Как в Кыргызстане создают креативные хабы мирового уровня. Рассказываю и показываю на картинках

В стартаперско-бизнесовом, да и в ежедневно-бытовом контексте в России про Кыргызстан знают немного. Я тоже не знал почти ничего, но в конце прошлого года пришлось узнать. В этой статье расскажу, куда я попал из Москвы, что увидел, чему удивился, и как здесь создают крутые проекты и улучшают условия для бизнеса в своей стране.

Так выглядит вход в креативный хаб ololoPlanent. 
Так выглядит вход в креативный хаб ololoPlanent. 

Я приехал в Кыргызстан в конце прошлого года. У меня не было ожиданий от страны и от Бишкека, но была задача: иметь возможность спокойно продолжать развивать свою школу английского kakrodnoy.com, не отвлекаясь на регулярные малопредсказуемые обстоятельства, на которые я не могу влиять. После 9 месяцев жизни здесь Кыргызстан и Бишкек открылись для меня с неожиданной стороны, об одной из которых — о креативных хабах ololo — расскажу в этом материале.

Говоря о «делать свое дело» подразумеваю не только Гугл-таблички, Ноушен и Миро, но скорее возможность оставаться в приятном и интересном контексте среди единомышленников; ходить в офис, где мне будет продуктивно и классно; находиться в плотном коннекте с теми, кто либо тоже созидает, либо придерживается похожих жизненных приоритетов и ценностей. И — внезапно — в Кыргызстане, в креативных хабах ololo, для этого создают условия, которых у меня не было даже в Москве.

Мне случилось пообщаться и с основателем ololo, и с сотрудниками, и с местными, кто работает тут сам по себе или в компаниях, ну и с понаехавшими вроде меня, кто перевез сюда бизнес или себя. Дальше будет про все, что я вынес из этих разговоров, что понял для себя и что показалось интересным.

Это Данияр Аманалиев, сооснователь ololo, но везде его должность написана как «бизнес-дирижер»
Это Данияр Аманалиев, сооснователь ololo, но везде его должность написана как «бизнес-дирижер»

Немного теории и кого тут называют инноваторами

Для всех, кто так или иначе находится в среде ololo: снимает офис, арендует место в коворкинге, живет здесь или работает, применяется один и тот же термин — инноваторы. Когда я это впервые услышал, подумал, ну окей, локальный прикол, пусть будет. Но потом, когда ближе пообщался с создателями и сотрудниками, стало понятно, откуда это взялось.

А взялось из книжки автора Everett Rogers под названием ‘Diffusion of Innovations‘, то бишь «Диффузия инноваций», 1962 года. Среди прочего там автор размышляет о жизненном цикле внедрения новых технологий. Да, в 1962 году. По его теории, любое общество в этом смысле делится на:

  • инноваторов, не более 2,5%;
  • ранних последователей, не более 13,5%;
  • раннее большинство, не более 34%;
  • позднее большинство, не более 34%;
  • опоздавшие/отстающие, не более 16%.
Ровно та же мысль на графике. Вся инфраструктура ololo нацелена на сегмент Early Market.
Ровно та же мысль на графике. Вся инфраструктура ololo нацелена на сегмент Early Market.

Базовый пример инновации — Telegram. Сначала им пользовались прошаренные айтишники, потом добавились интересующиеся, потом все новые и новые люди — помните эти «Виктор чистовая отделка теперь в Telegram», и сейчас он есть даже у моей бабули.

И вот эти инноваторы есть в любом обществе. И чем лучшие условия для них созданы, чем правильнее построена работа с ними, чем больше возможностей создается для их реализации, тем лучше в конечном итоге для всех. Есть понятие «утечка мозгов», а есть процесс, когда мозги остаются.

В Кыргызстане, естественно, есть эта проблема и ololo среди прочего решают и ее. Делают так, чтобы инноваторы и ранние последователи имели все возможности и ресурсы, чтобы создавать новое и развиваться у себя.

Откуда в Кыргызстане взялись креативные хабы и зачем все это надо

Как я понял — из стремления изменить мир.

Вау, да. И первый шаг в таком большом деле — изменить сначала то, на что можешь повлиять прямо сейчас. Основатели ololo так и поступили: пока в масштабах родной страны. Хотя сейчас планы пошли уже сильно дальше, но об этом позже.

Кыргызстан считается бедной страной. Не берусь утверждать авторитетно, но поверхностное гугление показало, что по уровню ВВП среди всех стран в мире Кыргызстан занимает 157 место рядом с Восточным Тимором, Мьянмой, Лесото и Непалом. Многие едут отсюда на заработки в Россию. Если вы сегодня пользовались такси или доставкой еды, то могли в этом убедиться лично. Еще прикольный факт: в прошлом году 500 000 граждан страны подали заявку на Грин Карту, то есть каждый 11-ый житель мечтает отсюда уехать.

Данияр считает, что одна из причин актуальной экономической ситуации —

в Кыргызстане не создают новых ценностей для глобального рынка.

Как следствие — проактивные, талантливые и продвинутые ребята по умолчанию стремятся уехать, в основном в США, Корею или Канаду, чтобы уже там создавать бизнесы, развивать стартапы и находить применение своим идеям и разработкам.

Естественно, при такой динамике изменить экономическую, креативную, культурную и смежные области будет сложновато, поэтому в ololo стремятся создавать контекст, чтобы, во-первых, местные оставались реализовываться здесь, во-вторых, привлекать сюда новых людей из других стран. Из России, например.

Структура местных креативных хабов

В ololo говорят, что на сегодня они самая крупная сеть креативных хабов в Центральной Азии. Сейчас их 9: 6 в Бишкеке, 2 на Иссык-Куле и 1 в Оше. Изначальная идея была в том, что у каждого желающего была возможность максимум за 15 минут пешком добраться до ближайшего ololo.

Все локации разные: отличаются концепцией, находятся в разных районах города, у них разный дизайн, разный вайб, стоимость офиса или места тоже разная. А еще — у них разная целевая аудитория.

В каких-то больше ребят из IT-стартапов, в других более творческая среда. Где-то средний возраст 30+, а где-то в больше вчерашних студентов. Есть отдельная локация ololoFamily — это адаптированный под семейный отдых арт-отель на берегу Иссык-куля, где при этом предусмотрена возможность поработать. При этом на том же Иссык-куле есть ololoAkJol, который заявлен как коворкинг-резорт, куда приезжают либо парами, либо в одного, и там элемент тусэ выражен ярче, чем в Family.

За счет чего это все работает

Крутая и очень комфортная среда. Раньше мне частенько на условных Зэвиллажах попадались на глаза статьи, где топовые компании флексили своими модными офисами в Москва-ситях и бизнес-центрах А+. Вот у нас много живой зелени; вот у нас переговорки прикольно называются; вот зона, где можно развалиться с ноутбуком; вот тут кофе себе можно сделать, да, бесплатно, вау; вот у нас корпоративная библиотека с Митио Каку; у такой-то компании заказывали проект освещения, а эти ребята сделали стену из мха. Ну вы поняли.

Я тогда это читал и думал, что лет через 10 мой скромный проект позволит и мне претендовать на нечто хотя бы отдаленно похожее.

Прикольно, что в Кыргызстане нет ничего даже близкого похоже на Москва-сити, и многомиллионых компаний тут тоже немного, но в ololo каждому доступно примерно то же, что было в тех историях.

А иногда и чуть больше — например вот на картинках регулярный PloveParty, где всех кормят пловом, бесплатно.

Комьюнити. Может показаться, что это так себе поинт, потому что он есть везде, но тут есть 2 момента. Первый — сущность «комьюнити» сейчас бесплатно прилагается ко многим продуктам, особенно образовательным. Но если им отдельно не заниматься, то оно будет работать или плохо или никак.

Второй момент — есть комьюнити, который действительно работают. Там можно быстро найти помощь, поддержку, закрыть непонятный вопросик, решить личные задачи и все вот это. Это знакомый формат «бизнес-клубов» или «сообществ предпринимателей», доступ в которые бесплатным не бывает.

В ololo делают так, чтобы этот поинт становился автоматически доступен всем, кто причастен к проекту. Собственно именно с помощью людей из этого окружения мне удается намного легче и быстрее решать бытовые и бизнесовые вопросы, находить нужные контакты и сравнительно легко ориентироваться в новых обстоятельствах.

Ежедневная движуха. В ololo отдельно топят за то, чтобы генерировать максимум социальных контактов. Помимо того, что это в созданных здесь условиях происходит естественным образом, но также еще и достигается через ивенты, лекции, мастермайнды, совместные поездки в горы, через приглашенных гостей и активности самих инноваторов.

Например, неделя тут может выглядеть примерно так.

ПН — Важность цифрового мышления для будущего вашей профессии. Спикер — Giulio Toscani, доктор философии в KTH Royal Institute of Technology, Стокгольм.

ВТ — Панельная сессия «Инвестиции в креативные индустрии в рамках фестиваля create4

ЧТ — ololo book club, обсуждение книги Тима Урбана What’s Our Problem

ПТ — Клуб дебатов, на этот раз по формату Карла Поппера

И сразу после него можно поехать на Ретрит на Иссык-куль в ololo AkJol aka коворкинг-резорт.

Еще прикольно, что до мероприятий можно дойти либо за 38 секунд, если мероприятие в той же локации, где я. Либо доехать максимум за 30 минут даже с учетом пробок.

Ну то есть это просто коворкинги там, правильно?

Не совсем. Я себе тоже этот вопрос задавал и как я понял из контекста, разница вот в чем. Классический бизнес «открыть коворкинг» — это история про монетизацию и вытаскивание прибыли из каждого квадратного метра. И фокус только на тех, кто платит.

В этом смысле в ololo решили заново не изобретать базовых принципов, проверенных и внедренных другими большими компаниям уровня WeWork. Но концептуально подход ребят а-ля WeWork заключается в том, что они пытаются найти некую идеальную формулу своего бизнеса. Для этого проводят регулярные касдевы, итеративными подходами внедряют новое, дорабатывают-допиливают-пробуют снова. Они анализируют посещаемость ивентов, выстраивают идеальные тайминги, считают правильное количество кофе-брейков на своих отнюдь небесплатных мероприятиях, постоянно совершенствуют скидочную политику и оптимизируют пространство, чтобы заработать со своей площади еще больше.

То есть они очень профессионально и грамотно ищут и часто даже находят некую идеальную формулу такого бизнеса. И это замечательно, но некоторые вещи невозможно математически просчитать и описать формулами.

Чтобы сформировать нужную среду, чтобы привлечь правильных людей и сделать для них комфортную атмосферу — нужно другое, некий абстрактный секретный ингредиент. И в ololo как я понял двигаются в этом направлении.

Для этого у них в команде есть социолог, в работу которого как раз входит изучение людей и механизмов, которые невозможно описать формулой, но которые критически важны для создания нужной атмосферы, вайба, контекста — как угодно можно это назвать.

Выставка на первом этаже моей локации с местным колоритом.
Выставка на первом этаже моей локации с местным колоритом.

Для этого они проводят бесплатные ивенты, коллабятся с инноваторами, местными брендами и другими бизнесами. Для этого создают и запускают смежные направления, формирующие общую среду:

  • ololoMedia — собственный видео- и фото-продакшен для инноваторов и не только;
  • ololoEvents — направление, занимающееся только мероприятиями;
  • OCIF (ololo creative impact fund) — фонд, помогающий в первую очередь женщинам и представителям креативных индустрий запускать и масштабировать проекты;

  • Парк креативных индустрий — этот проект сейчас на финальной стадии согласования с правительством страны. Его идея в том, чтобы снизить налоги на компании и частных лиц, кто работает в соответствующих направлениях бизнеса.
  • John Galt – венчурное подразделение группы компаний ololo, которое поддерживает целеустремленных предпринимателей и интегрирует их в стартап-город ololo для цифровых кочевников из Азии.
  • Liberterra – девелоперская компания, которая профессионально управляет недвижимостью собственника, в частности — обустраивая в этих зданиях пространства для инноваторов.
  • ololo creative hubs — собственно сами креативные хабы (коворкинги, коливинги, хостелы, коворкинг-резорт)

Все эти сущности призваны создать у тех, кого тут называют инноваторами, эмпирический опыт, про который непросто рассказать, его трудно измерить, но зато очень легко заметить, когда он есть, а когда его нет.

Куда дальше двигаются креативные хабы

Как я понял, структура развития проекта для его основателя выглядит следующим образом. Нынешние креативные хабы — это первый уровень общей системы. Следующая ступень — креативные кластеры. Кластеры в идеальном мире содержат много разных креативных представителей, призванных улучшать ту самую благоприятную среду. Например, в кластер могут входить непосредственно локации ololo, плюс ресторанчик карибской кухни через дорогу, плюс Буланжери, которая в соседнем здании, а еще например типография или барбершоп или студия йоги, или концертный-зал.

Дальше — выход на глобальные рынки, создание того же контекста в других страна, сначала в соседних: Казахстан, Узбекистан, а потом и юго-восточно азия: Малайзия, Индонезия, Филиппины и в целом на Юг. Почему на Юг?

Потому что там живет 3/4 населения планеты, но генерится лишь 1/5 от общего мирового ВВП.
Потому что там живет 3/4 населения планеты, но генерится лишь 1/5 от общего мирового ВВП.

А самый финал, когда у инноваторов со всего мира появляется условный ololo ID, признаваемый на уровне государств, чтобы можно было свободно перемещаться по миру и локациям ololo без унизительных визовых процедур и прочих бюрократических формальностей.

Ну допустим, а что там уже единороги появились из этой среды?

Пока нет, но из этой среды появилось несколько компаний, которые потенциально могут ими стать. Внутренний рынок страны очень маленький, поэтому все, что тут создается нацелено либо на Центральную Азию, либо сразу на мир.

Я сильно не вдавался в цифры, но некоторых из этих компаний уже сейчас оцениваются в 10+ миллионов долларов.

Как в Кыргызстане создают креативные хабы мирового уровня. Рассказываю и показываю на картинках

Например:

courses.nbfit.online — веб-сервис онлайн-тренировок для женщин, в том числе для послеродового восстановления;

maddevs.io — разработка IT-продуктов;

codifylab.com — местный школа IT-профессий + сервис внедрения их собственной LMS и CRM;

b12.io — конструктор сайтов.

Ладно, это все прикольно, а как там живется-то тебе

Расскажу коротко, но если будет настроение и запрос аудитории — сделаю отдельный материал про жизнь в Бишкеке после Москвы.

Коротко: живется тут хорошо. Люди душевные, гостеприимные и добрые. Еда вкусная, причем везде и за очень недорого. За 9 месяцев я 0 раз стакливался с чем-то вроде негатива или тезисом «Ну и кто теперь понаехал? Едьте к себе назад».

Про местную природу, ландшафты и виды даже рассказывать не буду — просто погуглите «Кыргызстан природа» и удивитесь, что все это не в Швейцарии, и доехать до такого можно за 30-50 минут и 10 долларов в оба конца прямо из офиса. То, к чему я привык в Москве с точки зрения медицины, сферы услуг и магазинов плюс-минус то же самое есть и тут, но в меньших масштабах.

Про Иссык-Куль и без меня поди знаете.
Про Иссык-Куль и без меня поди знаете.

Да, здесь нет безбарьерной городской среды, нет модненьких урбанистических проектов, нет невероятной архитектуры и вау-мега-строек. Здесь пока нет отлаженных сервисов доставки чего угодно, где я в приложении нажимаю 5 кнопок и через полчаса у меня под дверью уже все есть. Но зато есть все остальное, что позволяет лично мне здесь комфортно находиться и делать свою работу. И все на русском говорят.

И какой вывод

Ну для себя я сделал примерно следующий: мир сильно сложнее и богаче, чем представляешь, сидя у себя в городе. И мир не стоит на месте, и в нем много классных заряженых людей, которые любят свою страну и у которых есть чему поучиться.

И еще — если нынче двинуть в Европы на каникулы или выходные стало сложновато, то прямой рейс Москва-Бишкек остается. Возможно, будет неплохой идеей исследовать для себя и это направление — тут есть на что посмотреть и чему удивляться.

На этом все, спасибо за внимание. Надеюсь, было интересно. Если есть что добавить, спросить или хотите поделиться своей историей — пожалуйте в комменты. Постараюсь ответить всем.

Всем хорошего лета.

А вот и моя школа английского, где можно записаться на бесплатное персонализированное тестирование уровня языка: kakrodnoy. com

5555
70 комментариев

Спасибо большое, Василий. Я рад, что то, как вы прочувствовали, и то, как мы задумывали в ololo, совпадает. То ли еще будет

13
Ответить

Даниар, удачи вам! Был у вас в гостях на открытии Планеты, впечатлило ваше выступление.

1
Ответить

В Кыргызстане (Бишкеке\Чуйской области, если конкретно):
1. Крайне приятные люди. Минимум агрессии, злобы.
2. Нет религионых заскоков, как на Кавказе. Да, можно ходить в шортах, и тебе не предъяват за это.
3. Очень качественная и дешевая вода с ледников. Но не из-под крана.
4. Пророда очень красива и доступна по расстоянию.
5. Минимальная бюрократия для граждан РФ.
6. Очень дешево (да, ээ по 1 рублю/квтч).
—-
5. Огромные проблемы с инфрастуктурой, если пранируете там жить, то живите в Золотом квадрате, там хотя бы не отключают постоянно ээ\воду\отопление.
6. ОЧЕНЬ плохой\загрязненный воздух. Топят вмем, что горит (шины, дсп, дешевый уголь).
7. Сомнительное качество продуктов питания. Особенно будеть аккуратны на рынках, но, в общем-то, не угадаешь.
Жить можно, в психологическом аспекте очень даже приятно, но вот бытие бывает прямо так себе.
Спасибо, КГ, за те 8 месяцев...

8
Ответить

На счет ОЧЕНЬ дешево не согласен. Может относительно Москвы и ОЧЕНЬ. Я бы сказал «недорого», но и не дешево. Вы когда были в Бишкеке? Цены за прошлый год значительно подросли.
По пункту «качество продуктов» тоже не согласен. Например, вырезку мяса в каком-нибудь Перекрестке или Ленте не купить в России, а во Фрунзе или Глобусе вполне себе качественное свежее мясо. С мясом в целом все хорошо в Кыргызстане. Но вот с чем проблемы, так это с зеленью если не сезон.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

по пункту 6 — да, но этой зимой месяца 2 это все было. а так это проблема конечно.

про 7 не могу ничего сказать. я не сталкивался с этим опытом, чтобы он запомнился прям.

Ответить

Плов, ковры и IT - технологии и уют. Замечательно.

7
Ответить