Как я «Алоху» делал — клуб встреч по интересам

Приехал студентом в Москву. Было одиноко, захотел создать свою движуху. Создал студенческое движение встреч по интересам. Оказалось востребовано. За 10 лет в его рамках прошло 3000+ встреч. Подробнее о том, как это было.

Как возникла идея

Приехал из Новосибирска. Поступил в университет в Москве. Так уж получилось, что не быстро нашёл новых друзей. Пытался найти своё окружение в новом городе. Пришла идея, что таких как я в мегаполисе должно быть много.

Как то катаясь в метро и смотря на встающих, садящихся в вагоне людей — придумал концепцию спидмитинга, хотя не знал тогда, что такое уже есть и довольно популярно на западе. Забегая вперед — на пятой встрече записали простенькую видео-инструкцию по спидмитингам. Не путать со спиддейтингом (speed-dating — это когда тет-а-тет общаются девушки с парнями с целью отношений; speed-meeting — это когда тет-а-тет все общаются со всеми по очереди с целью обрести новые знакомства; принцип один и тот же, только разная цель встреч).

Цель спидмитингов — упростить и ускорить знакомство малознакомых людей. С помощью методики быстрых пересадок, а также специальных разогревающих вопросов (айсбрейкеров) — люди быстрее знакомятся, узнают о собеседнике больше, а дальше, после встречи, имеют возможность продолжить общение с теми, кто наиболее запомнился и заинтересовал — таким образом за одну встречу ты можешь познакомиться с 10-20 новыми людьми.

Первая встреча. Фейл

Сначала идея была сделать спидмитинг встречу внутри одного моего университета. Развесил объявления по университету, заготовил вопросы для встречи, выбрал хорошую свободную аудиторию, пришел заблаговременно и стал ждать толпу желающих… Пришла только одна девушка.

Однако, руки не опустились. Начал думать что не так, что сделать по-другому. Пришла идея, что мыслю узко, надо пригласить студентов разных университетов. Появилось название Клуб Межвузовских Встреч. Пригласил из МГУ, ВШЭ, РУДН, АНХ, МГЮА, РЭА им. Плеханова и пр.

Вторая встреча. Успех

В этот раз я развесил объявления в нескольких университетах, а также самостоятельно делал массовую рассылку сообщений Вконтакте по студентам этих университетов (в те времена, Вконтакте практически не банил за подобный спам). Партизанский маркетинг сработал!)

То самое рассылаемое и расклеиваемое объявление =)
То самое рассылаемое и расклеиваемое объявление =)

И вот на второй встрече произошла магия — на нее пришло 25+ человек. Пришла журналистка, пришли активные студенты, которые, во многом, составили костяк коллектива на несколько лет вперед. Также пришли пара человек из провластных движений, которым было сказано, что мы аполитичны. Встреча прошла бодро. Я, наконец, почувствовал, что идея востребована, что надо продолжать.

Ржачное видео интервью с первой состоявшейся встречи

Третья встреча. Старбакс

Как я «Алоху» делал — клуб встреч по интересам

Бенто Кафе, которое нас приютило вначале, отказалось дальше давать место студентам, которые делают заказы на крошечные чеки (справедливо). Мы стали искать следующие места проведения встреч. Тогда первый год на российский рынок вышла американская сеть кафе Starbucks. Это был культурный шок для меня, я сразу влюбился в концепцию уютных кафе, третьего места, где ты можешь чувствовать себя как дома, чувствовать себя своим. Старбаксы моментально стали нашими основными местами проведения встреч по Москве.

Английские встречи

Встречи спидмитинга — это хорошо. Но такое быстро надоест. Как можно сделать их интереснее и полезнее? — Правильно, проводя помимо русского на разных иностранных языках. Решил рискнуть провести спидмитинг встречу на английском языке. Идея оказалась более чем восстребованой, так что на протяжении следующих нескольких лет это было самое популярное направление встреч. Народ шел активно, присоединялись иностранные студенты. Культурный обмен, практика языка, новые знакомства — замечательный микс.

Ребрендинг

Клуб Межвузовских Встреч — говорящее, но слишком сложное название. Принял решение переименоваться в Aloha Club. Название было выбрано не случайно, слово "Алоха" несет в себе несколько подходящих к концепции смыслов. Сделали логотип, определились с фирменным стилем, если так можно выразиться)

Как я «Алоху» делал — клуб встреч по интересам
Как я «Алоху» делал — клуб встреч по интересам

Хедлайнер

Уже со второй проводимой встречи я был не один — ко мне присоединился мой студенческий друг, у которого язык был подвешен гораздо лучше, и с английским языком было лучше. Он и был главным ведущим встреч какое-то время, за что ему огромная благодарность.

Слева главный ведущий Дмитрий, справа я, за нашими спинами спидмитинг в процессе
Слева главный ведущий Дмитрий, справа я, за нашими спинами спидмитинг в процессе

Дебаты

Мы много экспериментировали с форматом встреч. Добавляли к ним в том числе дебаты на злободневные темы, часть из них выкладывали на Youtube.

Дебаты в Aloha Club
Дебаты в Aloha Club

Отдать власть в чужие руки

Следующей важной вехой в истории было принятие решения передать власть над встречами в руки ответственных увлекающихся организаторов. Клуб был социальным проектом, поэтому мы искали идейных людей, которые были одержимы своим хобби — сначала это были различные языки — французский, испанский, немецкий, японский. Нашлись ребята, которые качественно организовывали на добровольных началах встречи на соответствующих языках. За это они получали только благодарность участников, нарабатывали организаторские способности и добавляли себе плюсиков в карму!) Об этой внутренней валюте сайта расскажу позже. Затем появились другие направления встреч —

  • Встречи настольных игр
  • Встречи любителей фотографии
  • Встречи киноискусства
  • Встречи бизнес-клуба
  • и многие другие

В общей группе Вконтакте видны лишь некоторые из направлений, которые тогда появились -

Также мы стали регулярно делать фотоотчеты по результатам встреч и добавлять их сначала в группу Вконтакте, а затем и на сайт. Люди видели, что клуб живёт, видели сколько там людей, это еще больше подстегивало интерес к мероприятиям.

Как я «Алоху» делал — клуб встреч по интересам

Попытки открыть филиалы в Питере, Киеве

После успеха в Москве появилась идея стартовать похожие сообщества в других городах — для этого сделали выезды в Питер и Киев, где собрали инициативные группы и провели сами несколько первых встреч. К сожалению, в других городах активность сообщества снижалась без регулярного присутствия и подбадриваний. Было слишком самонадеянно полагать, что получится удаленно поддерживать жизнь в некоммерческой студенческой организации. Возможно, также мне не хватило навыков менеджмента, чтобы наладить процессы в других городах. Основные процессы сообщества — это маркетинг, привлечение новых участников, организация и проведение самих встреч, договоренности с локациями, продумывание контента встреч.

Новый партнер

Огромную роль в новом облике сообщества сыграл мой товарищ, который присоединился к проекту через пол года. Помимо роли ведущего, он взялся за сайт, и превратил его из любительского форума в полноценный функциональный сайт, мини-соцсеть, с профайлами, страницами встреч, внутренней валютой кармой и прочим полезным функционалом. Сайт зажил новой жизнью, сообщество вздохнуло полной грудью.

Подробнее про внутреннюю валюту — Карму

Как я «Алоху» делал — клуб встреч по интересам

Также, например, на сайте появилась рубрика голосования за новые встречи и направления, где участники могли голосовать за/против, а ведущие могли взять организацию популярных идей на себя

Как я «Алоху» делал — клуб встреч по интересам

Забавное видео с выступлением моего партнера на любительской стартап тусе того времени Startup Point (где мы тогда даже заняли 1е место 😂).

Выступление Арсения на Startup Point

Эксперименты с платными встречами

Спустя некоторое время мы попробовали добавить платные встречи знакомств формата speed-dating в список встреч, но платные встречи либо встречались "в штыки", либо не пользовались популярностью — костяк сообщества были студенты. Поэтому мы приняли решение отделить платные встречи для более взрослой и платежеспособной аудитории в отдельную коммерческую компанию, которую назвали Moscow Flirt Club. Коммерческий проект получился, но просуществовал около года. Интересно, что спрос от женской половины был выше, поэтому билеты для женщин были дороже, чем для мужчин =)

Время расцвета

В 2011 году сообщество было на пике популярности — о нас писали в газетах и снимали репортажи. Статья в Московском Комсомольце, эфир на радио Мегаполис, статья на Хабре.

Количество встреч в неделю переваливало за 10. Помимо обычных встреч в кафе, мы стали делать флешмобы и перформансы, как например, на фото, когда у участников была задача собрать на Старом Арбате как можно больше надписей от посторонних на футболке -

Запуск фонариков в небо, хастл-встречи, выезды загород

Потеря интереса, спад активности сообщества

Я закончил университет, надо было определяться с карьерой. Была попытка превратить своё хобби в виде сообщества в бизнес, но это было опрометчиво. То, что было рождено некоммерческим социальным проектом сложно переставить на коммерческие рельсы. При попытках проводить платные встречи внутри клуба участники начали терять интерес, создавать свои сторонние группы и объединения. Проект стал меня тяготить. Однажды во время технических работ на сайте — сайт упал, и я к своему удивлению почувствовал облегчение. В этот момент понял, что надо передавать проект в другие руки, кто захочет продолжать его поддерживать.

Послевкусие

Проект до сих пор пока жив, но гораздо менее активен, и живет своей жизнью. После университета я его передал в другие руки. Когда я пришел устраивать на одну из своих первых работ, собственник компании знал про меня и Алоху и сразу взял меня без интервью =). Спустя какое-то время после выхода из сообщества мне написала девушка из Германии, которая писала бакалаврскую работу частично по механике по нашего клуба. В нашем сообществе сложилась уникальная социальная культура. Пару лет я был буквально одержим клубом. Перенос активности из онлайн мира в оффлайн очень увлекал, частично брал пример с американского проекта Meetup.

Вместо выводов

Надо сказать, что не сдаться после первой проваленной встречи мне помогло, то что я был одержим идеей, мне казалось, что я изобретаю инструмент против одиночества в большом городе и тем самым помогаю тысячам людей, которые будут чувствовать себя лучше, найдут себе друзей, бизнес партнеров, вторую половинку… частично это оказалось правдой. Сейчас я понимаю, что я решал свои проблемы и запросы, я проецировал свой внутренний мир на окружающую действительность, тем не менее, единомышленники нашлись, и их было достаточно много!

Прилагаю коротенькое видео моего выступления в первый год сообщества на форуме Pecha Kucha в Москве —

1111
9 комментариев

Вместо выводов - а зачем нам знать всю эту хрень?

2
Ответить

Толян, не обессудь 

3
Ответить

Безумству храбрых поём мы песню ! (с)
Автор - просто молодец !
Примерно так я открывал свой первый бизнес в 1988 году -
"Клуб друзей Энне Бурда" в одной деревне в Удмуртии.
Через несколько лет случайные женщины на улице благодарили меня за выкройки из дефицитного журнала.
"Найдите потребность и удовлетворите её" -
этот совет из американских учебников будет работать в любой стране.

2
Ответить

Приехал в Москву в 1996 году. Сходил на несколько speeddating. Рекомендую автору глубже изучать историю.

2
Ответить

Были speeddating встречи в Москве уже тогда, верно пишите. Не писал, что я их придумал. А вот не с целью знакомств мужчина-женщина к тому времени особо ещё не было. 

Ответить
Комментарий удалён модератором

Платные, как писал, особо не заходили в силу специфики аудитории. Собственно, и откаты с залов тоже — студенты мы были обычные, не делали кассу заведения)

Ответить