Зачем учить людей программировать, если кодить самому выгоднее? Отвечает основатель Хекслета

Можно ли научиться кодить на курсах? Кто больше зарабатывает: айтишник или учитель айтишников? Все программисты хотят уехать из России? Мы задали вопросы СЕО онлайн-школы программирования «Хекслет» Кириллу Мокевнину.

Зачем учить людей программировать, если кодить самому выгоднее? Отвечает основатель Хекслета

Привет, это Консоль.Про. Мы помогаем компаниям сотрудничать с самозанятыми: снижать издержки, ускорять подпись документов и не получать штрафы от налоговой.

Нашей платформой пользуются разные бизнесы: от логистических компаний и маркетплейсов до классных EdTech-проектов. Мы задаем клиентам самые интересные вопросы про их бизнес. Сегодня поговорили с основателем онлайн-школы программирования «Хекслет» Кириллом Мокевниным.

Оглавление

Курсы и школы программирования: нормально ли учат, помогают ли с работой, кому нужны и сколько зарабатывают выпускники

Есть мнение, что ИТ-курсы не помогут получить профессию. Можно ли стать нормальным программистом на курсах?

Если можно стать программистом самому, без структурированной информации, то на курсах — тем более. Курсы не могут быть хуже самостоятельного обучения: когда ты учишься сам с нуля, у тебя нет понимания, куда идти и что делать. На курсах такое понимание есть, поэтому они как минимум не хуже самообучения.

Откуда тогда предубеждение к онлайн-школам?

Из-за агрессивного маркетинга. Ed-tech — это маркетинговая машина. Неважно, насколько ты классно сделал продукт: без крутого маркетинга к тебе никто не придет, приходится сражаться с другими школами за аудиторию. А многих маркетинг и обещания отталкивают.

Зачем учить людей программировать, если кодить самому выгоднее? Отвечает основатель Хекслета

Можно научиться программировать самостоятельно?

Самостоятельно учатся только самые замотивированные. Чаще всего люди впадают во фрустрацию. Им сложно, некому задать вопрос. Это приводит к ступору и забрасыванию обучения.

Почти все, кто сейчас учится на наших курсах, получает профессию, идёт работать, — до обучения делали много попыток программировать сами. У многих это происходило в течение 5-10 лет. У людей бывает так: подошел, покопался, испугался, закрыл книжку и перестал этим заниматься.

Чем курсы лучше самообучения?

Чтобы научиться чему-то самостоятельно, нужно перелопатить гору литературы, собрать тысячу мнений, понять, что надо и не надо учить. Программирование — не исключение.

В курсах есть системность: человеку не нужно искать путь самому и думать, надо ему учить что-то конкретное или не надо. Часто аудитория школ и курсов — люди, которые где-то работают и меняют профессию. Им нужен понятный путь обучения, у них нет времени искать самим.

А еще в самостоятельном обучении нет карьерного трека, который есть в хороших школах. Например в нашей школе есть целая команда, которая помогает ребятам с резюме, объясняет в рамках карьерного трека, как его написать, где и как его надо размещать, как писать сопроводительные письма. А ещё есть гарантированные стажировки, например, в Ростелекоме.

Всех этих вещей в самообучении нет.

Школа программирования дает мотивацию и системность, а не уникальные знания?

Уникальных знаний, мне кажется, сейчас нет. Ценность не в знаниях, ведь материал есть везде. Людям нужна скорость, предсказуемость. Они хотят видеть конкретный план развития. Самый главный вопрос у новичков, которые приходят в «Хекслет» — это «как я пойму, что я научился программировать?».

Уникальных знаний, мне кажется, сейчас нет. Ценность не в знаниях, ведь материал есть везде.

Все ли выпускники школ программирования и ИТ-курсов находят работу?

Чисто статистически невозможно, чтобы все нашли работу. Более того, далеко не все собираются ее искать. Владелец малого бизнеса хочет сам сделать себе сайт — учится на курсах. Проджект менеджер хочет лучше понимать своих программистов — учится на курсах. Часто в программисты переходят сотрудники поддержки, эникейщики.

Половине учеников не нужна работа. Есть люди, которые вообще делают это по фану. Просто им прикольно — они ходят и коллекционируют курсы.

Есть ли люди, которые прошли курс, хотят быть программистами, но после школы не могут найти работу?

Конечно. И это касается любой школы. Проблема бывает в том, как человек ищет работу. Типичный кейс: человек год не может найти работу. Приходит и жалуется: «блин, не могу, всё плохо», сводит это к рынку, мол, джуны не нужны.

Начинаем разбираться. Выясняется, что человек вроде как год ищет работу, но за год он не сделал ни одного тестового задания. Он просто не прилагает тех усилий, которые он должен прилагать, чтобы трудоустроиться. С таким подходом он не найдет работу.

Бывают вещи более сложные, о которых не принято говорить. Некоторые люди не могут найти работу из-за личных качеств. Например, человек депрессивный или агрессивный. Конечно, эйчары не называют настоящую причину отказа, и человек не понимает, что не так.

Зачем учить людей программировать, если кодить самому выгоднее? Отвечает основатель Хекслета

Сколько школ и курсов нужно пройти, чтобы зарабатывать как айтишники из дневников трат в Т—Ж?

Ответ — никак. Этот пост на Хабре собрал сотни лайков и комментариев.

Зачем учить людей программировать, если кодить самому выгоднее? Отвечает основатель Хекслета

Ты не можешь стать профессионалом на курсах, пока у тебя нет реальной практики. Представьте доктора, который пришел вас лечить и говорит, что закончил 20-летние курсы. Вы будете доверять такому доктору? Чувак, у тебя практики нет. Ты даже интерном не побыл, о чем можно говорить?

Без реального опыта зарабатывать, как богатые айтишники из Т—Ж, нельзя. Студент курсов не испытывает давления реального проекта, где есть риск потерять сервер, данные, в конце концов весь бизнес из-за технической ошибки. Вот делает он тестовый проект, а сайт перестал работать. Он всё стер и начал заново. А теперь представьте Яндекс — там сайт не имеет права упасть даже на секунду. У технаря, который за это отвечает, совершенно другой способ мышления и подход к работе с рисками.

В каких сферах ваши выпускники востребованнее всего?

Крупные компании, финтех, телеком — это охотники за кадрами. Ещё большой блок — это интеграторы и аутсорсеры, там всегда нужны люди. А еще очень много много небольших компаний, которым нужны 1-2 джуна в год.

Преподаватели программирования: кто они, много ли зарабатывают, почему не кодят сами

Кто преподает программирование? Почему эти люди не программируют сами, это же выгоднее?

У нас нет преподавателей в классическом смысле — вся теория написана текстом. Есть кураторы — они отвечают на вопросы учеников и делают процесс комфортным. Есть приглашенные эксперты, которые проводят вебинары. А больше всего похожи на преподавателей наставники, они помогают решать домашние задания, дают рекомендации.

Это практикующие программисты, чаще всего они работают наставниками part-time. В программировании очень высокая потребность делиться знаниями. Мне кажется, цифровые профессии толкают людей на обучение других. Я сам этим болел: преподавал, делал конференции.

Поэтому много крутых программистов, которые готовы быть наставниками. Для большинства из них это история не про деньги.

Есть те, кто на это живет, но в целом это история про желание делиться. Просто ты при этом еще получаешь денежку, которая, конечно, меньше зарплаты программиста.

Зарабатывают наставники очень по-разному, поэтому не могу назвать даже среднюю сумму. Бывает, наставнику оплачивают часы. Бывает, человек получает деньги за конкретные задачи. Например проверил домашку — получил 200 рублей, провел вебинар — заработал уже совсем другую сумму. Занимаешься индивидуальным обучением — гонорар ещё больше.

«Наставников мы оформляем через Консоль.Про. Очень удобно — я отправляю исполнителю ссылку и больше ни о чем не думаю, все делается на стороне платформы. Если у исполнителя нет самозанятости, Консоль поможет ее оформить.

Самозанятые обязаны выбивать чеки, иначе компанию оштрафует налоговая. Консоль сама оформляет чеки за исполнителя и отправляет нам — не нужно каждый раз бегать за человеком и напоминать о чеках.

Платформа избавляет нас от налоговых переплат. Однажды мы не смогли заплатить самозанятому: нашей выплатой его годовой доход превысил 2,4 млн. рублей — он потерял статус самозанятого. Платформа автоматически остановила платеж, если бы не остановила, нам пришлось бы платить дополнительные налоги.

Главное, почему работаем с Консоль.Про — удобная система подписания документов. Всё универсально и быстро: мы заключаем договоры через платформу не только с самозанятыми, но и с ИП, нерезидентами, владельцами каналов в Телеграме и на Ютубе, у которых покупаем рекламу, и даже с клиентами».

Школьный учитель информатики может стать наставником в «Хекслет»?

Может. Когда речь идет про обучение совсем начинающих, там опыт реальных проектов просто не нужен. Сначала новичков нужно научить алгоритмически мыслить.

Большинство наставников сталкивается с абсолютными новичками в первый раз в жизни. Максимум, что крутые программисты делали в плане обучения, — учили джунов на работе. Но надо понимать, что джун, который попал на работу, это вообще не ноль.

Джун, который попал на работу, это вообще не ноль.

Учителя лучше объясняют простые вещи и чувствуют людей. А еще они спокойно объясняют одни и те же вещи несколько раз. Поэтому если они умеют программировать, даже на базовом уровне, для новичков, которые вообще ничего не знают, школьные учителя будут прекрасными наставниками. Они обучают людей на начальном уровне, потому что сами не топовые программисты. Начальный уровень — это самое сложное.

Зачем учить людей программировать, если кодить самому выгоднее? Отвечает основатель Хекслета

Будущее программистов в России: есть или нет, хотят ли все айтишники уехать

Как изменился спрос на курсы программирования после 24 февраля?

Когда в мире происходят потрясения, вклад в себя и детей становится для людей приоритетным. В такие периоды никто не экономит на образовании. Ещё многие хотят уехать, поэтому идут учиться программированию в кризис. Общий рост EdTech-сферы замедлился по сравнению с прошлым годом, но в целом сфера не пострадала.

Зачем учить людей программировать, если кодить самому выгоднее? Отвечает основатель Хекслета

Многие ли захотели стать программистами и уехать из России?

Программирование — это менее импульсивная область, чем другие. Многие люди, которые приходят учиться, думали об этом месяцы и годы. Большинству из тех, кто хочет стать программистом и уехать, давно пришла в голову эта мысль, а события стали только катализатором. Конкретной статистики у нас нет, это не совсем в нашей зоне интересов. У нас просто: человек хочет научиться — наша задача его научить.

Если у студента есть запрос на релокацию, подстраиваем под него карьерный трек. Большинство трудоустройств наших студентов в Европе и Штатах — это точечная персональная работа наших карьерных консультантов: подготовка к собеседованиям, работа с LinkedIn и так далее.

Что сейчас с наймом айтишников в России?

Сейчас по всему миру идет рецессия, не только в России. Мы видим массовые увольнения в Twitter и других IT-компаниях. Многие замораживают найм, закрываются проекты.

С одной стороны — на рынке труда заморозка, в том числе и в России. Компании ищут джунов более высокого уровня, а слабые джуны менее востребованы. Нас это более чем устраивает, потому что у Хекслет всегда была репутация школы с серьезной и продвинутой подготовкой. Мы изначально шли в сторону большей глубины, поэтому нам не сложно находить работу для наших ребят, даже сейчас.

От Консоли

Мы верим в EdTech в России. Благодаря онлайн-школам тысячи людей обучаются цифровым профессиям, становятся специалистами и меняют свою жизнь.

Если вы управляете онлайн-школой и привлекаете внештатных кураторов, преподавателей и лекторов — приходите к нам. С Консоль.Про онбординг самозанятого занимает 15 минут.

3030
6 комментариев

Обложка вдохновлена мемом:

5
Ответить

А можно пояснительную? Я просто с деревни

1
Ответить

Основатель у Хекслета только один: Рахим.
А Кирилл - максимум CEO.

Ответить