Шокирующая правда айрдропов: Почему проекты раздают миллионы? Разбираемся в стратегии и мотивах

В последние несколько месяцев проекты были щедры на айрдропы: Jupiter раздал $500 млн, Dimension раскидала по $2-3K на юзера. Откуда такая щедрость и зачем они все это делают? Что стоит за стратегией дропов и что желательно знать рядовому участнику рынка, чтобы трезво оценивать альткойны - разбираемся в этой статье.

Вообще айрдроп это маркетинговый ход для привлечения нового проекта внимания к себе. Этому инструменту уже много лет, и он используется до сих пор. Но на самом деле, есть разные виды айрдропов, и нам, как инвесторам, важно понимать разницу, поскольку это напрямую влияет на рост цены проекта.

Вариант 1: Дроп за активность

Это ситуация, когда проект запускает тестнет и платит своими токенами за активность в своей сети. Так делал Arbitrum, например. Т.е. вам нужно совершать активность: свапать, гонять транзакции, пользоваться мостами и т.д.

Для проекта это выгодно поскольку все действия отображаются в onchain статистике типа Dune и потом можно пощеголять красивыми цифрами, типа - у нас на тестнете было 500,000 активных юзеров, $3,5 мрд транзакций и т.д.

Когда инвесторы выбирают проект они смотрят фундаментал: показатели активности, кол-во кошельков, объем транзакций и т.д. Все это добавляет траста новому проекту и привлекает новых покупателей.

Но, не смотря на всю привлекательность инструмента, такой подход имеет ряд недостатков:

  1. Зачастую активность создается накрученная ботами, поскольку в ТГ каналах есть полно предложений о продаже накрутки аккаунтов ботами. За $800-1,000 вам подгонят десяток кошельков, на которых боты создадут неплохую активность, чтобы потом проект насыпал токенов. Этично ли это? Наверное, не совсем. Но работает до сих пор.
  2. Даже если активность органичная, такие механики очень слабо влияют на рост токена в перспективе, поскольку после листинга токена нет мотивации его откупать, а все, кому насыпали дропы за активность быстро сливают свою аллокацию. Яркий пример тому #JUP.
После листинга JUP разослал $500 млн в токенах всем, кто когда-либо проявлял активность в сети SOL 
После листинга JUP разослал $500 млн в токенах всем, кто когда-либо проявлял активность в сети SOL 

Пользователь, получивший дроп за 2-летнюю активность в сети SOL, не вложивший ни копейки в это с высокой вероятностью сольет свою аллокацию.

Другое дело айрдропы, которые присылают за стейкинг.

Вариант 2: Дроп за стейкинг

Все во вселенной функционирует на принципе консервирования энергии. Поэтому стейкинг - это способ законсервировать часть своей энергии (деньги), чтобы в будущем получить еще больше энергии (дроп).

Такой подход лучше, поскольку:

  1. Люди платят за право получить выгоду в будущем, они блокируют часть своей энергии. Это отсеивает ботов и безденежную аудиторию, у которой много времени, но мало денег.
  2. Длинный список дропов в будущем вносит прямую мотивацию выкупать токен с рынка и блокировать его на длинной дистанции. Люди фактически размещают свои деньги в депозит и ждут: чем больше депозит и чем дольше ты его держишь, тем больше выгоды в будущем ты получишь. Это создает естественный спрос на токен.

Ярким примером такой стратегии является проект Celestia. Как это работает описал в этой статье.

После выхода цена на токен неуклонно растет и спрос не снижается
После выхода цена на токен неуклонно растет и спрос не снижается

Цена на токен постоянно растет, поскольку более ранние покупатели держат и не продают, иначе они потеряют право на дропы, которые будут в будущем.

Еще один пример такой же механики - проект PYTH NETWORK. Детальный анализ описывал тут. Как застейкать, писал тут.

Спрос на PYTH также растет 
Спрос на PYTH также растет 

И еще один пример - проект Dymension, который я описывал в этой статье.

Курс токена DYM взлетел после листинга
Курс токена DYM взлетел после листинга

Прекрасная механика с точки зрения маркетинга, но здесь есть 2 недостатка:

  1. Такая механика приводит росту на стероидах - проекты выходят с завышенной оценкой FDV. Практически пустой Dymension через неделю после листинга стоит уже почти также как Matic - проект с огромной экосистемой, сетью приложений и количеством транзакций, TVL в $814 млн.
DYM оценивается на сегодня в $7 млрд, и MATIC в $7.83 
DYM оценивается на сегодня в $7 млрд, и MATIC в $7.83 

2. Рынок оценивает проект не по фундаментальным показателям и по будущей выгоде. Т.е. по факту люди платят не за технологию, а за будущие деньги.

Хорошо это или плохо, каждый ответит сам. Просто оно вот так есть, что проекты, которые будут использовать механику стейкинга для получения будущих дропов будут выглядеть более успешными на фоне проектов, которые эту механику не используют, хотя могут быть в разы более полезными для рынка.

Я думаю дальше мы увидим еще больше таких примеров, и с ними нужно быть аккуратными, поскольку когда дропы закончатся или их качество упадет, толпа может быстро выйти из стейкинга и тогда рынок покажет истинную цену этих токенов.

Что делаю я

В свой портфель я закупаю такие токены, поскольку вижу в этом финансовую перспективу, однако доля таких проектов не превышает 3-4% от общего объема. У меня достаточно консервативная стратегия, вероятно, она подходит не всем.

О своих действиях я рассказываю в своем телеграм канале Осторожный инвестор где делюсь сделками новые проекты, в которые захожу на листинге.

Почему именно новые монеты? Описал в этой статье.

Большинство определяющих цикл альтов из последнего запуска появились за несколько месяцев до и через несколько месяцев после халвинга. Сейчас золотое время для выхода новых громких имен в на рынке крипты.

Если эта статья вам понравилась, что вам понравятся также вот эти статьи 👇

1616
Начать дискуссию