{"id":13800,"url":"\/distributions\/13800\/click?bit=1&hash=494bcf8595527c8c9e734d9291ef1b1692fb7de6e7f241fd1532d02dbe17011c","title":"\u041b\u0430\u0439\u0444\u0445\u0430\u043a\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u00ab\u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb ","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"fb0a50bc-0a7b-535f-b137-b58b2208d639","isPaidAndBannersEnabled":false}

EdTech: трансформация рынка и сознания

Если работать удалённо — полбеды, то учиться — сложнее. Особенно школьникам. Всё упирается в проблемы экономического характера, особенности возраста и консерватизм системы в целом. Карантин обнажил проблемы глобальной цифровизации образования, выкатил новые тренды и поставил вопрос ребром — профессии будущего так и останутся фигурировать в рекламных слоганах, пока в настоящем не будет должных перемен.

Anna Kulp / Founder MOST business school

Во-первых, ещё не сформировалась привычка обучаться за счёт технологий. Вся энергия тратится на их освоение, приспособление к ним, а надо бы просто нажать кнопку, кайфануть от такой простоты и сосредоточиться на учёбе.

Во-вторых, стал очевиден факт цифрового неравенства. Часто говорят, мол, дети все в телефонах, в Интернете. Но на деле у большинства учеников и преподавателей нет соответствующей техники для обучения онлайн и проблемы с Интернетом. Это касается как индивидуального владения гаджетами, так и оснащения школ в целом. Например, Франция считается ведущим игроком IT-рынка, но даже ей не удалось избежать этих проблем.

При чём второй пункт плотно упирается в первый: техника и технологии для работы и обучения не являются одной из приоритетных статей расходов.

Несмотря на все эти сложности, в сфере EdTech в пандемию открылись заманчивые перспективы. При фактическом отсутствии социальной жизни офлайн, люди имитировали обычную рутину и любимые привычки в цифровом формате. Стало очевидно, что все возможные границы только в голове: можно спокойно штурмить в Zoom по понедельникам и там же сплетничать в режиме бара по пятницам.

Вновь открывшиеся возможности подтверждают и реальные цифры. По данным аналитической компании HolonIQ, за 2020 год в EdTech-стартапы было инвестировано 16,1 млрд долларов. Это в 2 раза больше, чем двумя годами ранее. Особенно круто рванула вперёд Россия. Такой рывок стал возможен за счёт новых аудиторий — школьников и студентов. По мнению специалистов, динамика на ближайшие 30 лет вырисовывается хорошая.

Зу­ме­ры идут за об­ра­зо­ва­ни­ем в соц­се­ти

Традиционная система образования терпит крах по многим пунктам — в том числе, по причине особенностей подрастающего поколения Z. Напомню, что это не те пользователи, которые часто заходят в Интернет, это те, кто из него не выходят. Их восприятие мира базируется на трёх китах: скорость, интерактив и мобильный телефон.

Увы, пока соцсетям нечего предложить зумерам в этом плане — вся реклама нацелена на развлечения и покупки. Между тем, поколению Z не чуждо желание учиться и набираться опыта, но у них чуть ли не с рождения сформирована потребность делать это определённым образом — эдакий замес TiK-Tok и МузТВ в одном флаконе — быстро, выборочно, клипово.

В общем, тут поле непаханое для идей и работы. Интересно, что масштабные платформы и образовательные мобильные приложения весьма условные конкуренты. Так как решают одну задачу абсолютно по-разному. А в большинстве своём разработчики и основатели держат курс на мировую арену. Поэтому конкуренция в этой области не такая жётская, как может показаться на первый взгляд.

Если отбросить сантименты и взглянуть на цифры, перемены неизбежны. Традиционная система образования нерентабельна и характеризуется низкой производительностью. Что мотивирует стартапы создавать новые продукты, а инвесторов — обеспечивать их ресурсами.

EdTech-стратапы

По данным аналитиков HolonIQ, в пандемию европейские образовательные компании поделились на три лагеря: половина из них сосредоточились на корпоративном обучении, остальные — на школах и университетах. А Америке разброс другой: 30% — корпоративный сектор, остальные 70% — студенты и школьники.

В Индии и Южной Азии рынок более чуткий, более молодой: отклик получает каждый, у кого сформирован спрос. Поэтому здесь распределение получилось равномерным. Интересно, что на конец 2020 года именно здесь было зафиксировано большее число стартапов-единорогов. Один проект для школьников Yuanfundao чего стоит, его оценивают в 15,5 млрд. долларов.

Если говорить про Штаты, то на ум сразу приходит языковая школа Duolingo. И дело не только в мировой популярности, но и в цифрах — сегодня стартап оценивается в 2,4 млрд. долларов. Udemy — ещё один американский единорог, маркет-плейс широкого спектра: от менеджмента до вокала. Оценивается в 3,3 млрд. долларов.

Доля российского рынка всего 1%. Но всё же это прорыв для российской системы. И я уверена, впереди много интересного. Единственное, со школьными проектами придётся повременить. Точнее работать-то на благо общества можно, а зарабатывать на этом — нет.

Причём дело не только в бюрократии, консервативности системы и особенностях бюджетирования школ. Онлайн-образование — это не учиться дома, это учиться по-другому. Это геймификация, виртуальная и дополненная реальность, и ещё десяток интерактивных форм вовлечения в процесс обучения.

Реалии сознания таковы, что гранит науки надо грызть. Готово ли современное российское общество принять тот факт, что учиться можно легко и играючи? Кажется, что сами родители внушают детям, что нужно корпеть и идти к знаниям через жертвы, страдания и боль. Большинство статей про школу — это практически инструкции по выживанию в ней.

Инвестирование в EdTech-стартапы

Я уже говорила, что конкуренция в образовательном сегменте видится мне не такой жёсткой, какой традиционно бывает конкуренция. А вот среди инвесторов идёт настоящая борьба за перспективные проекты. С другой стороны, толковые люди с хорошими идеями — всегда на вес золота.

Сморите сами. Инвестиционная активность в EdTech за 4 года до пандемии выросла с 2 до 8 млрд долларов суммарно за 4 года. А за один только 2020 год стартапы получили 16,1 млрд долларов. До пандемии крупнейшим игроком образовательного рынка был Китай. Сегодня Китай — это только 60% глобального рынка.

Что будет дальше

А дальше простенький домик знаний превратится в дворец. К 2025 году специалисты предсказывают создание полноценного онлайн-университета в его классической вариации. Разве что масштаб побольше — весь мир. Аналитики HolonIQ уже всё пересчитали: до пандемии они предполагали, что рост рынка к 2025 году составит 342 млрд. долларов, сегодня эта цифра — 404 млрд. долларов.

Таким образом, слоганам про профессии будущего суждено сбыться. И профессию будущего смогут получить все, кто заинтересован в росте и развитии. А самые предприимчивые смогут на этом заработать.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Dalakishvili

Образование в социальных сетях вообще тема интересная и сложная - может ли считаться блогер миллионник который запустил очередной курс/марафон/гайд площадкой онлайн-образования? Охваты больше чем у любой онлайн-школы. Но думаю оценить эту долю рынка сложно. Только по косвенным параметрам - активности подписчиков, например. Но можно прикинуть что суммарно это сотни миллионов рублей в год, что существенно для российского онлайн-образования

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kulp
Автор

Я очень четко вижу разницу между инфобизнесом (онлайн курсы в записи, марафоны, вебинары) и образованием (курс составлен методистом, подвержен Мин Образования, проводится живьем, практика предоставляется, а затем трудоустройство). Для примера, сейчас мы нанимаем 3-4 маркетинговых специалиста в месяц. Возьму ли я на работу человека с резюме, в котором десяток марафонов? Нет. И да, классическое образование сейчас поджаривается под диджитал, многие вполне успешно, но ведь цыплят по осени считают...
Мы в индустрии образования получим обратную связь, когда работодатели будут нас хвалить за выпускников или "возвращать их обратно". Также и с блогерами, запускающими курс. не все добегут до финиша. Ждем и наблюдаем! 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Dalakishvili

Вы пишите о том что образование в соц сетях поле непаханое. Серьезно? Поле перепаханное в доль и поперек и крапленое дурной репутацией бесполезных онлайн-курсов, обучающих гайдов от блогеров и телеграм-каналов с каперами. 

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kulp
Автор

Вы путаете инфобизнесовый прямой эфир на тему "делать деньги в инстике" и системный подход со работой над стратегией и аналитикой, чтобы потом устроится на работу в Амазон, например. 

Ответить
Развернуть ветку
Anatole Nav

Хотелось бы больше цифр и конкретных данных. Понятно, что этот рынок быстро растет, но сейчас многое растет запредельными темпами. EdTech не так прост и там много нюансов и чем он больше, тем сложнее и на модели и на фокус. 

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kulp
Автор

Ну вот HolonIQ крупными мазками обрисовал рост рынка, а мы сейчас подбиваем 2020, тогда смогу более предметно говорить в рамках конкретного проекта. Круто было бы сравниться с кем-то, вывели бы какую-то среднюю по больнице))

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 6 комментариев
null