Некомпетентность нового руководства или «заказ Google»: почему Rutube перестал развиваться после продажи «Газпрому»

Одни говорят, из-за бывшего «куратора Rutube», получившего «возможность наворовать». Другие — потому что в Rutube никто не верил, хотя в России до сделки, по словам основателей, он шёл «ноздря в ноздрю» с YouTube. Главное из материала Baza.

Сооснователи Rutube Олег Волобуев и Михаил Паулкин: Источник: Rutube, Baza
Сооснователи Rutube Олег Волобуев и Михаил Паулкин: Источник: Rutube, Baza

Зачем сервису понадобилась сделка с «Газпром-медиа»

  • YouTube и Rutube появились на рынке в одно время: первый в 2005 году, второй в 2006-м. Сперва основатели Rutube Михаил Паулкин и Олег Волобуев хотели сконцентрироваться на прямых трансляциях и назвать платформу L-Vision, где L значит Live — живьём, в прямом эфире. Но знакомые прозвали проект «русским YouTube», и предприниматели «решили не сопротивляться».
  • Основатели считали, что им было легче, чем YouTube. Последний — международная площадка, а Rutube — локальная. На такой проще выпускать новые функции, поэтому и стриминг, которого у американской компании не было, Rutube опробовал практически сразу.
  • В 2007 году аудитория Rutube составляла 1,5 млн человек в месяц, а через год — 5,5 млн. YouTube ежемесячно смотрели 40 млн зрителей по всему миру. Сколько из них приходилось на Россию, неизвестно. Но Паулкин говорит, что внутри страны сервисы «шли ноздря в ноздрю».
  • На международный рынок компания не спешила, но «выступить в позиции условного "Яндекса", который отвоевал русскоязычную аудиторию, все шансы были». Поэтому Rutube стал искать выход на крупного покупателя, чтобы укрепиться. В 2007 году им стал холдинг «Газпром-медиа»: тогда он оценил сервис примерно в $15 млн.
Интерфейс Rutube в 2007 году
Интерфейс Rutube в 2007 году

Почему сделка погрузила Rutube в «эпоху застоя»

  • По словам близкого к холдингу источника, «Газпром-медиа» купил сервис не потому, что хотел его развивать, а просто чтобы «купить что-нибудь». Источник также считает, что сделка вдобавок ко всему могла бы вызвать вопросы у антикоррупционных структур.

«Кипрская фирма, подконтрольная топ-менеджменту «Газпром-медиа», зачем-то дала заём ЗАО “Рутьюб” под залог акций. Такие схемы могут использоваться, чтобы заёмщик потом специально не отдал деньги в срок — и акции остались у кредитора. Не знаю, для чего такая схема. Но предполагаю, что из тех потенциальных $15 млн до продавца дошла дай бог половина», — рассуждает источник.

  • Паулкин не решился однозначно оценивать политику нового руководства, но признал: «могло быть сильно лучше». По его словам, виновата тогдашняя некомпетентность руководства — оно не поверило в перспективность сервиса.
  • Волобуев, наоборот, уверен, что «Газпром-медиа» понимал, что «нужно заходить в цифру». И пытался сделать это силами ТНТ, который входил в структуру холдинга, назначив гендиректором Rutube Михаила Ильичева — бывшего директора департамента управления собственными станциями ТНТ. Просто Rutube в итоге позиционировал себя уже как «витрину ТНТ», говорит сооснователь.
  • Первый продюсер сервиса Аскар Туганбаев, в свою очередь, считает, что «Газпром» мог приобрести платформу по политическим причинам.

«В Rutube тогда [были] видео с протестов в Москве. Мы немножко палкой с гвоздём власть тыкали в бок: смотрите, есть такой видеоконтент — и всё это будет расширяться… Думаю, кто-то понял: если штуку не контролировать, в какой-то момент появится независимая площадка, на которой будет размещаться всякий политический контент. И, видимо, “Газпрому” дали команду это купить. Я так предполагаю», — размышляет Туганбаев.

Кто помешал своевременному расцвету Rutube

  • Участник первой креативной команды Rutube Роман Киселёв считает, что «Газпром-медиа» сознательно тормозил развитие сервиса. Тогда холдингом руководили Николай Сенкевич и заместитель Игорь Гойхберг. «[Последний] вёл непосредственно нас», — поясняет Киселёв.
  • Почти сразу после покупки — в 2008 году — холдинг отстранил первоначальную команду техподдержки и поставил вместо неё московскую, из-за чего «загрузка начала висеть». Киселёв считает это корпоративной диверсией. «Google как владелец YouTube через [Гойхберга] убрала конкурента. Его отблагодарили, дали, возможно, наворовать», — думает он.
  • Кисилёв говорит, что Гойхберг «умнейший человек, вопрос в том, в чьих интересах он работал». Ну а на замечание о том, что Гойхберг был всего лишь «замом», Кисилёв отвечает: Сенкевич учился на врача и в медиа пришёл «по протекции отца» (Юрия Сенкевича, ведущего передачи «Клуб путешественников»), так что вряд ли разбирался в деталях.
  • Паулкин настроен менее категорично. По его словам, сервисом управлял совет директоров, так что сказать, что все решения принимал единолично Гойхберг, он не может. В диверсию он тоже не верит: «Обычно хватает в нашей стране совсем других историй — просто банальной некомпетентности», — пояснил он.
По словам Baza, Rutube наращивает рекламные бюджеты, но пользователи жалуются, что он выдаёт старый контент за новый. Например, бой Никиты Джигурды с депутатом Госдумы Виталием Милоновым прошёл осенью 2021 года, а рекламируют его весной 2022-го
По словам Baza, Rutube наращивает рекламные бюджеты, но пользователи жалуются, что он выдаёт старый контент за новый. Например, бой Никиты Джигурды с депутатом Госдумы Виталием Милоновым прошёл осенью 2021 года, а рекламируют его весной 2022-го

Кто такой этот Гойхберг и где он сейчас

  • В 1987 году Гойхберг разрабатывал и тестировал аппаратуру для трансляции телесигнала в санкт-петербургском ПАО «Прибой». Через четыре года уволился и устроился в первое советское информагентство для молодёжи «ИМА-Пресс».
  • С 1992 по 1997 год развивал медиа в Санкт-Петербурге — газеты «Реклама Шанс», «Недвижимость Петербурга» и автомобильный журнал «5 колесо».
  • С 1997 по 2003 год отвечал за рекламу и маркетинг сети «НТВ-Интернешнл» в Европе, а в 2004 году стал начальником по развитию «Газпром-медиа». «В этом качестве — как развивающий перспективные направления — он и появился в Rutube», — поясняет Baza.
  • В 2013 году Гойхберг занял пост гендиректора ТНТ, но через полгода покинул его и медиабизнес. На «радарах» появился лишь в 2015 году — в Лондоне. Там он приобрёл две квартиры и пентхаус, которые тогда обошлись ему примерно в 3 млрд рублей.

Откуда у Гойхберга нашлись такие деньги, неясно, пишет Baza. По словам издания, за четыре года в руководстве «Газпром-медиа» всем топ-менеджерам заплатили втрое меньше этой суммы. А бизнеса или других мест работы у Гойхберга на тот момент не было.

  • Сейчас, как сообщает Киселёв, предприниматель живёт в Канаде, но основные деньги зарабатывает в России. С 2017 года он владеет 17% в «Типографском комплексе "Девиз"» — крупнейшем подобном предприятии на Северо-Западе с выручкой за 2021 год в 1,65 млрд рублей. При Гойхберге оно получило 45 госконтрактов на сумму 241,2 млн рублей.
  • У него также есть 33%-ная доля в санкт-петербургской фирме «Принт» — на базе «Типографского комплекса "Девиз"» — с выручкой 66,2 млн рублей.
Игорь Гойхберг. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.aprilclubnews.com%2Fpresentation%2F1409-tnt-eshchjo-odin-razryv-v-matritse&postId=456649" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">April Club News</a>, Baza
Игорь Гойхберг. Источник: April Club News, Baza

Какой Rutube сегодня — без Волобуева, Паулкина и Гойхберга

  • По словам пресс-службы «Газпром-медиа», у платформы из нулевых и сегодняшнего Rutube общее только название. Проекты разные как по функциям и коду, так и по контенту. Сейчас это экосистема и агрегатор UGC и лицензионного и оригинального контента.
  • На фоне «спецоперации» YouTube отключил российским блогерам монетизацию и блокировал каналы российских СМИ. А в России пошли слухи, что местные власти в ответ запретят сам YouTube. Это помогло привлечь новую аудитория на Rutube — теперь она составляет 25-26 млн в месяц, что заметно больше, чем в январе 2022-го, говорит гендиректор «Газпром-медиа» Александр Жаров.
  • 9 мая Rutube подвергся атаке от украинского программиста. Он раньше работал в компании, но его учётную запись забыли заблокировать. Через неё он вошёл в систему и модифицировал исходный код, чтобы данные из файлохранилища Rutube удалялись. Восстановить работу удалось только через два дня.

  • У Rutube есть коллекция обидных сравнений, пишет Baza: «мёртвая лошадь», «резиновая женщина», «безалкогольное пиво», «чемодан без ручки». А бывший директор сервиса Юрий Дегтярёв сравнил его с зомби: «Напоминает “Кладбище домашних животных”, комедийную версию. Там умирает любимая кошка. Её закапывают, а она возвращается в кривой форме. Все понимают, что с ней что-то не то, и её убивают».
В 2011 году Rutube позвал священника освятить сервера. В 2022 году, когда сервис восстановился после хакерской атаки, бывший гендиректор Дягтерёв пошутил, что сделать это помог тот самый обряд
В 2011 году Rutube позвал священника освятить сервера. В 2022 году, когда сервис восстановился после хакерской атаки, бывший гендиректор Дягтерёв пошутил, что сделать это помог тот самый обряд
6565
99 комментариев

Это когда он шел ноздря в ноздрю с YouTube?

34
Ответить

ну до 2011+- "по собственным ощущениям" в истории браузера было примерно поровну ссылок на ютуб и рутуб. основные видосы были вк

36
Ответить

Комментарий недоступен

22
Ответить

Привет, зумер

15
Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить

года до 2010 точно.
была мощная реклама и все блогеры дублировали видео, на самом ютубе эксклюзива было очень мало

10
Ответить

Может ноздря в ноздрю и не было, но до 10-х реально контент из русского ютуба почти весь дублировали и там. Плюс музыкальные клипы и какие-то передачи из ящика. Эксклюзив реально был. Но и надо понимать что тот ютуб был не такой как сейчас.

4
Ответить