Стартап не сразу строился

По-настоящему успешные основатели IVITECH и Фитмост рассказали про свой тернистый путь

Участники сообщества Startech.Networking провели утро за завтраком и стали свидетелями подробных рассказов про предпринимательский путь Артема — основателя международного финтех-сервиса IVITECH и Александры — основательницы «Фитмост».

Спикеры

Артем Москалев
Основатель IVITECH и автор канала «Чужак в чужой стране».

IVITECH — финтех-сервис, через который таксопарки и курьеры получают рассрочку. Кроме России компания работает в Индонезии, запускает продукт в Таиланде и Пакистане.

Александра Герасимова
Основатель и генеральный директор «Фитмост», автор канала «Долина Джона Голта».

Фитмост — крупнейшая IT-компания в сфере здорового образа жизни с выручкой 500 млн рублей в год.

Модератор встречи

Анастасия Карпова
Главный редактор «Больших идей» (Harvard Business Review) и автор канала Karpova Ventures.

Про идеи

Александра: Идея должна зажигать. Если у вас нет мотивации делать это в хорошее время, то в плохое у вас вообще не будет мотивации, станет тяжело, и будет проще заняться чем-то другим. Появятся вопросы, а тем ли я вообще занимаюсь? Может быть, стоит строить корпоративную карьеру?


У меня случилась большая любовь с идеей и с тем, что мы делаем. Я понимала, что я хочу участвовать в развитии индустрии спорта, фитнеса. Я ни разу за 8 лет не пожалела. Тогда я рассуждала так: можно заказать доставку еды, можно заказать такси, но в плане выбора спорта есть барьер. Я решила сделать маркетплейс по перепродаже абонементов. Но это ломало бы модель фитнес-клубов и никак не развивало индустрию. Поэтому я пришла к идее, что надо продавать разовые тренировки и что нужен единый абонемент в фитнес-центры.

Где взять денег на запуск бизнеса?

Артем: Мы запускались на свои деньги. В 2019 году я переехал в Москву и начал зарабатывать более ощутимые деньги. И вот июнь 2020 года, запуск, начинает что-то получаться в проекте, и мы решаем что стоит вложить деньги в проект и его развитие, а не на какие-то свои хотелки. Так что запускались мы полностью на свои.

Но уже месяцев через 6 мы начали процесс рейза денег в том или ином виде. Потому что мы понимали, что для хороших темпов роста нам в определенный момент понадобятся внешние деньги и партнер. Это было уже после февраля 2022 года. Мы тогда привлекли финансирование в России и начали привлекать финансирование на запуск международного продукта в Индонезии. Так как стартап появляется на рынке, где вместо него никого не было, о нем нужно рассказывать, плавно выстраивать нетворк с людьми, которые тебе нужны.

Такие люди могут посещать бизнес-завтраки, тусовки, где можно с ними познакомиться в более теплом формате. Чтобы была хотя бы какая-то первая зацепка. Потом нужно участвовать в разных мероприятиях, конкурсах, конференциях. По ниточке собираешь контакты, которые могут быть тебе полезны, через офлайн, через LinkedIn. Когда какой-то барьер неизвестности пройден, тебя со стороны рекомендуют и есть достаточно контактов, чтобы начать рейзить.

Александра: Мы тоже начинали на свои. О серьезных инвестициях мы задумались спустя два года. Я ходила на питчи, на бизнес-завтраки, оформила себе табличку со всеми фондами. На Rusbase есть база данных фондов и их сделок, я смотрела всех, кто делала сделки в этом году и собирала в базу, а потом шла к ним. Потом собирала тех, кто продал свой стартап, у кого появились деньги. В итоге на одном из питч-конкурсов мы попали в топ-5 проектов из 100. Топ-3 получали инвестиции, а я често говоря была уверена в нас, всего-то двух соперников обойти. Но нас очень сильно раскритиковали, сказали, что все плохо. Зачем вы бизнес делаете, пару месяцев осталось жить максимум. Психологически до сих пор сложно об этом вспоминать. В тот момент, мне кажется, я просто уже в тумане стояла на этой сцене и вообще не понимала, что происходит.

И я потом всем говорила: «На питчи не ходите, это плохая идея».

Через полгода к нам вернулся один из зрителей и сказал, что у него есть фонд, который хочет проинвестировать в проект, связанный со здоровым образом жизни. Так мы получили $1 млн.

Александра Герасимова — основатель и генеральный директор «Фитмост»

Известно, что питчи могут дать эффект не сразу или не дать эффект вообще, но это полезно. И в нашем случае сработало.

Анастасия Карпова (Большие идеи), Александра Герасимова (Фитмост), Артем Москалев (IVITECH)
Анастасия Карпова (Большие идеи), Александра Герасимова (Фитмост), Артем Москалев (IVITECH)

Как сохранять мотивацию свою и команды, а не бросить все и уити работать в наим?

Артем: Один из важных моментов это то, о чем говорила Саша. Когда ты веришь и тебе нравится то, чем ты занимаешься, и у тебя есть понятный результат, к которому ты хочешь прийти.

Придет момент, когда все не очень хорошо, и тебе нужно будет решать проблемы с кассовым разрывом, сотрудниками, которые ничего не делают или с партнерами. В этот момент нужно, чтобы нравилось то, что ты делаешь. Я пришел из финансов и я чувствую в нашем сервисе для себя лично миссию развития финансовых технологий. У нас сейчас есть два абсолютно разных бизнеса с разным подходом. Мы прописали в стратегии и идем к построению крупного сервиса. Для меня важно идти туда в любой ситуации, и это драйвит.

Александра: Мне сразу нужно успокаиваться, потому что иначе я не могу уснуть и мучаюсь. Мне очень помогло в кризис 2020 года продумать разные ситуации. Например, что будет, если фитнес-клубы не откроются через 3 месяца, через 6 месяцев, через год. И я накидала где-то бредовые истории и в том числе нормальные идеи. Например, не откроются фитнес-клубы, сделаем абонемент в бары и рестораны. На перепутье мне очень помогает генерация разных идей под любые возможные и невозможные сценарии.

В 2020 году нас спасло то, что мы открыли B2B-бизнес. Мы вышли за пределы здорового образа жизни и B2C-сегмента. Решили сделать групповые занятия в Zoom для корпоративных команд. Стали таким тиндером для компаний, которые выбирают себе подходящего тренера для корпоративных занятий в онлайне.

Мы достаточно выросли в корпоративном сегменте. До сих пор по выручке это одно из основных направлений для компании. Благодаря одной из идей появился новый канал продаж, который работает.

Как выбрать страну для выхода на глобальный рынок?

Артем: Посмотреть на рынок, посмотреть на пользователей, сделать первые продажи в онлайне и в офлайне. Мы делали анализ: 3 процента мирового рынка сосредоточены в регионе, включая Индию и Китай. Но Китай — это страшно и непонятно, Индия просто непонятно. Что я знал про Дальневосточную Азию? Только то, что там тепло и вкусно. Я начал изучать рынок с точки зрения статистики, понял, что это рынок с большим потенциалом. Все заняло на самом деле дней 5. И когда мы запустили тестовые продажи, у нас начал капать через каждую секунду лид. И мы поняли, что то, что мы пробуем туда идти, верное решение. И пошли дальше общаться со стейкхолдерами. С моей точки зрения, так делать корректнее всего.

Принцип роста у нас через партнерство. Сейчас мы работаем с InDrive в Индонезии и с ними же выходим в Таиланд. Пакистан мы не хотели выбирать, но выходим, потому что туда выходит один из наших партнеров.

Что интересно, из-за особенностей регуляторики у нас изменилась модель и мы стали продавать подписку на байк, так как рассрочку давать не можем. Но это уже следующий шаг.

Выход из проекта

Артем: У нас есть российский и международный бизнесы. Игроков на глобальном рынке для M&A или нет, или мы их не видим, поэтому там мы пока растем и будем расти лет 7 – 8. Поэтому рассматриваем скорее IPO. В России знаем игроков и думаем про партнерство со стратегом и дальшнейший экзит. Иногда продажа — это решение, как сделать так, чтобы бизнес вырос.

11
Начать дискуссию