Зачем реальный бизнес токенизирует активы и как это сделать: пошаговая инструкция

Зачем реальный бизнес токенизирует активы и как это сделать: пошаговая инструкция

Токенизация реальных активов (Real World Assets) позволяет привлекать инвестиции из криптомира в офлайн-бизнес, находить новую аудиторию, сокращать расходы на заключение сделок. Разобрались, зачем еще бизнес во всем мире токенизирует недвижимость, золото и овощи, а также собрали лучшие практики.

Если у вас нет времени читать статью целиком, переходите к блоку «Коротко» в конце статьи — собрали там пошаговую инструкцию, которая разложит процесс токенизации реальных активов по полочкам.

Что такое токенизация реальных активов

При токенизации бизнес создает отпечаток своих реальных активов в блокчейне — системе, которая обеспечивает прозрачность, безопасность, неизменяемость и распределенность данных при цифровых сделках.

Например, компания решает токенизировать драгоценные металлы. Для этого она выпускает токен, то есть запись в блокчейне. Эта запись подтверждает, что у компании есть десять слитков золота и каждый токен равен, например, одному слитку. Покупая токены, пользователи получают право владения золотыми слитками — активами из реального мира. Это право владения признает и охраняет государство.

Зачем бизнесу токенизировать реальные активы

Токенизация активов несет в себе дополнительную ценность, то есть дает продавцу и покупатели привилегии, которых они лишены при торговле обычными активами на бирже. Например, токенизация позволяет бизнесу привлекать инвестиции из криптомира, автоматизирует сделки, помогает распространять товары новым способом. Вот главные преимущества и риски токенизации реальных активов для бизнеса.

Новый рынок дистрибуции. При токенизации реальных активов компания начинает использовать деньги цифровых инвесторов для развития офлайн-бизнеса. В этом помогают площадки, которые торгуют криптоактивами, например, NFT-маркетплейсы, централизованные и децентрализованные биржи.

Разделение прав владения активами между множеством небольших инвесторов. Благодаря блокчейну, который играет ключевую роль при токенизации реальных активов, компания может дробить свои активы на токены разной величины: золотые слитки, килограммы, квадратные метры недвижимости и так далее. Это позволяет продавать реальные активы множеству мелких инвесторов, тем самым упрощая процесс инвестирования и быстрее привлекая финансирование.

Например, на обычной бирже инвестор не может купить меньше, чем одну акцию, а в криптомире может. То есть инвестор может купить токен равный 0,000001 доле актива и тем самым войти даже в дорогостоящий актив, для покупки которого целиком у него недостаточно денег.

Передача прав владения активами инвесторам напрямую, без посредников. Законодательство многих стран, например, США и Швейцарии, позволяет организовать торговлю токенами без посредников, таких как государственные или финансовые учреждения. Прямая торговля активами снижает издержки на заключение сделок и ускоряет процесс продажи активов.

Однако в России токенизация активов без посредников не возможна. По закону продажа токенов и передача цифровых прав может происходить только на специальной инвестиционной платформе, которую контролирует Центробанк России.

Автоматизация сделок благодаря смарт-контрактам. Смарт-контракт — это цифровой договор между продавцом и покупателем, который действует в блокчейне. Смарт-контракт устанавливает правила цифровой сделки, контролирует исполнение обязательств обеими сторонами и автоматически выполняет условия договора при совершении определенных действий. Например, право на совершение сделки у инвестора появляется после того, как он вносит залог или подтверждает свою платежеспособность.

Новые бизнес-модели. Наряду с традиционным способом продажи активов, когда товар переходит от продавца к покупателю, компания может совершать сделки с реальными активами, передавая только цифровые права на них.

Например, параллельно с торговлей вином в офлайн-магазине компания может выпускать токены и продавать право владения бутылкой вина в цифровой среде, оставляя саму бутылку на хранении в специально оборудованном складе. Благодаря этому инвестор получает дополнительный актив, а компания — новую бизнес-модель. В этом случае можно использовать смарт-контракты, чтобы инвесторы могли самостоятельно перепродавать бутылки в виде токенов друг другу, а компания — автоматически получать комиссию с каждой сделки.

Инструмент маркетинга и пиара. Выпуск токенов и выход компании на NFT-маркетплейс — хороший пиар-повод. Многие крупные бренды из разных сфер бизнеса, например, New Balance и Gucci, осваивают NFT-рынок, активно рассказывают об этом и привлекают новую аудиторию.

Помимо преимуществ у токенизации реальных активов есть и риски. Эти риски делятся на юридические риски и бизнес-риски.

Юридические риски токенизации. Этот тип рисков связан с законодательным регулированием криптоиндустрии в целом и, в частности, токенизации реальных активов.

Законодательство в сфере передачи прав при сделках в криптомире еще только формируется и для каждой страны есть свои особенности. Например, в Европе с 2023 года действует регулирование рынка криптовалют «Markets in Crypto Assets Regulation» (MiCA). Этот стандарт — регуляторная база, которая еще будет дорабатываться, но в которой уже отражены основные принципы регулирования крипторынка. Эти положения защищают участников цифровых сделок, описывают их права и обязанности. Однако во многих странах такой регуляционной базы нет или она еще очень сырая. Это значит, что в законе нет прямого запрета на токенизацию активов и бизнес может это делать. Но возможно, скоро государство начнет контролировать этот процесс, и компаниям придется существенно менять документацию и механику токенизации активов или даже отказываться от нее.

Роман Штых, СЕО MetaLamp

Бизнес-риски токенизации. Токенизация реальных активов — это запуск нового направления в бизнесе, которое открывает новые способы дистрибуции товаров, привлечения инвестиций и клиентов. Начав токенизацию, компания несет все стандартные риски, связанные с развитием нового направления.

Допустим, компания может успешно все токенизировать, но провести неудачную маркетинговую компанию и просто не найти нужного количества клиентов. Это обычный бизнес-риск. Чтобы максимально оградить себя от подобных рисков, токенизация должна иметь бизнес-план. Сколько вы в это инвестируете и сколько на этом заработаете? В план должны быть включены оценка активов, расходы на токенизацию, расходы на маркетинг, оценка объема рынка и так далее.

Роман Штых, CEO MetaLamp

Какие реальные активы токенизируют чаще всего

Компания может передавать цифровым инвесторам право владения чем-либо: акциями, облигациями, интеллектуальной собственностью, предметами искусства, недвижимостью. Вот какие реальные активы обычно токенизируют.

  • Финансовые активы: акции, облигации, опционы, ценные бумаги.
  • Интеллектуальную собственность: авторские права, патенты, товарные знаки.
  • Предметы роскоши: суперкары, дизайнерскую одежду, аксессуары.
  • Драгоценные металлы: слитки золота, серебра, платины.
  • Промышленные товары: электроэнергию, полезные ископаемые, сельскохозяйственную продукцию.
  • Недвижимость: земельные участки, дома, квартиры в новостройках, офисные помещения, склады.
  • Произведения искусства: картины, фотографии, скульптуры.
  • Предметы коллекционирования: антиквариат, спортивные карточки, монеты, марки, вино.
  • Билеты: билеты на концерты, выставки, театральные постановки, бизнес-события.

Токенизация имеет смысл, когда передача прав владения каким-либо реальным активом приносит бизнесу дополнительную ценность. Например, токенизировать простыни в магазине на сегодняшний день смысла нет: кто будет покупать токен постельного белья? Другое дело, если вы токенизируете драгоценные металлы или право на недвижимость. Такие активы часто продают и покупают, они ликвидны, они растут и падают в цене. На торговле такими активами в цифровой среде можно зарабатывать.

Роман Штых, CEO MetaLamp

Как токенизировать реальные активы

Чтобы начать привлекать инвестиции из криптомира в офлайн, определитесь с активами, которые будете токенизировать, выберите тип токена и платформу, продумайте механику. Рассказываем по шагам, как токенизировать реальные активы.

Шаг 1. Составьте бизнес-план

Прежде всего необходимо ответить на два главных вопроса: «Что я могу токенизировать?» и «Как я могу на этом заработать?». Чтобы это сделать, составьте бизнес-план. Он также поможет продумать, по какой цене вы будете торговать активами, кто ваши клиенты, сколько их, как их привлечь и сколько это стоит.

Допустим, вы занимаетесь традиционным бизнесом — продаете коллекционный виски. Вам важно понять, захотят ли ваши клиенты покупать токены, а не просто бутылки. Или, может быть, вам выгоднее напрямую привлекать криптоинвесторов, которые привыкли инвестировать в цифровой среде и отлично понимают, как устроена токенизация. Составив портрет целевой аудитории, вы продумываете маркетинговую стратегию. Она поможет привлечь нужных покупателей и оценить затраты на их привлечение.

Токенизация — серьезная история. Сегодня она больше всего подходит крупным игрокам, которые готовы выделить на токенизацию большие бюджеты, не боятся внедрять рискованные технологические решения и хотят запускать новые бизнес-проекты. Для малого бизнеса токенизация, скорее всего, сейчас окажется неоправданной.

Роман Штых, CEO MetaLamp

Шаг 2. Определитесь с токеном

Токенизировать активы можно с помощью NFT или обычных токенов.

NFT. Невзаимозаменяемый токен обычно создают для какого-то уникального актива, ценность которого напрямую зависит от его неповторимости. Например, NFT чаще всего используют при токенизации произведений искусства.

Обычный токен. Взаимозаменяемый токен подойдет для токенизации активов, которых много. Например, драгоценные металлы: один слиток золота равен по ценности другому слитку золота. Эти два слитка золота взаимозаменяемы, и нет смысла создавать уникальный NFT под каждый слиток.

Шаг 3. Выберите платформу

Выпуск и торговля токенами происходит на специальных платформах. Компания может создать свою платформу или выйти на уже существующую.

Своя платформа. Такой путь подойдет крупным компаниям, у которых свои требования к безопасности и свои технологические решения. Это путь федеральных и международных компаний.

Площадки-посредники. Средний и малый бизнес обычно выпускает токены на уже существующей платформе. Например, для выпуска NFT подойдет площадка OpenSea — самый популярный NFT-маркетплейс, где токены продают и обычные пользователи, и компании.

Также есть специализированные платформы для токенизации активов.

Вот пять самых популярных международных платформ.

Securitize — главная платформа для токенизации ценных бумаг.

Polymath также специализируется на выпуске токенизированных ценных бумаг.

Harbor — это платформа для токенизации недвижимости, прямых инвестиций и других активов.

RealT помогает компаниям токенизировать реальную недвижимость: земельные участки, дома, квартиры.

ADDX предназначена для токенизации активов прямых инвестиций и недвижимости.

Для стран СНГ есть платформа Currency.com, на которой можно выпускать и продавать сырье, акции, облигации и другие реальные активы.

Компании, которые нацелены на российский рынок, могут торговать токенами на специализированных платформах от двух крупных российских банков — Сбера и Альфа-Банка.

А еще бизнес может использовать старый-добрый Binance, который сегодня считается крупнейшей криптобиржей в мире.

Шаг 4. Продумайте механику выпуска и обращения токенов

Вам нужно понять, откуда будут браться токены, как будет регулироваться их эмиссия и зачем пользователи будут ими владеть и торговать.

Механика токенизации схожа с эмиссией обычных акций или облигаций, когда вы собираетесь выйти на биржу и сделать предложение инвесторам.

Шаг 5. Выпустите токены

Эмиссия токенов — заключительный этап токенизации реальных активов. После него токены компании становятся доступны криптоинвесторам и начинается процесс привлечения инвестиций.

При выпуске токенов обычно ориентируются на правила площадки, где будут обращаться токены, бизнес-план и механику токенизации.

Лучшие практики

Первый опыт токенизации реальных активов приходится на 2021 год, когда калифорнийский стартап продал квартиру с помощью NFT. После этого появились успешные кейсы продажи золота, сельскохозяйственных земель и коллекционного алкоголя. Почитайте, как офлайн-бизнес токенизирует свои активы.

Недвижимость. Калифорнийский стартап Propy помогает заключать сделки по покупке и продаже реальной недвижимости, основываясь на технологии блокчейн. Самой известной сделкой Propy считается продажа пентхауса в Киеве. Он был выставлен на аукцион и торговался за NFT. Стоимость сделки составила 36 ETH, что на момент заключения сделки превышало 93 тысячи долларов.

<i>Интерьер пентхауса в Киеве, который был продан с помощью NFT. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpropy.com%2Fbrowse%2Fpropy-nft&postId=944394" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">propy.com</a></i>
Интерьер пентхауса в Киеве, который был продан с помощью NFT. Источник: propy.com

Золото. Компания IWI Global заведуют золотыми месторождениями в Азии, Африке и Южной Америке. В 2022 году она выпустила свой собственный токен GDIT, к которому привязаны реальные золотые слитки. Один GDIT равен одному грамму физического золота. Предпродажа GDIT продлится до 11 декабря 2023 года, после чего токены станут доступны инвесторам на открытых торгах.

<p><i>IWI Global объединила одну из старейших валют мира с технологией блокчейн. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.gdit.gold%2F&postId=944394" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">gdit.gold</a></i></p>

IWI Global объединила одну из старейших валют мира с технологией блокчейн. Источник: gdit.gold

Сельское хозяйство. Компания Agrivirtus уже более 20 лет занимается развитием сельского хозяйства в Латинской Америке. Она первой в отрасли решилась токенизировать выращивание томатов, объединив в своем проекте фермеров, конечных потребителей и инвесторов. Каждый из участников цифровой сделки получает свои преимущества: фермеры — сельскохозяйственные угодья, конечные потребители — фермерскую продукцию, а инвесторы — часть прибыли от продажи овощей.

<p><i>Agrivirtus стремится создать фермерскую экосистему, объединив традиционные технологии сельского хозяйства и возможности криптоинвестирования. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fagrivirtus.farm%2Fprivacy-policy%2F&postId=944394" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">agrivirtus.farm</a></i></p>

Agrivirtus стремится создать фермерскую экосистему, объединив традиционные технологии сельского хозяйства и возможности криптоинвестирования. Источник: agrivirtus.farm

Премиальный виски. Компания, которая занимается продажей коллекционного виски, хранит лучшие образцы от именитых европейских производителей на специально оборудованном складе. Каждая бутылка привязана к NFT. Ценитель премиального напитка может купить редкую бутылку определенной марки и года выпуска за NFT, чтобы получить право владения этим напитком, или перепродать этот NFT другому человеку, чтобы заработать, так как со временем такой виски только растет в цене. При цифровых сделках реальные бутылки с виски остаются на складе: владельцам не нужно думать об их сохранности и транспортировке.

<p><i>Благодаря токенизации офлайн-бизнес по продаже коллекционного виски привлек новую аудиторию в лице криптоинвесторов. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2Fred-and-brown-wooden-barrel-lot-jlRE8FK3RLw&postId=944394" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">unsplash.com</a></i></p>

Благодаря токенизации офлайн-бизнес по продаже коллекционного виски привлек новую аудиторию в лице криптоинвесторов. Источник: unsplash.com

Токенизация реальных активов в России

Государство уже начало регулировать токенизацию реальных активов.

В 2019 году был принят закон, который ввел понятие утилитарной цифровой подписи (УЦП) — цифрового купона, который позволяет инвестору требовать вещь, услугу, право пользования программой у компании, которая этот купон выпустила.

С 2020 года действует закон, который регулирует выпуск и обращение цифровых финансовых активов (ЦФА). Владелец ЦФА получает право в будущем требовать у компании деньги, акции, облигации и другие подобные активы.

Подробнее про УЦП и ЦФА мы рассказывали ранее в другой нашей статье.

С запуском специальных платформ для торговли токенизированными активами от Сбера и Альфа-Банка рынок цифровых активов в России начал закономерно расти. В 2023 году Сбер впервые выдал кредит под залог ЦФА. А к концу 2023 года отечественные компании выпустили ЦФА более, чем на 25 миллиардов рублей. Для сравнения: в 2022 году объем этого рынка составил 700 миллионов рублей.

По прогнозам, к 2024 году объем российского рынка цифровых финансовых активов вырастет до 125 миллиардов рублей.

Коротко: как бизнесу токенизировать реальные активы

Шаг 1. Составьте бизнес-план. Какие реальные активы вы будете токенизировать и как сможете на этом зарабатывать.

Шаг 2. Определитесь с токеном. Какие токены лучше всего отвечают вашим реальным активам: NFT или обычные токены.

Шаг 3. Выберите платформу. Вы можете создать свою платформу или выйти на уже существующую.

Шаг 4. Продумайте механику выпуска и обращения токенов. Откуда будут браться токены, как будет регулироваться их эмиссия и почему пользователи захотят ими владеть и торговать.

Шаг 5. Выпустите токены. Начните эмиссию токенов, чтобы они стали доступны потенциальным инвесторам.

1212
Начать дискуссию