Продвижение бизнеса в Азию: на что обратить внимание и как достичь успеха

Как считает Одри Оттевангер, онлайн-бизнес в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ближайшие месяцы будет расти даже на фоне общего экономического спада.

2 июля состоится вебинар Gate2Asia. Ведущие эксперты в области продвижения и сопровождения онлайн-бизнеса раскроют самые важные и острые темы экспансии европейских и российских компаний на азиатские рынки. В преддверии вебинара мы обсудили изменение ситуации с ведением бизнеса в Азии в свете коронавирусного кризиса с главой Азиатско-Тихоокеанского представительства эквайера и провайдера платежных решений ecommpay Одри Оттевангер (Audrey Ottevanger).

Продвижение бизнеса в Азию: на что обратить внимание и как достичь успеха

В первом квартале 2020 года мы наблюдали беспрецедентный рост онлайн-сервисов. Как бизнес в Азии адаптируется к новой реальности?

Любой кризис – это новые возможности. Те компании, которые смогут трансформироваться в новых условиях, и располагают для этого идеями и ресурсами, будут процветать или, по крайней мере, поддерживать определенный уровень прибыли.

Возьмем, к примеру, такую сферу, как шоу-бизнес, одну из наиболее пострадавших от пандемии. Запрет массовых собраний вынудил компании обратиться к онлайн-платформам, позволяющим видеть зрелищные мероприятия и концерты удаленно. Вероятно, этот канал будет востребован и после кризиса, поскольку бизнес уже понял, что с помощью онлайн-платформ можно охватить большую аудиторию. Нужно только грамотно монетезировать этот прирост.

Каков ваш прогноз в отношении рынка облачных технологий в странах Азии? Существует ли какой-либо конкретный сегмент, который принесет больше прибыли, чем другие?

Согласно апрельскому прогнозу GlobalData, к 2024 году азиатско-тихоокеанский облачный рынок вырастет на 117% до 133 млрд долларов. Крупнейшими драйверами роста станут платформы LaaS, PaaS и SaaS.

Одной из ключевых проблем электронной коммерции в Юго-Восточной Азии является логистика. Например, на Филиппинах из-за плохой инфраструктуры до 10% стоимости онлайн-покупок составляет их доставка. Прогнозируется, что онлайн-транзакции в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в 2020 году вырастут в два раза быстрее, чем в Европе и США. А это потребует новых облачных решений в системах управления запасами и логистики.

На фоне пандемии все больше секторов экономики переходят к управлению на базе цифровых платформ. Например, в Индонезии с помощью программы Android проводится оценка площади посевов риса, после чего прогнозируется урожайность. В результате потребности страны в этом продукте сбалансированы. Во Вьетнаме, где цены на жилую недвижимость в прошлом году выросли на 22%, все большую популярность приобретают платформы совместного инвестирования жилья.

Российские и европейские цифровые решения и платформы для различных отраслей бизнеса и промышленности, уже испытанные и зарекомендовавшие себя на рынке, будут выгодно отличаться от продуктов, которые предлагают местные стартапы и даже крупные азиатские компании. Они качественней и, возможно, дешевле.

Говоря о возможностях для российских и европейских компаний, какие вообще секторы демонстрируют рост и потенциал для ведения бизнеса в странах Азии?

Давайте рассмотрим SaaS-бизнес с условиями удаленной работы. С таким количеством персонала, которому сегодня приходится работать на дому, в этом секторе наблюдается экспоненциальный рост. При этом еще ни одного лидера этого рынка в регионе пока не появилось. Например, 6 из 10 крупнейших SaaS-компаний в Китае являются иностранными. Другие востребованные сферы включают MedTech и InsureTech, они опять же тесно связаны с пандемией COVID19. Обе отрасли переживают бум спроса без явных лидеров рынка.

Пандемия дала мощный толчок и к развитию образовательных платформ. С одной стороны, во время карантина большинство студентов и школьников были переведены на заочное обучение. Это вызвало широкий интерес к всевозможным образовательным услугам. Потенциал азиатского EdTech оценивается в 5 триллионов долларов США, а дистанционное обучение при поддержке международных организаций охватывает все новые слои населения, которые до сих пор не имели доступа к образовательным программам.

Рынок игровых и видеоконтентных платформ, пожалуй, является одним из самых прогрессирующих. Эта индустрия росла в Азии в течение 5 лет, однако за последние 12 месяцев рост ускорился. Вопрос в том, будет ли он продолжаться такими же темпами, и в каком направлении.

Касательно видеоигр – как вы считаете, достигла ли эта отрасль своего пика, или на рынке еще есть место для новых «игроков»?

Как я уже упоминала, киберспорт и многопользовательские игры были очень популярны в Азиатско-Тихоокеанском регионе еще до пандемии COVID-19. Доходы от рынка онлайн-игр в странах АТР в 2019 году составили 72,2 млрд. долларов, что вдвое больше, чем в США. Мобильные игры растут еще быстрее: в феврале 2020 года количество загрузок по всему миру выросло на 39%, при этом основная аудитория пришлась на Китай и Юго-Восточную Азию.

Несмотря на доминирование китайских игровых платформ, в первую очередь от Tencent, конкуренция на этом рынке все еще низкая, и пользователи с удовольствием пробуют что-то новое. Дополнительным фактором успеха российских и европейских приложений в регионе может стать жесткая политическая цензура китайским правительством ряда популярных игр.

Что вы думаете о нынешнем положении тех отраслей, которые пострадали от кризиса сильнее всего?

Тяжелее всего пришлось индустриям туризма, гостеприимства, а также ресторанному бизнесу и связанным с ними услугам.

Но если туристический и гостиничный бизнес имеют мало пространства для маневра и трансформации, то с ресторанами дело обстоит иначе.

Компании F&B быстро меняют свою бизнес-модель на дистанционную торговлю. Даже рестораны, предлагающие обширное меню, доставляют блюда к вам домой. Сегодня в азиатских странах – настоящий бум облачных кухонь. Это дешевые помещения, где готовят ресторанную еду для доставки.

Агрегаторы по доставке продуктов питания процветают, но сталкиваются с другой проблемой, которая является узким местом — логистикой.

Замороженная классическая розничная торговля на карантине изо всех сил постаралась перейти в онлайн, но это не всегда получалось. Покупатели были не прочь приобрести товары через интернет, но продавцы далеко не всегда могли обеспечить их поставку в требуемые сроки.

Пандемия продолжает проверять ритейл на прочность и выявлять слабые стороны в любой торговой экосистеме. Остается надеется, что розничная торговля выйдет из кризиса более сильной и эффективной, чем была до него.

Продвижение бизнеса в Азию: на что обратить внимание и как достичь успеха

Какие инфраструктурные изменения в цифровом ландшафте Азиатско-Тихоокеанского региона произошли с начала пандемии COVID-19?

В первую очередь, это бурное развитие сетей 5G и мобильного интернета во всем регионе. Движущей силой в этом является Китай. Операторы сотовой связи внутри страны уже объявили о начале поддержки новой услуги обмена сообщениями 5G. Например, пользователям больше не нужно скачивать мобильные приложения для покупки билетов на поезд — чтобы забронировать или купить билет, достаточно просто отправить SMS.

Также развивается спутниковый интернет. В марте на полную мощность вышел американский спутник связи Kacific1, предназначенный для обеспечения широкополосным Интернетом 600 млн. жителей Азиатско-Тихоокеанского региона. Ожидается, что спутник значительно расширит доступ к образованию, сократит разрыв между сельским и городским населением и улучшит торговлю и связь.

12 мая Китай запустил первые два спутника связи для своего космического проекта «Интернет вещей» (IoT), названного Xingyun project.

Учитывая все эти факторы, рост онлайн-бизнеса в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в ближайшие месяцы кажется вполне реальным даже на фоне общего экономического спада. А массовая безработица, обусловленная закрытием многих традиционных бизнесов и отсутствием инвестиций в локальные технологические стартапы, позволит выбирать лучших местных специалистов для работы над проектами, которые будут продвигаться в регионе.

Стоит добавить, что в большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона на сегодняшний день проникновение электронной коммерции составляет от 3% до 5% в секторе розничной торговли по сравнению с 20% в Китае. И это огромный неиспользованный потенциал.

Означает ли это, что иностранные инвестиции все еще идут в Китай, или они снизились в течение 2020 года?

Финансирование цифровых проектов сократилась на 50% по сравнению с январем 2020 года из-за опасений экономического спада. Но такие сферы, как страхование, MedTech, AgrTech, EduTech, дистанционно работающие SaaS и социальные платформы потокового вещания сохраняют привлекательность для инвесторов.

Изменились ли потребительские привычки или пользовательская демография на фоне кризиса?

Возрастные рамки онлайн-покупателей расширились. Люди в возрасте от 60 лет и старше по необходимости обучаются онлайн-покупкам. Думаю, что такое поведение станет новой нормой, а это значит, что у предприятий электронной коммерции появится новая целевая возрастная группа, которую нужно будет обслуживать. С точки зрения платежей мы видим разные предпочтения по возрастным группам. Например, молодежь предпочитает электронные кошельки, а старшее поколение тяготеет к интернет-банкингу.

Отличается ли покупательское и платежное поведение пользователей в разных странах Азиатско-Тихоокеанского региона?

В каждой стране существуют различные модели поведения пользователей. Например, в Китае предпочитают «богатый» пользовательский интерфейс со множеством кнопок и красный цвет в дизайне сайтов и приложений. В Индонезии из религиозных соображений популярны «халяльные» продукты и бренды. В Таиланде онлайн-покупки чаще всего совершаются в социальных сетях и требуют внимания со стороны служб поддержки клиентов. На Филиппинах важна подробная видео-демонстрация продуктов и услуг. В Малайзии важным стимулом для покупки служат лидеры мнений в соцсетях. А Вьетнам является крупнейшим азиатским рынком киберспорта за пределами Китая.

Так стоит ли европейскому бизнесу начинать экспансию в Азию уже сейчас?

Даже в сегодняшней неопределенной ситуации любому онлайн-бизнесу уже сейчас имеет смысл примерить свои продукты на азиатские рынки и оценить возможности адаптации под местные условия.

Рынки стран Юго-Восточной Азии чрезвычайно разнообразны, здесь может «выстрелить» любой неожиданный проект. Например, цифровая платформа по оптимизации затрат на автоматическое выкармливание мальков на рыбных фермах в Индонезии помогла за короткий срок заработать миллионы для своих владельцев и теперь масштабируется по всей стране.

Предварительно необходимо изучить типичное поведение потребителей, спрос, а также финансовое регулирование в перспективных странах присутствия. В Малайзии и Индонезии, например, незаконно осуществлять иностранные переводы в местной валюте, а во Вьетнаме все операции облагаются подоходным налогом в размере 10%.

Расширяя свой бизнес в новые страны, локализуйте все, что в ваших силах. Переведите сайт и страницу оплаты на местный язык. Обеспечьте обработку платежей для клиентов в местной валюте.

Если ваш бизнес относится к одной из перечиленных выше отраслей (облачные платформы, MedTech, InsureTech, AgroTech, EduTech, киберспорт или видеоигры) – сейчас самое время для его расширения на азиатский рынок, даже в тестовом режиме.

Если вы планируете продвигать свой бизнес в Азии или хотя бы рассматриваете такую возможность, зарегистрируйтесь на нашем вебинаре. Получите еще больше информации от Одри Оттевангер и других компетентных экспертов о ведении бизнеса в Азии. Зарегистрируйтесь сейчас.

22
Начать дискуссию