваши конкуренты.

2 вариант

Второй вариант — аккаунты входят в состав отдельных бизнес-команд, каждая из которых работает над своей частью продукта или с конкретной нишей. Аккаунты подчиняются руководителю группы и таких групп может быть бесконечно много.

Это дает определенную гибкость в работе с партнерами, ведь команда может глубже погрузиться в понимание специфики конкретных бизнесов. Кроме того, сотрудники намного дольше не будут выгорать — этому способствует выполнение разноплановых задач и участие в разработке стратегии работы команды в целом.

С другой стороны, тут нужно будет побороться с трудностями и выстроить единые бизнес-процессы для таких команд в рамках всей компании. Иначе каждая команда будет отстаивать свои идеи, инициативы и подходы. И тянуть одеяло на свой сегмент, напоминая всем известную басню.

Кроме выбора общей структуры, полезно будет ввести грейдирование аккаунтов: давно работающие сотрудники могут вести топовых партнеров, стажеры и менеджеры с небольшим стажем работы — выполнять простые задачи и учиться у старших коллег. Грейд должен отражаться в мотивационной части оплаты труда. Это станет стимулом освоить необходимые навыки и впитать знания о продукте как можно быстрее.

Аккаунт использует две комбинации: Ctrl+C и Ctrl+V

Партнерский аккаунтинг — это не про любовь

Мы уже говорили выше про качества, которыми должен обладать хороший аккаунт-менеджер. Посредственный аккаунт использует две комбинации: Ctrl+C и Ctrl+V, являясь почтовым голубем между партнером и персонами/отделами собственной компании, не погружаясь в проблематику. Таким образом, чуть ли не половина задач, которые можно было бы решить на уровне своей команды, передается в другие отделы, тратится время коллег и время сотрудника на игры в испорченный телефон.

Чтобы не набрать себе голубей, руководителю необходимо тщательно подходить к найму сотрудников.

Сегодня на рынке сложилась парадоксальная ситуация, когда на позицию аккаунт-менеджера претендует большое количество соискателей, но все вкладывают в эту должность разные смыслы — от задач консалтинга до технической поддержки. Поэтому, составляя вакансию, максимально подробно описывайте весь перечень работ, которые будет выполнять сотрудник. Ниже пример нашей вакансии.

Партнерский аккаунтинг — это не про любовь

Если позволяет размер компании, проведите набор среди действующих сотрудников. Возможно, кто-то давно мечтал сменить поле деятельности и подумывал об уходе, а вы таким образом сможете удержать ценного специалиста. Хорошо на вакансию партнерского аккаунта подходят сотрудники отделов продаж и сопровождения клиентов. У них развиты главные для этой задачи качества — коммуникабельность, умение выстраивать диалог с новыми людьми, ответственность.

Что не регламентировано, то не контролируемо

Готовьтесь к тому, что примерно после полугода работы свежеукомплектованного отдела (или команды) эффективность ваших заряженных, счастливых сотрудников начнет стремительно падать. Это связано не с личностными качествами людей, а со спецификой работы с партнерами.

Когда аккаунт-менеджер обрастает пулом контрагентов, он превращается из хантера в фермера, посвящая 90% времени текущим вопросам своих партнеров и их проблемам. И в скором времени 90% превращается в 100%.

И логика здесь простая: зачем искать новых партнеров, которые начнут генерировать лиды/деньги в лучшем случае через 2-3 месяца, когда можно заняться развитием текущих контрагентов, съездить в командировку к партнеру и после хорошей пьянки продуктивной встречи он начнет передавать всех своих клиентов/проекты.

Поэтому вам не обойтись без прописанного бизнес-процесса и CRM. Для каждого этапа воронки работы с партнерами должен быть регламент. Позвонил менеджер в первый раз будущему партнеру — уходит письмо/сообщение в мессенджер. Договорились начать работать — автоматически создается задача на проведение обучения продукту. Сделка висит на этапе более 3 дней — возвращается на предыдущий этап с отправкой уведомления руководителю.

Только при такой автоматизированной и контролируемой системе ваш отдел будет работать как часы, а партнеры будут показывать уверенный рост от года к году. Ниже пример нашего бизнес-процесса для новых сотрудников. Да, прописывание регламентов не очень увлекательное занятие, но крайне полезное. Кроме того, это позволяет вводить в должность новых сотрудников в разы быстрее.

Браться за регламентирование процессов имеет смысл как минимум через полгода с начала работы, чтобы успел накопиться нужный массив данных. Имейте в виду, что регламенты нужно пересматривать каждый год. Потому что они должны не только помогать вам контролировать высокий темп прироста показателей, но и корректно отражаться на мотивации сотрудников. При этом для синхронизации бизнес-показателей с оплатой и премиями, имеет смысл привлечь вашего HR-специалиста.

Метрики для отслеживания могут отличаться в зависимости от бизнеса, но чаще всего руководитель партнерского направления смотрит на количество партнеров, их прирост, количество лидов и конверсию в клиентов. Некоторые руководители смотрят на количество звонков/писем и количество встреч.

Не стоит углубляться и прописывать каждые 10 минут рабочего дня сотрудников — оставьте место для принятия самостоятельных решений и возможности проявить творчество и инициативу. Отслеживайте только критически важные показатели.

Помните главное — люди работают с людьми, особенно, когда мы говорим о партнерстве. Создавайте добавочную ценность своей партнерской программы, сделайте ее не просто агентской схемой, где за приведенных клиентов агент получает некий %. Приносите бизнесу партнера пользу, создавайте комьюнити вокруг себя и вы обеспечите своему бизнесу стабильный, масштабируемый канал продаж.

66
1 комментарий

Плюс за фото голубя

1
Ответить