Оптимизация бизнес-процессов: польза для малого и среднего бизнеса

В этой статье расскажу, почему оптимизация бизнес-процессов и процессов планирования — это забота не только крупных корпораций, но и небольших бизнесов.

Когда речь заходит об увеличении эффективности и оптимизации процесса, перед глазами всегда появляется картинка огромной компании с заводом, складами, магазинами и проч. Действительно, для таких бизнесов порой эффективность процесса — это тот самый случай, когда копейка рубль бережет.

Помню, как в одной из крупных FMCG компаний, где мне когда-то довелось работать, коллеги "оптимизировали" расположение товара на палетах: в результате выяснилось, что при изменении раскладки, товара на 1 палету влезает гораздо больше. В масштабах компании — это сэкономленные тысячи долларов. Кто от такого откажется, правда?

Однако не надо заблуждаться: ревизия процессов и их оптимизация приносит абсолютно столько же пользы малому бизнесу — разница будет заключаться разве что в инструментах, которые будут использоваться.

Как пример, чтобы сделать процесс контроля за расходами средств более прозрачным, большая компания займется внедрением SAP-а (или подобных аналогов) , а малая ограничиться подпиской на Финтабло.

Представьте онлайн-школу, в которой не систематизируются данные по ученикам (нет crm-ки, или самого просто Google Docs, где храниться базовая информация о том, кто какой курс проходит) и учителям (кто в какие часы и сколько может работать) , а информация по ценам и скидочным акциям никак не соотносится с желаемой маржинальностью. Как думаете, легко ли такой школе будет получать прибыль?

А если бы онлайн-школа провела аудит бизнес-процессов (лучше с привлечением консультантов, например, таких как мы) , она бы:

1. Упростила запись на курсы:

Автоматизация процесса записи на курсы и интеграция его с веб-сайтом школы позволяет потенциальным учащимся легко регистрироваться, предоставлять необходимые документы и быстро получать подтверждение. Это устраняет необходимость ручной работы, сокращает ошибки и обеспечивает беспрепятственный опыт для сотрудников и учащихся, тем самым улучшая конверсию в клиента.

2. Централизованно хранила данные:

Внедрение комплексной системы учета учащихся позволяет легко извлекать и эффективно управлять данными об учащихся. Это обеспечивает повышение уровня сервиса и своевременную коммуникацию и персонализированную поддержку.

3. Анализировала маржинальность продуктов:

Путем использования простых расчетов в Excel можно отследить где вы тратите больше чем нужно, где занижаете цены или где просто неэффективно распределяете ресурсы.

Если обобщать пользу, которую МСП (малый и средний бизнес) может получить от оптимизации своих процессов, то все сводится к трем вещам:

1. сокращение расходов

2. увеличение продуктивности сотрудников

3. улучшение уровня сервиса.

Все это непременно приведет к росту прибыльности, поэтому если вы еще никогда не анализировали свои бизнес-процессы, начните это делать уже сегодня.

22
Начать дискуссию