«Одной рукой надевал ковидный костюм, второй редактировал статью»: как водитель скорой начал писать про маркетплейсы

Привет, я Дмитрий, редактор и автор контент-агентства Итирий. 7 лет назад я работал на заводе, получал свою тридцатку, платил ипотеку и жил как все. Потом ушел, работал водителем скорой помощи, открыл и закрыл собственный бар - и все это время писал, прокачивался в контент-маркетинге. Расскажу, какую главную ошибку совершил и как работаю сейчас.

«Одной рукой надевал ковидный костюм, второй редактировал статью»: как водитель скорой начал писать про маркетплейсы

2016 год. Биржа копирайтинга, массажер простаты, я создаю интернет

Бывшая супруга Виктория Кучинова трудилась журналистом в газете и решила подзаработать: зарегистрировалась на одной из бирж и начала приносить стабильную копеечку в семейный бюджет. Мне это тоже показалось интересным: лишних денег не бывает, свободное время было, к тому же заработок выглядел довольно легким, и я решил попробовать.

За первый текст объемом в 12 тысяч знаков на тему «Кабина трактора МТЗ» я получил аж целых 300 рублей. Триста, Карл!!! Это чуть меньше 30 рублей за 1000 знаков. Именно по такой системе (оплата за 1000 знаков) работают на биржах копирайтинга, в том числе и многие неплохие авторы.

Но главное было в другом: в ощущении от первой опубликованной статьи. Реальный инсайт, что я в прямом смысле создаю Рунет: вот моя статья, она опубликована и занимает достойное место под солнцем «Яндекса». Кстати, реально достойное: статья до сих пор в топе выдачи по запросу. Да еще и стырена всеми, кем только можно:

Мой текст разлетелся по всем тематическим сайтам
Мой текст разлетелся по всем тематическим сайтам

И понеслась вся классика бирж: сегодня пишем про керамическую плитку, завтра — про массажер простаты, потом про деревянные срубы и обзор нового Renault Logan. Высшее техническое образование сыграло свою роль — любые тематики давались легко.

Не понимаю тех, кто при слове «биржа» кривит нос и произносит презрительное «фу». По-моему, для старта самое то: через месяц на уровне junior я знал, что такое SEO, уникальность, заспамленность, прокачал навыки коммуникации с самыми разными заказчиками, в том числе неадекватами всех мастей.

Но работая на бирже, я чувствовал себя литературным негром, ибо писать за такие деньги — ну такое. Главное — не задерживаться на бирже долго. Как только поняли, что дело идет и писать вы умеете — переходите к поиску нормальных заказчиков, а то это болото затянет и вы свято уверуете в то, что 100 рублей за 1000 букв — предел мечтаний, а 15 тысяч за статью — вранье и фантастика.

О том, как на биржах искажаются понятия о нормальном тексте, мы писали в статье Почему заказать текст на бирже копирайтинга — плохая идея. Провели эксперимент.

За месяц вдвоем мы смогли поднять на бирже около 15 000 рублей. Не знаю для кого как, но 15 тысяч рублей — сумма маленькая, но ощутимая. Она заставляет задумываться о перспективе перехода на фриланс в принципе. Если я зарабатываю 15К, совмещая фриланс с основной работой, можно бросить работу, посвятить копирайтингу все время и поднимать как минимум столько же.

2017 год. Свой сайт, первые нормальные заказчики и чудесные грузины

Разумеется, настал тот день, когда с биржей пришлось распрощаться. Появились первые нормальные заказчики: известный бизнес-журнал, компания — разработчик CRM-систем и виджетов на сайт и несколько других. Виктория примерно в это же время ушла с основной работы на полставки — работать из дома было выгоднее. Я продолжал трудиться инженером на Лукойле, периодически писал для новых заказчиков и не забывал про биржу. Но там брали уже только самые вкусные заказы, рублей по 200-300 за килознак, рейтинг автора это позволял.

Мы решили развивать эту тему: заказали сайт, разработали портфель услуг, собрали отзывы — все как положено. Но до агентства там было далеко, просто два копирайтера: я технарь, Виктория гуманитарий. Да и отзвуки биржи давали о себе знать: никакого нишевания и узкой специализации, посыл — пишем все и обо всем.

Наш сайт, который проработал полгода
Наш сайт, который проработал полгода

И все бы ничего — глядишь, и раскрутились бы, но в этот момент меня стащило сильно в сторону. Работа на заводе давно опостылела, хотелось заниматься своим делом, а заработок на копирайтинге пока этого не позволял. А еще сильное впечатление произвел на меня отпуск в Грузии. С экономикой и работой там не очень — многие грузины работают чисто на себя. Кто таксует, кто занимается туризмом, кто держит магазин или кафе. И все такие на расслабоне, довольные жизнью. Захотелось так же, причем как можно быстрее.

2018 год. Собственный бар и… снова копирайтинг

Если опустить подробности, получилось так: я почти соскочил с темы копирайтинга и вместе с братом открыл бар «Подсобка». Хотел как грузины: не спеша протирать стаканчики за стойкой, общаться с посетителями и жить беззаботной жизнью. Виктория уже зарабатывала чисто на текстах: было несколько постоянных клиентов и неплохой, в районе 50-70 тысяч рублей, заработок.

Но как у грузинов не получилось: бар работал в ноль и прибылей не приносил. А приносил только стресс, головняки и проблемы в семье. Поэтому очень быстро пришлось вернуться к текстам, чтобы приносить в дом хоть какую-то копеечку. К тому времени Виктория уже писала для крупных блогов вроде «Текстерры» и начала работать в паре с Алексеем Александровым, будущим главой Итирия. А я начал писать в блог разработчика CMS для интернет-магазинов и блог сайта про онлайн-кассы. Работал в баре и между делом писал.

Тут я грустненький, потому что нету денежек. Сейчас налью пива и пойду писать про онлайн-кассы
Тут я грустненький, потому что нету денежек. Сейчас налью пива и пойду писать про онлайн-кассы

Понятно, что разорваться между баром и зарабатыванием денег было нереально. Последней каплей стало то, что сын в магазине попросил купить булку, а я понял, что денег на нее нет. Булка стоила 19 рублей, и это был полный fail.

Из бара ушел, забрал себе 3 проекта по копирайтингу и осел дома. За это время нехило прокачался в e-commerce. Одним из проектов был блог известных разработчиков CMS для интернет-магазинов — именно туда я написал первые статьи про маркетплейсы. Вот этот исторический скрин — я предлагаю заказчику темы статей про маркетплейсы. Обратите внимание, как мизерная частотность — “как продавать на вайлдберриз” — 270, “как продавать на озон” — 448 показов в месяц. В июне 2023, для сравнения — 27 182 и 46 175 показов в месяц.

Трудно поверить, но это количество запросов в «Вордстате» на тему продаж на маркетплейсах всего 3 года назад
Трудно поверить, но это количество запросов в «Вордстате» на тему продаж на маркетплейсах всего 3 года назад

Это действительно была хорошая находка, в то время про маркетплейсы мало кто писал — я был без преувеличения одним из первых. Так началось мое нишевание в сфере электронной коммерции — а конкретно текстов для ecom.

2020 год. Скорая помощь, много денег и сумасшедшая нагрузка

Здесь можно было бы добавить пару слов о том, как я уходил из бара, но это неприятная история и вспоминать ее не хочется. Скажу одно: бизнес с родственниками делать нельзя. Я тоже не стал исключением, подтверждающим правило, хотя думал, что мы в это не вляпаемся и у нас все будет по-другому. Но не суть.

Дома я просидел меньше полугода и начал искать работу. Две причины: недостаток денег (Виктория и Алексей еще не создали агентство Итирий, а мой доход был в районе 30-35К) и то, что просто надоело сидеть дома. Вообще я довольно образованный парень: высшее техническое, куча корочек вроде крановщика, стропальщика и прочих технических специальностей. Найти работу с таким анамнезом не проблема.

Но к железякам на завод я возвращаться не хотел категорически. Просматривая в очередной раз «Авито работу», я наткнулся на интересное объявление: в нашем городе (районный центр на 70 тысяч жителей) требовались водители карет скорой помощи. Подкупил удобный график день/ночь/отсыпной/выходной (будет время писать) и то, что я в принципе люблю водить авто.

Через 3 дня, пройдя медосмотр, вышел на первую смену на бригаду. Ребята, это целая жизнь, такого удовлетворения я не получал ни на одной работе — но статья не об этом.

Здесь нужна сноска: 3 проекта, которые я вел параллельно со скорой, предусматривали написание 20-25 статей в 10 килобукв в месяц. То есть я тащил среднестатистический блог, где обычно есть команда из авторов и редактора, почти в одиночку, а зарабатывал около 30 К. Поэтому с этого момента мой график выглядел так: день на скорой, потом целый день пишу, иду в ночь на скорую, прихожу с ночи, пишу, потом выходной на скорой — снова пишу и так по кругу. Иногда и после дневной смены на скорой тоже приходилось писать.

Догадайтесь, сколько я продержался в таком ритме? Отвечаю: 8 месяцев. После этого мне иногда казалось, что если я сейчас открою ноутбук, меня сразу хватит удар.

К счастью или к несчастью, но наступил ковидный 2020-й и на скорой стали неплохо платить. Ну вот прямо совсем не плохо: за декабрь 2020 я получил на руки 101 000 рублей. Нормально для простого водителя! Поэтому из-за хорошего дохода и сумасшедшей нагрузки копирайтинг был вновь поставлен на паузу.

Ежедневно одной рукой надевать ковидный костюм, а второй редактировать текст в приложении Google Docs на телефоне — ну такое себе удовольствие.

Май 2020. Еду на ковидный вызов, а думаю над новой статьей
Май 2020. Еду на ковидный вызов, а думаю над новой статьей

Но как и все хорошее, ковидные выплаты закончились. Ну как закончились: платить их стали через пень-колоду и стало ясно, что скоро перестанут совсем. Нужно было потихоньку искать еще один источник дохода. К 2021 году Виктория с Алексеем уже создали контент-агентство Итирий, вплотную занялись его раскруткой и отдали мне несколько проектов.

2021-2023 гг. Итирий, уход со скорой, чудесные грузины (да-да!)

Началась моя работа в агентстве. Я стал вести блог разработчика медицинской информационной системы и известного фулфилмент-оператора для маркетплейсов. Там-то в полную силу пригодилась моя экспертиза по маркетплейсам — я начал писать экспертные статьи. С моим приходом и выработкой правильной стратегии трафик в блог рванул в небеса. Подробнее о работе над этим проектом мы писали в кейсе.

Мы с ребятами не спеша работали, проектов становилось все больше, Итирий рос. Ребята законтрактились на ведение блога с крупным заказчиком — топовым SEO-агентством. Алексей стал там главным редактором, Виктория — замом главреда, помимо этого все еще и писали для клиентских проектов. С одной стороны, было понятно, что агентство надо развивать и делегировать обязанности, с другой — ни у кого на это тупо не было времени. Все были загружены на 200 %.

Логичный выход был один: я ухожу со скорой, забираю все или почти все проекты Виктории, и мы направляем ее ресурсы чисто на продвижение агентства: PR, поиск новых клиентов, развитие сайта и так далее. Решение было непростым: работа на скорой мне нравилась и расставаться с ней было тяжко. Но вариантов не было. Тешу себя мыслью, что раскрутим агентство, делегируем все подчиненным и можно будет вернуться. Но только не в рвачку, как раньше, а как грузины, ну вы поняли :).

Сейчас я работаю в агентстве как штатный автор и редактор на нескольких проектах. Полностью определился с нишей: теперь пишу обо всем, что касается e-commerce — маркетплейсы, интернет-магазины и так далее. Прошел несколько обучалок на эту тему и стал экспертом.

В ближайших планах — полностью перейти с копирайтинга на редактуру, ведь почти каждый хороший автор мечтает стать редактором! Я мечтаю — это рост в профессии и совсем другой уровень.

Также я полностью погружен в развитие агентства и вхожу в руководящий состав. Благодаря моим идеям мы получили несколько клиентов, увеличили количество лидов и трафика на сайте.

Руководство Итирия: я, Алексей, Виктория
Руководство Итирия: я, Алексей, Виктория

Какие выводы я сделал

Может быть, мой пример вдохновит кого-то на свершения и покажет, что фриланс — это не так страшно: такая же работа, где если ты трудишься и что-то из себя представляешь, все будет круто. Зато какой кайф — ни от кого не зависеть, работать из дома и самому контролировать свои доходы.

Моя главная ошибка — метания туда-сюда на протяжении нескольких лет. Оглядываясь назад, понимаю, что не нужно было размениваться на другие занятия и периодически уходить из маркетинга. Нашел себе применение — ну и бей в одну точку для достижения результата, а не соскакивай, когда дела идут не очень.

А еще спасибо моей команде — Алексею и Виктории. У нас очень крутое трио, где каждый вносит в проект свой вклад, дополняет и выручает друг друга. Так же мы взаимодействуем и с авторами, и с нашими клиентами. Вникнуть во все, сделать максимум, проявить не только профессионализм, но и человеческое отношение — вот наш подход. И он работает.

33
реклама
разместить
Начать дискуссию