Оскар Хартманн для ThePartners: «Мой главный проект — моя жизнь»

4 марта стало известно о том, что Оскар Хартманн, Лев Левиев и другие инвесторы вложились в новый сервис доставки продуктов Jiffy в Лондоне. Мы сразу вспомнили о том, что в конце 2020 года Оскар давал интервью нашему проекту ThePartners, в котором отметил сферу дистрибуции продуктов питания как наиболее удачную для инвестирования. Поэтому решили опубликовать самые интересные выдержки из нашей беседы — о личных проектах, увлечениях и собственных активах предпринимателя.

Больше информации на Дзене, анонсы новых эфиров ThePartners и другую полезную информацию для бизнесменов и маркетологов мы регулярно публикуем в telegram-канале.

Оскар Хартманн для ThePartners: «Мой главный проект — моя жизнь»

Оскар Хартманн о том, что увлекает

Четыре года назад я начал ставить на четыре макротренда: самые крупные индустрии, которые наименее дигитализированы, которые должны были сделать самый большой рывок с точки зрения дигитализации, проникновения интернета:

  • Строительство и недвижимость.
  • Дистрибуция продуктов питания.
  • Вся автомобильная индустрия, mobility.
  • B2B-маркетплейсы.

Во всех четырех сферах мы сделали инвестиции. Из последних 16 инвестиций — 4 единорога.

Самая успешная — дистрибуция продуктов питания. Она сильно меняется: сокращается количество степеней разделения от фермы до конечного потребителя, появляются новые дистрибуционные и логистические системы. Я считаю, это очень большой тренд на следующие 10 лет.

Многие из вас не знают, что Яндекс.Лавка делает в России. Эта бизнес-модель была изначально придумана в Турции. Это станет самым большим трендом последующих пяти лет. Если в вашей стране нет модели Яндекс.Лавка — это большая возможность: примерно 25% всего рынка возьмет Instant e-commerce, так называемая мгновенная электронная коммерция. Год назад была электронная коммерция, где доставка была длинной: на следующий день и т.п., а теперь появилась доставка в течение часа, 15 минут. Большинство людей недооценивают, насколько эта мгновенная доставка все меняет. Этот тренд очень капиталоемкий, он очень «кровавый».

Второй тренд — пространство. Недвижимость, real estate tech. Здесь наш самый успешный проект из всех, в который я верю. Компания потенциально станет одним из крупнейших лендлордов в мире. Смысл очень простой: благодаря интернет-технологиям стало возможно управлять очень разрозненным портфелем недвижимости. Сейчас появляются возможности предоставлять гибкий готовый продукт, востребованный на рынке. Если мы говорим про жилые пространства — это должна быть готовая к проживанию квартира с мебелью, картинами, телевизором, Netflix, с посудой и кухней, с постельным бельем и т. п. Чтобы ты с первого дня полноценно мог жить. Это то, что люди хотят. Мы превращаем пространство в готовые квартиры и сервис. Люди платят ежемесячно плату, и это даже не арендная плата, это ежемесячная плата за все, чем они пользуются. Они могут очень легко модульно выбрать себе мебель, дизайн, они могут себе выбрать услуги: постоянные живые свежие цветы в квартире и т.п.

То же самое мы делаем с рабочими пространствами: мы уже аккумулировали 75000 метров, будем еще увеличивать в 10 раз. Мы делаем офисные пространства, чтобы компании могли въезжать в офис, как в отель, где все готово и работает.

Количество денег, которые люди будут тратить в пространство вокруг себя, будет значительно увеличиваться.

Оскар Хартманн

Сервисные квартиры, отели были всегда, технологии сделали возможной демократизацию этой услуги. Окружающие пространства влияют на нас намного сильнее, чем нам хотелось бы верить. Мне кажется, что красивые правильные пространства, как сервис по выгодной цене — это тренд, который сформирует новые компании с капитализации 100 млрд+ долларов.

Сейчас, с коронавирусом, все человечество получило огромную травму. Мы увидели, насколько можем быть зависимыми от своих пространств, которые себе создали. Поэтому сейчас идет бум ипотеки, бум всех домашних товаров, техники и т.д. Это будет продолжаться следующие 10 лет беспрерывно. Количество денег, которые люди будут тратить в пространство вокруг себя, будет значительно увеличиваться.

Есть коммерческие проекты, которые меня увлекают: развитие предпринимательства, предпринимательские клубы, стипендиальные программы, все, что ориентировано на практику. Сейчас я провожу эксперимент: вкладываю в компанию, которая находится в индустрии изменения поведения людей. Всегда думаю: почему мы делаем то, что мы делаем, не делаем то, что хотим делать, и как я могу помочь в этом людям.

Я думаю о том, как технологии и люди могут соединиться, чтобы улучшить качество жизни, чтобы люди могли продлевать себе жизнь похудев, чтобы они могли строить хорошие отношения, не ругаться, быть более счастливыми — это мой главный фокус.

Это были мои главные увлечения в бизнесе.

О личных проектах

Мой главный проект — моя жизнь. Если говорить о бизнесе, в 2020 году был план сосредоточиться на выходы, так как я собрал портфель из 35 компаний по всему миру. При этом средний возраст инвестиций был более 5 лет. Изначальный план в 2020 году был продавать доли, но потом случился Covid-19 и продавать доли в каких-либо компаниях стало невозможно. Тем не менее я сделал два выхода: продал компанию Flaschenpost за один миллиард и долю в телемагазине, который основал 2010 году.

О публичности

Лично я больше денег заработал в местах, где у меня нулевая публичность. Можно делать очень большой бизнес, когда тебя вообще никто не знает. Это абсолютно не нужно для бизнеса.

Зачем тогда все туда идут? Естественно, я тоже человек, естественно, у меня есть потребность двигаться вверх, чтобы меня видели. Сейчас я выступаю и мой мозг радуется тому, что есть люди, которые меня слушают. Это воспринимается: я нужен этому миру, я существую.

Я просто работал, как чокнутый, делал очень много действий.

Оскар Хартманн

Лично по мне: моя публичность, как побочный эффект собственной гиперактивности. Я приехал в Россию, начал строить компании, открыл KupiVIP.ru, открыл Sapato.ru, открыл Teamo.ru, открыл Soppinglife.ru. Это все по сути строилось через копирование рабочих бизнес-моделей. Мне нужно было копировать все, что они делают: закупки, маркетинг и т. д. И когда в компании была очень большая доля PR, руководитель был очень публичным, много выступал, я тоже это делал, т.к. был риск, что совокупно это не сработает, если что-то упустить.

Я просто работал, как чокнутый, делал очень много действий. И эта история стала интересна сама по себе, про меня начали писать, хотел я этого или нет. Если ты хочешь быть очень активными, но чтобы тебя никто не знал, над этим необходимо очень активно работать: нужно прятаться, скрываться.

Я осуществляю какие-то цели. Есть общественные организации: стипендиальная программа для высоко одаренных студентов, которые хотят стать предпринимателями, предпринимательский клуб, предпринимательские программы в школах и университетах. И это все общественная деятельность, а общественную деятельность делать без связи с общественностью невозможно.

Необходимо понимать: быть публичной персоной — огромная психологическая нагрузка. Как только вы становитесь публичной персоной, огромное количество людей начинает вам посылать какие-то сообщения, пытаться на вашей популярности поднять свою. Необходимо понимать, что когда человек делает из себя продукт, он начинает болеть депрессией. Я всегда говорю, что никогда не буду из себя делать продукт. Я хочу говорить про то, что я делаю своими руками. В первую очередь я хочу быть счастливым человеком. Посмотрите, сколько блогеров заболевают, сколько людей на YouTube бросают почти каждый день свои каналы. Три раза подумайте перед тем, как сделать этот шаг в публичность.

Об активах

Сколько я себя помню взрослым человеком, постоянно слышу, что скоро доллар потеряет свою позицию. Всегда есть человек, который прогнозирует, что нельзя нарушать законы физики вечно. Однако это не произошло за последние 13 лет.

Тем не менее, я не планирую держать много долларов, как актив. Это плохой актив, он не работает. Предпочитаю, чтобы деньги были в операционной компании. Она работает с некими единицами, есть UNIT-экономика, и не важно, какой будет курс, какая инфляция. Это не имеет значения, если ты постоянно держишь все в обороте. Моя позиция — быть активным, быть в операционных компаниях. При этом я инвестирую в частные компании, которые не на публичных рынках. Я сделал недавно инвестицию в такую компанию в Америке: по оценке так, как было два года назад.

Я не верю, что это все обнулится или какая-то другая валюта заменит доллар. Не верю в Bitcoin абсолютно, как замену доллара.

О предпринимательстве в России

В 2010 году в России было 100 тысяч компаний и юрлиц с оборотом 700 миллионов рублей и выше. Это 10 миллионов долларов выручки и выше. Сейчас в России таких компаний осталось 40 тысяч. Если говорить про долю госучастия, она тогда была в районе 55%. Сейчас доля госкомпании увеличилось до 70%, соответственно, частных компаний осталось 10-15 тысяч. Экономика за этот период выросла, средняя выручка этих оставшихся компании также существенно выросла за счет дигитализации. В мире очень сильная концентрация всех денег. Если сделать распределение не на физические лица, а на юрлица, концентрация богатства в тысячу раз сильнее, чем среди физлиц. Получается, в мире за счет дигитализации компании могут покрывать намного больше географии, могут намного шире развиваться, намного сильнее «убивать» конкурентов. Просто крупных успешных компаний компаний становится все меньше и меньше. Но они становятся крупнее и крупнее.

За 2019 год 500 компаний сделали 80% всей прибыли всех частных и публичных компаний мира. 20% прибыли осталось на 400 миллионов оставшихся юрлиц.

Есть пример Израиля: 50 лет назад население составляет 2 миллиона человек, среднего ВВП на душу населения — 3000 долларов. Сейчас в Израиле проживает 9 миллионов человек, а средний ВВП на душу населения — 60000 долларов. 20-ти кратный рост ВВП на душу населения, 5-ти кратный рост населения. Теперь эта экономика входит в ТОП экономик мира. За этим успехом стоит 800 компаний. 800 компаний — это все, что нужно, чтобы экономику поднять на такой порядок. Поэтому когда мы говорим про развития предпринимательства, мы не говорим про миллионы и миллиарды, мы говорим про очень маленькое количество сверходаренных, сверхсильных, сверхэнергичных, очень редких людей, которые делают всю историю человечества, всю разницу.

Мы работаем с талантами. Если ты одаренный, врожденный предприниматель, это не значит, что не нужно поддерживать. Статистика показывает, что раскрываются эти таланты в 5 раз чаще, если они рождаются в Финляндии или в Германии, например, чем в других местах, где их давят. Главное не испортить человека.

Иммиграция. Из России за последние 5 лет уехали 1,6 миллионов человек. И если в этих полутора миллионах есть хотя бы 300 таких людей, это очень большая потеря.

Необходимо думать про талантливых, одаренных людей. Все, что мы делаем — усилиями сильных. Моя филантропия заключается в следующем: иметь положительное влияние на самых сильных людей, которые есть в мире, чтобы они потом в свою очередь начали думать шире и запускать какие-либо программы.

Друзья, наш создатель Кирилл Фомичев ведет свой канал в Telegram — https://t.me/fomichevkiril. Здесь публикуются ссылки на новые эфиры с предпринимателями, идеи с прошедших открытых диалогов и другая полезная информация. Подписывайтесь!

3
Начать дискуссию