Не открывают счета и не пускают на авиарейсы: как я решила бороться с дискриминацией по гражданству в Европе

Социальная сеть ReLife продолжает публикацию статей в рубрике — «Реальности эмиграции», где мы знакомим вас с историями иммигрантов, которые на личном опыте убедились в том, что переезд в другую страну — это тот ещё квест.

На этот раз мы публикуем историю Геры Угрюмовой, которая в мае 2022 года была вынуждена покинуть Россию и получить политическое убежище в Италии.

Не открывают счета и не пускают на авиарейсы: как я решила бороться с дискриминацией по гражданству в Европе

Привет! Меня зовут Гера Угрюмова. Я журналистка и основательница проекта «Искра» — ассоциация по борьбе с дискриминацией по гражданству.

В этой статье хочу рассказать о том, как я получила политическое убежище в Италии, столкнулась с кучей проблем, а после стала помогать тем, кому европейские банки отказывают в открытии счёта, а авиакомпании не пускают на рейсы, даже если у пассажира всё нормально с документами. Также расскажу о запуске благотворительного хакатона.

С чего всё началось

25 января 2022 года. Россия.

Решение покинуть страну было принято за два месяца до этой даты. Так как из-за моей деятельности в мой адрес была организована травля, то оставаться дальше в России было небезопасно. Я была вынуждена отчислиться из университета и перестать выходить на улицу.

Получаю загранпаспорт, который был единственным сдерживающим фактором отъезда, и вместе со своим партнёром пытаюсь первым рейсом вылететь в Нидерланды, где мы планировали получить убежище.

План был такой:

  • Покупаем авиабилет Москва-Амстердам-Белград.
  • На пересадке в Амстердаме запрашиваем убежище — для этого в стыковочной зоне амстердамского аэропорта обращаемся к любому полицейскому и вкратце объясняем ему (на английском) свою ситуацию. Транзитная виза нам была не нужна, так как пересадка должна была длиться не более суток и не подразумевала выхода за пределы транзитной части терминала. Также нам не требовалась вакцина от Ковид, а ПЦР-тесты мы сделали.
  • После прохождения первичной проверки и запроса убежища нас должны были распределить в закрытую зону при аэропорте (тюрьму), которая, к слову, больше похожа на отель с режимом летнего лагеря. В запретной зоне беженцы обычно проводят до трёх недель. За это время мы проходим всю процедуру убежища в ускоренном формате.
  • Запрашиваем статус беженца.

Всё гениально просто! Но не сложилось…

При посадке в московском аэропорту сотрудники авиакомпании KLM не пускают нас на борт самолёта, говоря, что мы попросим политического убежища в Нидерландах.

В этот же день мы пытаемся улететь в Сербию другими рейсами, но всё тщетно. Возвращаемся домой.

Риск оказаться в подобной ситуации есть практически у каждого россиянина, кто летит с пересадками, даже если для вас нет никаких ограничений и всё в порядке с документами. Просто сотрудники авиакомпаний боятся (порою кажется, что даже больше, чем пограничные службы), что на пересадке вы запросите убежище.

Стоит отметить, что международные правила авиаперевозки позволяют представителям авиакомпаний не допускать пассажира на рейс в случае подозрений нарушений им правил въезда в страну конечного следования или в третью страну (при транзите).

По пути из аэропорта мы забираем нашего пёса Зевса, который должен был остаться в Москве. Тем же утром едем в консульство Канады, в надежде что помогут. Консульство на ковидном режиме работы. Здесь только охранник. Нас отправляют в УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев).

Приезжаем по адресу УВКБ. Офиса нет. Звоним. «Мы на удалёнке, вам надо сначала выехать из России».

Ок. Ищем другие варианты.

Не открывают счета и не пускают на авиарейсы: как я решила бороться с дискриминацией по гражданству в Европе

Февраль-Апрель 2022 года.

Находимся всё ещё в России, но не оставляем попыток её покинуть.

За это время мы получаем возврат средств за билеты от авиакомпании KLM и решаем подавать документы на визу в Канаду. Приобретаем авиабилеты и подаём заявления на визу. Но после 24 февраля понимаем, что больше не будем получать ответы по канадским визам.

20 марта 2022 года мы приобретаем билеты в Италию (на 14 мая) и подаём документы на туристическую визу. 6 апреля получаем паспорта с итальянскими визами на 10 дней.

14 мая 2022 года.

Летим в Италию, с пересадкой в Стамбуле.

За билеты + собаку отдали в сумме около €4000. У нас оставалось немного денег на первое время, чтобы обустроиться и арендовать квартиру, но где-то через неделю после нашего приезда мы понимаем, что квартиру нам не снять.

Начинается суровая реальность…

Получаю статус беженца в Италии

Италия нас встречает довольно дружелюбно.

Так выглядит вполне дружелюбная Италия
Так выглядит вполне дружелюбная Италия

Мы подаём запрос на беженство. После начинается моё знакомство с итальянской бюрократией. Во-первых, я понимаю, что мне придётся ждать ДОЛГО. Во-вторых, что процедура получения политического убежища в Италии состоит из четырёх основных этапов:

  • Подача заявки.
  • Форма С3 (которую по неизвестной мне причине называют «первым собеседованием»).
  • Комиссия, принимающая решение.
  • Получение вида на жительство.

Звучит просто, правда? Но итальянская бюрократия делает невероятные вещи. Я знаю только один город, который тщательно соблюдает эту процедуру — Удине. В других городах добавляются дополнительные шаги, которые прибавляют к процессу несколько недель или даже месяцев, что не очень приятно, когда тебе нужна помощь.

Вот временные рамки получения политического убежища, которые я знаю в разных городах:

  • Рим — 2–3 года;
  • Удине — 6–8 месяцев;
  • Милан — 3–5 лет;
  • Падуя — 1–2 года;
  • Латина — 1–2 года;
  • Реджо-Эмилия — 2–3 года;
  • Генуя — 2–3 года.

Так как процесс этот долгий, мы ищем шелтеры (убежища) для беженцев.

Так выглядит наш шелтер (убежище) для беженцев
Так выглядит наш шелтер (убежище) для беженцев

Находим замечательный вариант, проходим всю процедуру убежища, получаем статус, но шелтер закрывается из-за недостатка финансирования, а нас переселяют в другой город.

Там мы проводим ещё полгода в ожидании документов, пока две миграционки обменяются информацией.

За это время на меня нападает наш сосед, который делал всё возможное, чтобы «подпортить» нам жизнь: Музыка в 5 утра? Пожалуйста! Не убирать мусор и развести тараканов? Легко!

Потихоньку начинает ехать крыша…

Я берусь помогать людям, которые нуждаются в политическом убежище. Личный опыт позволил мне узнать о всех процедурах его получения и тонкостях процесса.

Так мы дожили до июня 2023 года.

Но на этом наши проблемы не заканчиваются.

Когда мы получили все документы на беженство — нам сказали, что теперь шелтер, в котором мы проживаем, только для беженцев из Африки. Поэтому нам нужно искать новое место жительства.

Ищем. Не успеваем в отведенный для этого срок, но нам дают дополнительную неделю. Нашли шелтер в Риме. Едем.

Понемногу начинает отпускать от пережитого. Теперь у нас есть документы. Всё должно быть проще. Да?

Нет)))

Июнь-август мы находимся в практически непрерывном поиске работы. В последнем шелтере было запрещено жить с животными, поэтому нужно было срочно съезжать. Психологическое состояние хуже некуда…

Борьба с дискриминацией по гражданству

Сентябрь 2023 года.

Начинается всё самое интересное.

Еврокомиссия выпускает документ, согласно которому россиянам нельзя въезжать в ЕС с личными вещами. В интернете паника, никто не может понять, каких именно вещей касаются ограничения. Впервые за долгое время у меня включается желание вникнуть в ситуацию и разобраться в ней.

Я звоню пресс-атташе Еврокомиссии и прошу дать комментарий, о чём пишу на своей страничке в Твиттере. Это внезапно находит огромный отклик. Получаю комментарий, публикую. Люди в шутку предлагают мне разбираться с подобными ситуациями постоянно.

«Ну а почему нет?» — думаю я, и начинаю собирать список проблем.

Практически за 10 минут, после публикации соответствующего твита, собрались и банки, и авиаперелёты, и страховка, и аренда жилья, и много чего ещё.

Сразу же выясняется, что существует огромнейшая проблема с банками — отказы в открытии счетов. Начинаем работу по ней. Получаем длинный список банков, куча стран. Но начинаем с итальянских, потому что были больше всего погружены именно в ситуацию по Италии. В течение следующих трёх дней мы отправляли обращения в банки, чтобы получить от них официальные разъяснения в причинах отказов. Практически не спали.

Обращения отправляли в том числе и по центробанкам. В дальнейшем несколько банков (5 или 6, кажется) выпустили инструкции для своих сотрудников о том, какие счета и как можно открывать иностранцам с тем или иным гражданством.

В знак благодарности люди потихоньку изъявляют желание прислать денег.

Вот здесь и есть поворотная точка. Мы собрали достаточное количество денег, чтобы наконец-то съехать в съёмную квартиру. Параллельно ищем работу, ещё не понимая, что впереди СТОЛЬКО поддержки и ожиданий от людей, что пора бы этим заниматься full-time.

С каждым днём обращений становится всё больше.

Так выглядит наша съёмная квартира
Так выглядит наша съёмная квартира

С чем к нам обращаются и как мы с этим работаем

Основными темами для нас являются:

  • Банки (проблемы с открытием счетов, закрытие существующих счетов).
  • Авиакомпании (отказы в посадке на рейс и регистрациях).
  • Визовые вопросы (поиск возможностей получения визы вне России).
  • Проблемы с документами (юридические казусы, в том числе с детьми: не выдали нужную справку и так далее).
  • Рабочие контракты (некоторые считают, что россиян нельзя нанимать на работу).

После получения запроса на решение проблемы, направляем по ней обращение. Например, в стране N, для получения ВНЖ, нужно показать деньги на счету. Счёт с горем пополам открыли, но на него запрещено класть наличку, а все деньги в ней. Мы направляем обращение в банк: почему всем можно, а вот таким людям нельзя?

Пока ждём официальный ответ, находим для обратившихся рабочую альтернативу в решении вопроса. Например, можно пойти в офис компании, занимающейся переводами, дать им наличку и назвать счёт, куда перечислить деньги. Тогда, с точки зрения банка, это перевод, а не пополнение.

С авиакомпаниями, конечно, всё намного сложнее. Они не горят желанием общаться. Условный LOT вообще присылает отписки (лучше бы молчали, ей богу, так только хуже выглядит). Ну и многие банки продолжают ссылаться на «внутреннюю политику», а какие-то законы, на которые они опираются не показывают.

У Revolut, например, всегда стандартная отписка: «Мы отказываемся это комментировать».

Вот тут уже и начинаем второй этап — подключаем юристов.

Нет, это не юрист. Это наш Зевс дарит вам немного позитива))
Нет, это не юрист. Это наш Зевс дарит вам немного позитива))

Ещё бывают ситуации с авиакомпаниями, когда человеку не обязательно нужно было улететь по причине эмиграции, но ему всё равно отказывали в посадке на рейс.

Как правило с таким сталкиваются люди, которые о такой проблеме не слышали, осели в условной Сербии, прожили там год и хотят поехать в отпуск, условно, в США. У них есть виза США, все документы в порядке. Но рейс с пересадкой без визы в Шенгенской зоне. Не пустили.

Поэтому нам очень важно понимать все нюансы каждой проблемы, чтобы оказать помощь, предложить рабочие альтернативы и так далее.

Конечно, мы находимся только в начале нашего пути и ещё много чего предстоит сделать. Но мы уже смогли создать ассоциацию по борьбе с дискриминацией по гражданству «Искра». Ищем сейчас юристов из разных стран, которые помогут нам понять местное законодательство о дискриминации. Исходя из этого будем обращаться в судебные инстанции по банкам.

А ещё запускаем хакатон…

О хакатоне

С этой идей ко мне обратились ребята из Peredelano — международное сообщество IT и Digital экспатов.

Суть хакатона — автоматизация огромного количества нашей монотонной работы. Это поможет сэкономить, правда, 5-6 часов ЕЖЕДНЕВНО. И появится куча времени на то, чтобы заниматься ещё чем-то полезным.

Потому что если сегодня посмотреть на мой обычный рабочий день, то выглядит он примерно так:

  • Первое чем я занимаюсь — это проверка почты. Пришли какие-то ответы по существующим запросам, нужно ли что-то дополнить и так далее.
  • Если есть какие-то ответы, то я делаю их скриншот и пишу о них в Твиттере и Телеграм.
  • Далее — отвечаю на вопросы в соцсетях, если такие накопились.
  • Ну и уже потом занимаюсь обработкой жалоб, общаюсь с людьми, предлагаю им какие-то альтернативные варианты и, при необходимости, отправляю запросы в места, где люди столкнулись с проблемой. Разумеется, если я вижу какой-то ответ на запрос в течение дня, то я о нём тоже рассказываю.

После того, как о начале хакатона Фил Ранжин (основатель Peredelano) объявил на своей страничке в Твиттере, к помощи в его реализации присоединилось ещё два проекта: социальная сеть ReLife и некоммерческая ассоциация бизнесменов и предпринимателей в эмиграции Ковчег. Бизнес.

Ребята предложили медиа-поддержку, помощь в создании контента, участие своей команды разработчиков в хакатоне, а также локальную помощь в организации хакатона в Белграде.

Честно, я даже не ожидала такого эффекта и была поражена, как проблемы абсолютно посторонних релокантов способны объединить не только обычных людей, но и целые компании. В итоге это всё дорастает до масштабов полноценной работы, чем я сейчас и занимаюсь.

И это круто!

Надеюсь вам было интересно и полезно :)

30
60 комментариев

В Казахстане в прошлом году легко открывали счета и карты. В Kaspi, Jusan, Сбере(Береке) открыл без проблем. Но недавно видел инфу что вроде бы перестали открывать карты гражданам России даже Kaspi. Видимо тенденция все таки продолжится.

5
Ответить

В Казахстане теперь не открывают счета без личного присутствия и обязательного наличия РВП или ВНЖ. Раньше вроде лично не обязательно было присутствовать.

7
Ответить

При личном присутствии пока нет проблем, можно и удаленно в обход правил

2
Ответить

А по действующим счетам никаких ограничений не вводили?

2
Ответить

Гера читаю тебя в твиттере💔 Ты большая молодец, мне даже представить сложно, чтоб мне отказали в посадке на рейс. Мне кажется, у меня начнется паническая атака.
А вы запросы отправляете на английском? Или нужно на местных языках?

6
Ответить

Собака сгенерирована нейросетью, зуб даю.

5
Ответить

Хм... У нас скоро будет зуб Вечернего))

2
Ответить