Экономим грамотно: выбираем самую выгодную мультиподписку

Последние пару лет рынок подписок растет огромными темпами. По нашим подсчетам, в первом квартале 2022 года общее количество пользователей только экосистемных подписок выросло в 1,9 раз г/г. В результате на сегодняшний день хотя бы одну экосистемную подписку имеют 42,6% экономически активных россиян.

В чем причина такой взрывной популярности? Штука в том, что подписки выгодны и потребителю, и бизнесу. Если на пальцах, то первым подписки позволяют экономить на повседневных (и не только) покупках и снимают головную боль по выбору сервисов не первостепенной значимости (оформляешь подписку ради лучших условий по кредиту, а в довесок получаешь два кинотеатра — их и смотришь, не тратя сил и времени на выбор). Вторым же подписочная бизнес-модель сулит повышение коэффициента удержания клиента и рост LTV. Иными словами, подписки — огонь, все в плюсе. И рынок это чувствует.

Какими бывают подписки?

Для простоты мы оперируем тремя моделями: моноподписки, экосистемные подписки и мультиподписки. Разницу вы видите в таблице:

Экономим грамотно: выбираем самую выгодную мультиподписку

Зачем вам это знать? Понимание «основ» той или иной подписки полезно для того, чтобы понимать, в какую сторону она будет развиваться, в том числе, какие еще сервисы и выгодные оферы могут в ней появиться.

Например, ждать дополнительных выгодных предложений на другие категории от моноподписки — нерационально, на то она и «моно».

В то же время экосистемные подписки — удачный выбор для лояльных клиентов той или иной экосистемы. Во-первых, операторы таких подписок стремятся создать единую инфраструктуру для всех своих продуктов, что позволяет вам активнее экономить: например, баллами Яндекс Плюса, полученными за поездки в такси, вы можете оплачивать заказы на ЯндексМаркете. Во-вторых, экосистемы активно развиваются и интегрируют все новые бизнесы, которые также включаются в вашу подписку — причем часто без лишних доплат.

Наконец, мультиподписка выделяется на общем фоне своим потенциально безграничным объемом предложений. Если вы цените свободу выбора, предпочитаете иметь несколько выгодных предложений в каждой категории услуг и при этом не привязаны ни к одной экосистеме, мультиподписка подходит для вас идеально. Как и в случае с экосистемными, подписки этой модели развиваются экстенсивно за счет включения все большего количества партнеров и выгодных предложений. Так что, оформляя такую подписку, вы можете смело рассчитывать, что через несколько месяцев ваша кумулятивная выгода от нее только вырастет (при условии, что вы будете пользоваться и новыми услугами в подписке).

Как выбрать подписку?

Мы рекомендуем руководствоваться двумя критериями: выгодой и наполнением. С первой все понятно, почему важно наполнение?

При выборе своей идеальной подписки обращать внимание стоит не только на то, насколько дешевле становятся входящие в нее услуги, но и на то, сколько сэкономите именно вы, — а этот показатель зависит уже от того, что вообще в подписку входит.

Простой пример:

Есть подписка А и подписка Б. Подписка А стоит немного дешевле, и, судя по отзывам в интернете, позволяет экономить в месяц до 3 тысяч рублей. Подписка Б позволяет экономить всего 1,5 тысячи. При этом в подписку А входят популярная сеть фитнес-клубов, конные прогулки по центру города и ежемесячный набор шоколадок с доставкой. В подписку Б входят онлайн-супермаркет, онлайн-кинотеатр и сеть аптек. Если вы не фанат лошадей и спорта, то «супервыгодная» подписка А для вас ни о чем, и ваш выбор — по наполнению, а не абстрактной выгоде, — менее яркая подписка Б.

Пример, конечно, чрезвычайно утрирован, но мораль сей басни такова: всегда смотрите на наполнение подписки, за которое вы собираетесь платить, и просчитывайте выгоду именно для себя.

А какие вообще варианты?

Несколько дней назад Frank RG выпустили интересное исследование подписок, как раз с точки зрения их общей выгодности и — впервые — наполнения. Поскольку мы активно следим за этим рынком, мы проанализировали отчет компании и выделили из него главные инсайты. Которыми теперь делимся и с вами.

1. Портреты пользователя

Информация, полезная скорее для бизнеса, чем для пользователей, но оттого не менее интересная. Frank RG справедливо делит усредненного подписчика на два крупных сегмента: «обычный» и «цифровой» потребитель. Разница скорее концептуальна, чем стопроцентно истинна, но осознавать ее все равно полезно — ведь в зависимости от того, какой процент товаров и услуг вы покупаете онлайн, меняется и выгода от подписок.

В этом периоде неизменный лидер — Огонь, обогнавший с прошлого зачета СберПрайм+.

Экономим грамотно: выбираем самую выгодную мультиподписку

Причины мы видим две: СберПрайм в последние полгода потерял несколько предложений (например, по причине закрытия проекта из подписки выбыл Ситимобил) , а Огонь в свою очередь приобрел сразу много новых оферов за счет партнерства с VK Combo и подключения других отдельных партнеров. Это, кстати, возвращает нас к сравнению моделей подписок: если экосистема теряет актив, то экосистемная подписка становится беднее. Если мультиподписка теряет актив, то просто заменяет или компенсирует его новым из той же категории (в случае Огня, например, выбывший кинотеатр ivi компенсируется сразу двумя предложениями — Premier, который в подписке с самого начала, и Wink, пришедший с VK Combo) .

2. Рейтинг наполнения подписок

Интересный момент: в исследовании Frank RG предпочтения «портретов» (или по-умному «персон») не совпадают с топовыми категориям из общего рейтинга востребованности. Мы предполагаем, что связано это с разными методиками расчета. Востребованность сервисов определялась результатами отдельного онлайн-опроса, а предпочтения в портретах (электронные книги, облачные хранилища, фильмы в 4К и т. д.) скорее всего были взяты из детализации банковской розницы по клиентским сегментам. Представляете, сколько информации о себе и своих пристрастиях мы оставляем, просто оплачивая покупки безналом?

Экономим грамотно: выбираем самую выгодную мультиподписку
Экономим грамотно: выбираем самую выгодную мультиподписку

3. Как читать отчет, если вы выбираете подписку

В общем и целом, можно выделить две основные мотивации к приобретению подписки — и в зависимости от того, какой из них вы руководствуете, обращать внимание стоит на разные аспекты наполнения.

Сценарий первый: подписка для улучшения текущих условий

Вы являетесь клиентом банка А и хотите снизить ставку по кредиту и повысить ежемесячный кешбэк. В этом случае ваш оптимальный выбор — подписка, сотрудничающая с банком А. Тут стоит обратить внимание на то, что в контексте именно финансовых инструментов даже мультиподписки сегодня концентрируются вокруг услуг одного банка (у каждой банк свой). Например, в экосистемной подписке Tinkoff Pro весь финансовый сегмент предсказуемо закрывается предложениями банка Тинькофф Банка. В случае «Огня» центральным банковским партнером является Газпромбанк — именно от него исходят все выгодные финансовые предложения: по кредитам, депозитам, кешбэку и так далее. В общем зачете у «Огня» специальных оферов больше, и они разнообразнее, но если Тинькофф для вас приоритетнее, то, вероятно, вам придется пренебречь дополнительными выгодами «Огня» во имя повышенного кешбэка в Tinkoff Pro.

Сценарий второй: подписка для максимизации выгоды

Вы выбираете подписку по принципу наибольшей выгоды и готовы подстраивать свое потребление под оферы в подписке. Этот сценарий часто встречается в сегменте медиа: например, если вы хотите подписаться на «просто какой-нибудь» онлайн-кинотеатр, то обычно вы можете выбрать из большого числа плюс-минус равнозначных опций. Да, сейчас у каждого кинотеатра есть некоторое количество собственных проектов, но те же громкие зарубежные премьеры в духе «Дома драконов» обычно транслируются сразу на нескольких платформах (например, на Кинопоиске и Wink). Если этот сценарий про вас, тогда вам целесообразнее смотреть непосредственно на общую выгоду от каждой подписки. Согласно отчету Frank RG, лидируют по совокупной выгоде «Огонь» и СберПрайм+ — так что рекомендуем присмотреться именно к этим подпискам.

Подводя итоги

Мы уверены, что в ближайшее время российский рынок подписок будет только расти; по ожиданиям J’son & Partners Consulting, к 2024 году его объем достигнет 39.4 млрд рублей. Связано это со многими факторами: рост цифрового потребления, уход иностранных конкурентов, экономический кризис, выдвигающий на передний план решения и продукты, позволяющие экономить. Чем дальше в лес — тем больше выгодных предложений будет появляться в подписках. Уже сейчас выгода от их использования может достигать нескольких тысяч рублей — только представьте, что будет через пару лет.

5
17 комментариев

Да-да, типа нативно пропиарили свой «Огонь» (кто вообще такой нейминг придумал?)

Но, если делать нативку, то надо не сферического коня в вакууме рассматривать, а реальные пользовательские сценарии с подсчётом выгоды в рублях.

В общем, на слабую троечку маркетинг с пиаром потрудились — переделывайте

6
Ответить

А по-моему норм нейминг. Всяко лучше "Премиум плюс про".

1
Ответить

Первое правило избавься от ненужных подписок:)

1
Ответить

даже не первое, а основное)

1
Ответить

Жду превращение подписок в суперапы :)

1
Ответить

Я бы на месте ФАС начал бы обсуждение с лингвистами использования слов "выгодно","выгода" во всяких рекламах-определить можно ли его использовать когда ты только тратишь свои деньги (ну пусть меньше,но тратишь а не получаешь).

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить