Критическое мышление vs пропаганда: как отфильтровать информацию в эпоху фейковых новостей

Каждый день на человека обрушиваются тонны информации. При этом одна и та же новость появляется во множестве вариантов.

Сегодня поговорим о том, как правильно воспринимать новостные потоки, какие выводы делать из инфоповодов, как научиться критически мыслить и зачем нужны эксперты.

Критическое мышление vs пропаганда: как отфильтровать информацию в эпоху фейковых новостей

Куда приводят новости

Давайте начнем сразу с яркого примера — возьмем новость «доллар улетел в космос». Факт установлен, но что он означает? Упадут наши доходы? Жизнь станет хуже? Гипотетически можно представить любые последствия, но для того, чтобы оценить реальное положение дел, у нас не хватает всего объема информации. Для этого и нужны аналитики — специально обученные люди, которые выносят свои суждения относительно той или иной новости.

Как рассуждает эксперт? В нашем примере экономист говорит: «Вероятнее всего, резкий скачок доллара приведет к такому-то результату, или к такому, но может быть и такой вариант развития событий».

После этого эксперт делает вывод. Что для нас при этом важно?

В нашем примере основной ценностью является логика рассуждений, как эксперт пришел к своему суждению. Но люди прочитают только вывод, а когда прогноз не сбудется, начнут говорить: «эксперт плохой».

Поэтому не надо опираться на выводы эксперта, нужно следить за логикой их размышлений! Это необходимо, чтобы научиться самостоятельно делать правильные выводы.

Еще пример новости: «Россия вышла из зерновой сделки». Давайте вспомним: в 2010 году в РФ была аномальная жара и, как следствие, страшная засуха. Соответственно, урожай зерновых был очень низкий. В результате чего В.В. Путин принял решение ограничить экспорт зерновых.

Как дальше развивались события:

1. подскочили цены на зерно;

2. это привело к бунтам на Ближнем Востоке и в Северной Африке;

3. как следствие – резкий скачок цен на нефть.

Смотрим, как рассуждает эксперт: РФ вышла из зерновой сделки, гипотетически:

а) рынок к этому готов, катастрофы не будет, так как рынок работает на опережение, риски были заложены изначально;

б) рынок не готов и будет резкий скачок цены на зерно, что может привести к тем или иным последствиям.

То есть, эксперт не может точно сказать, будет скачок цен или нет, он предполагает. Но у читателя есть более-менее полная информация, как могут развиваться события, и он может к ним подготовиться. Таким образом, важен не вывод, важна логика.

Как работает фундаментальный анализ

Критическое мышление vs пропаганда: как отфильтровать информацию в эпоху фейковых новостей

Почему мы уверены, что огромное количество людей не понимает новостей? Потому что люди воспринимают информацию просто как информацию, не могут проследить логическую цепочку последствий новости и сделать правильные выводы.

Каждая новость делится на 2 категории:

  • первая — новости, несущие последствия;
  • вторая — новости, которые не имеют последствий.

Если, к примеру, тот или иной депутат высказался об изменении курса доллара – это ничего не значит для россиян. Но если такое заявление сделает президент, то здесь уже можно ждать каких-то последствий, позитивных или негативных.

Например: «Центробанк спрогнозировал к концу следующего года ключевую ставку 12,5%». Подавляющему большинству людей это ни о чем не говорит. А по факту, это говорит о том, что кредиты взлетят, бизнес в своем развитии затормозится, что, в свою очередь, приведет к падению уровня жизни населения.

Или еще пример новости, которая имеет последствия: «В России взлетел объем нераспроданного жилья, в 2023 году показатели удвоились на 18% и достигли 70% от всех строящихся объектов. На 1 июля распродано только около 30% объема новостроек».

Итак, не покупают. А почему? И вот пошла предпосылка: потому что отменили льготную ипотеку. Последствия – застройщики не могут распродать жилье, это остановит новые проекты. Не будет нового жилья, пока все старое не распродадут. Соответственно, на рынке будет меньше предложений по новостройкам, что приведет к еще большему повышению цен.

Все это разъяснит эксперт, на основе фундаментального анализа. Что такое фундаментальный анализ: это анализ новостной повестки, имеющий долгосрочные последствия — от одной недели до десятилетий. Хороший эксперт дает долгосрочный прогноз, чтобы мы могли строить планы на будущее, исходя из той или иной информации. Благодаря этому у каждого человека появляется вилка возможностей, чтобы понимать, к чему стоит готовиться.

Все лгут! И что делать?

Критическое мышление vs пропаганда: как отфильтровать информацию в эпоху фейковых новостей

Давайте априори исходить из понимания, что лгут все. Но эксперты при помощи медиа хотя бы стремятся предоставить слушателям или читателям информацию для размышления. Так и мы в InVoice Media — стараемся ничего не утверждать, а просто даем информацию для размышления. Далее человек уже самостоятельно принимает решение, какой точки зрения ему придерживаться.

В нашем проекте есть разные эксперты-экономисты. Есть «левые», как, например, Олег Комолов (в одной из статей он утверждал, что России надо возвращаться к плановой экономике. Это весьма спорная позиция, но он обосновывает свою позицию). С другой стороны – Александр Разуваев, либо Алексей Зубец, исключительно «правые», сторонники ВНК и уменьшения госрегулирования. Мы даем трибуну любому эксперту, а выводы читатель делает уже самостоятельно.

Конечно, мы могли бы пригласить только «левых» или только «правых» экономистов, но это будет уже пропаганда. А средство борьбы с пропагандой – различать источники, бьющие в одну точку. Если такие есть, то очевидно, что они пытаются манипулировать.

В InVoice Media есть рубрика: один вопрос к пяти экспертам. Мы приглашаем 5 разных экспертов и задаем им один вопрос. Именно так должна работать информация, когда вывод остается за читателем. Потому что информация многослойна. Особенно ясно это становится в наш век информационной манипуляции.

Когда СМИ были объективными: с трудом вспоминается единственный период, когда информация была достоверной. Это конец 1980-х – начало 1990-х годов в России, время раннего Влада Листьева. Тогда СМИ действительно старались быть объективными. Сегодня же мы живем в период максимально недостоверной информации. Наше время можно назвать эпохой фейковых новостей.

Выход получить более-менее объективную картину один: читать экспертов, так как они помогают понять окружающую реальность, и учиться критически мыслить.

Как развить критическое мышление

Критическое мышление vs пропаганда: как отфильтровать информацию в эпоху фейковых новостей

Исследования давосских специалистов в рамках Всемирного Экономического форума выявили, что в будущем прежде всего будут востребованы такие навыки и умения, как решение сложных проблем, критическое мышление, креативность, управление людьми, коммуникация и эмоциональный интеллект. Как видим, критическое мышление находится на втором месте.

К сожалению, еще на этапе среднего образования большинство школ сделало все, чтобы убить в нас критическое мышление. Ведь то, что говорил учитель, должно было восприниматься как истина в последней инстанции. Но, несмотря на это, критическое мышление можно выработать. И этим нужно заниматься. Расскажу, как это можно сделать.

Повышайте общий интеллектуальный уровень.

Читайте классику, деловую литературу (имею в виду книги), получайте дополнительное образование, развивайте новые скилы. Общайтесь с людьми, которые умнее и профессиональнее вас. Сами учитесь быть спикерами и становитесь экспертами. В этом случае вы не будете любую информацию воспринимать на веру.

Учитесь анализировать информацию

Существует множество методик – например, ранжирование, сегментирование, частотный анализ, многомерное шкалирование и др. Ознакомьтесь с десятком методов и выберите для себя в качестве рабочих моделей 2-3. В ваших руках будет мощный инструмент работы с информацией.

Развивайте в себе креативность

Что такое креатив? Это альтернатива, нестандартный подход, другой ракурс. Существует множество способов, как развить в себе этот ценный навык. Как освоите – попробуйте некоторые принципы переложить на работу с информацией. Вы получите совсем другую картину информационной повестки.

Используйте способ пяти вопросов

Разработал его отец основателя корпорации Toyota. Способ еще называют пять «почему». Его суть заключается в том, чтобы, обозначив вопрос, ответить на него пять раз. Ответом на первое «почему» и является повод, спровоцировавший проблему, ответом на последнее «почему» будет ее первопричина.

Побудьте немного журналистом

Одним из главных инструментов работы с информацией для журналиста является фактчекинг, или качественная проверка всех фактов. Начинается он с поиска первоисточника. Затем идет проверка репутации источника или автора инфоповода, и так далее. Учитесь проверять факты, это пригодится неоднократно.

Подписывайтесь на InVoice Media

Мы не делаем выводов, мы информируем и предоставляем информацию для размышления.

Отсутствие критического мышления приводит к манипуляции массами. Ведь при должном умении умный человек и рыбу убедит в том, что ей не нужна вода. Поэтому критическое мышление – must have среди навыков для современного человека.

Мы сегодня затронули очень большую и важную тему. Надеемся, что нам удалось донести важность умения работать с информацией, критически мыслить, анализировать.

А вы как воспринимаете новости? Всему ли верите? Есть ли эксперты или СМИ, которым вы доверяете? Расскажите в комментариях, обсудим.

5050
171 комментарий

Сейчас новости вообще лучше не смотреть
И не слушать
И не читать

16

Но как тогда жить? Чего ждать? К чему готовиться?

Эмигрировать? Остаться? Открыть свой бизнес или поменять работу? А может наоборот держаться за эту покрепче?

Новости и их последствия отражаются на нашей жизни. Хотим мы этого или нет..

4

Лучше писать комменты. Не читать

3

Очень забавная статья. Но я немного накину на вентилятор :) Следите за руками. А что если заменить вопрос "как" на вопрос "зачем"?

И тогда получится: Зачем отфильтровать информацию в эпоху фейковых новостей?

Потому что вообще непонятна цель действия :) Ну отфильтровали вы, а что в итоге-то?

7

Первое. Что бы избавить Вас от информационного мусора, то бишь инфошума.

Второе. Дать Вам краткий анализ происходящего и информацию для размышления и выстраивания собственной стратегии.

Зачем вы смотрите порно? Ну вот и с новостями также.

1