Как в большой компании рассказывать о релизах

Пять лет назад мы в 2ГИС придумали, как сообщать тысячам коллег о новом в продуктах так, чтобы они ждали этих новостей.

Проблема, которую хотели решить, кажется, типична для компаний 500+ человек — это проинформировать всех-всех об изменениях. Менеджерам по продажам полезно знать, что в продукте вышла новая штука для их клиентов, а техподдержке важно в деталях разобраться, как эта штука работает. Любому сотруднику ценно понимать не только что мы делаем, но ещё и почему, для кого и каким образом.

Классические презентации отнимают много времени и хорошо работают у нас только для близких друг к другу команд разработки. Мы их проводили и проводим, но типичную презентацию посещает 5–10 команд разработки, при том что всего их 40+. Туда не приходят из неразработческих подразделений, хотя в 2ГИС их большинство. А если бы и приходили, то ничего бы не поняли.

Второй способ — release notes. Тоже правильная практика, но не раскрывает сути задач и смысла. Обычно это линейный список тикетов, который читают по диагонали.

Мы перепробовали вариации этих двух методов и поняли, что цель проинформировать максимум сотрудников достигается фигово. Нужен другой инструмент, который встанет над «традиционными». И решили сделать дайджест. Как заводская малотиражка, которая выходит раз в месяц, охватывает все-все новости и выходит не в виде сухой сводки, а в медийном формате полноценных историй. Такую газету разбирают на проходной и читают от корки до корки.

Как в большой компании рассказывать о релизах

Дайджест назвали «Доставили», собрали на Тильде и даже купили домен dostavi.li (продлять не стали, сложная зона какая-то). Каждый выпуск — это от 5 до 15 статей про крупные релизы и изменения, выходит раз в месяц (почти стабильно).

Статьи пишут авторы фич или те, кто их «доставлял» — чаще всего продакт-менеджеры и инженеры. За общим стилем приглядывает редактор, за концентрацией смысла — выпускающий редактор.

Трансляция смысла задач — это, наверное, главный редакционный принцип Доставили. Мы рассказываем не столько о выходе новой фичи, сколько о том, зачем и для чего она сделана, как работает. Где возможно, сразу подводим первые итоги и пишем про эффект.

Так, про эффект самого Доставили. При запуске дайджеста у нас была цель, чтобы его читал каждый сотрудник. Как обычно бывает с любыми фичами, на 100% цели не достигли, но каждый выпуск читает от 1,5 до 2 тысяч человек.

Как в большой компании рассказывать о релизах

Сейчас аудитория дайджеста — около 62% сотрудников управляющей компании и филиалов 2ГИС. Нам, конечно, хотелось бы больше, но кажется, что это и так дофига. До появления дайджеста эти цифры доходили в лучшем случае до 10%.

Другие следствия

Само слово «Доставили» стало частью внутреннего сленга и культуры. Причём с особой коннотацией: задача не просто зарелизилась, а начала приносить пользу нашей аудитории. Призыв доставлять мы своими руками нарисовали на стене в одной из комнат офиса.

Комната называется «Мастерская», стена и надпись — diy-проект

Раз в полгода в командах разработки мы проводим аттестации: руководители общаются с каждым сотрудником, составляют планы роста и, помимо прочего, узнают демотиваторы и мотиваторы каждого. Последние пару лет мотиватор №1 — это наш продукт.

Сложно наверняка утверждать, что в этом большая заслуга дайджеста, но какая-то всё-таки есть, потому что для нас это главный канал объяснения своих продуктовых подходов. Доставили делает сотрудников сопричастными, показывает, что мы делаем не тикеты, а помогаем 50 миллионам пользователей ориентироваться в городах и экономить время. Доносит, что фичи не выковыриваются из носа, а зиждутся на работе и смысле.

Особенно хорошо «близость» ощущается, когда что-то получается круто или, наоборот, не выстреливает. В первом случае — через сопричастность, во втором — никто не додумывает, что «эти менеджеры вечно придумывают ерунду», а понимают истинную причину неудачи. Короче, простите за пафос, но Доставили — часть нашей культуры.

Мелочи

Каждый Доставили завершает песня. Её всегда выбирает один и тот же секретный человек, и многие ждут очередной выпуск, чтобы познать новые грани его музыкального вкуса.

Мы немного упороты по обратной связи и каждую статью просим оценить. На основе оценок формируется топ выпуска, есть топ года и абсолютный топ. Какое-то время дарили автору лучшей статьи месяца вкусный приз, но перестали, когда один из ребят скопил на рабочем столе мини-бар. Пару раз в битве побеждала песня и мы делали вывод, что все релизы месяца были слабыми — не может же даже самая лучшая музыка выиграть у смысла?

Как в большой компании рассказывать о релизах

Помимо релизов, в дайджесте год назад появилась возможность задать любой вопрос про планы, продукт или результаты запусков и получить публичный ответ в следующем выпуске. Это оказалось хорошим способом обратной связи. (Думаем добавить гороскоп или кроссворд, но боимся, что из-за них перестанут читать статьи.)

Раз в год публикуем планы, где подробно объясняем, что будем делать и почему именно это — такие выпуски традиционно оказываются самыми читаемыми. Ещё из «неформата»: пару раз делали спец.выпуски, когда была потребность объяснить важное событие. Например, такое:

Как в большой компании рассказывать о релизах

И последнее

После пяти лет выпуска внутреннего Доставили мы решили сделать его публичным, доступным всем. Раньше чего-то стеснялись или боялись, а тут вдруг подумали — пора, классный же продукт. У нас нет амбиций увидеть там огромную аудиторию, но если несколько тысяч из ядра пользователей проникнутся нашими ценностями и подходами — будет круто. Это будет означать, что мы избавились от страхов не зря. Читайте и делитесь, как вам.

Песня

(Лучшая за всё время существования Доставили, по версии сотрудников 2ГИС)

Антон Спиридонов, выпускающий редактор Доставили

3535
11 комментариев

"Пять лет назад мы в 2ГИС придумали, как сообщать тысячам коллег о новом в продуктах так, чтобы они ждали этих новостей" — если есть хоть один человек в мире, который ждёт новости от 2ГИС, прошу его ответить на этот комментарий. Хочу посмотреть, как такие люди выглядят вообще.

5
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

Этот единственный ответил ниже! ) https://vc.ru/services/148622-kak-v-bolshoy-kompanii-rasskazyvat-o-relizah?comment=2001207 

Ответить

Здорово вышло! Очень интересный опыт, рад, что у вас получилось решить такой нетривиальный вопрос. Возьму на заметку :)

4
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Я не сотрудник, но за новшествами сервиса слежу ) А подход донесения новостей в таком виде до сотрудников очень хороший, тем же продавцам показывать какие-нибудь release notes действительно бессмысленно.

2
Ответить

Вы лучше бы больше ресурсов вкладывали в актуализацию информации. На карте показаны шавермы (например), которые уже давно закрыты, например, или в здании не указано, что размещается РКЦ, хотя он там был с незапамятных времен. В Яндексе информация актуальная. В-общем постоянно приходится перепроверять информацию в Яндекс.Картах, ну и зачем тогда 2ГИС держать? Одной красивой карты маловато..

1
Ответить