Почему финансовый анализ бизнеса не должен ограничиваться бухгалтерской отчетностью: совет предпринимателю
Бухгалтерская отчетность и такие показатели как доходы и расходы безусловно являются наиважнейшими индикаторами здоровья вашей компании (или вашего ИП), но, при всем уважении к Балансу, ОПиУ и ДДС, они упускают ряд важнейших финансовых метрик, о которых мы сегодня поговорим.
*есть многие другие показатели (например, операционные), но их оставим на потом
Если сгруппировать по категориям, то в бухгалтерской отчетности вы не найдете:
- исторических трендов финансовых показателей в нужной детализации
- специфические метрики прибыльности
- клиентские показатели
Давайте расшифровывать:
Бухгалтерская отчетность в основном формируется на основе транзакций (+100 рублей дохода, -50 рублей расхода). По итогам месяца/квартала/года мы видим сколько заработали, сколько потратили и проч.
Но мы не видим:
- есть ли сезонность у наших товаров/услуг (например, в летние месяцы продается гораздо больше мороженного, и производители должны быть во всеоружии, чтобы удовлетворить спрос и не прошляпить возможную прибыль)
- насколько эффективны наши скидки и промоакции и на каких продуктах они срабатывают лучше (чтобы в будущем не «сливать» рекламный бюджет)
- какая маржинальность у наших товаров/услуг: простыми словами, сколько денег у вас остается после продажи товара после вычета расходов на производство (чтобы не работать в минус)
- сколько денег нам в среднем приносит один клиент - этот показатель называется customer lifetime value (чтобы улучшать сервис и оптимизировать расходы на промо).
Если вы думаете, что все эти «модные» слова типо написанных выше customer lifetime value не для вас/ваш бизнес еще слишком маленький/*напишите сюда любую другую отговорку*, то вы просто упускаете возможность увеличить прибыль (да-да, к сожалению это именно так).
Несколько советов с чего начать заниматься финансовым анализом своего предприятия:
- храните и систематизируйте все данные (не надо сразу закупаться crm-ками и прочими программами, начните хотя бы с google docs и excel - как только наступит время закупиться ПО, спокойно загрузите туда свои .xlsx - сейчас все современные приложения имеют эту функцию)
- сделайте свой ресерч - посмотрите, какие за какими ключевыми показателями стоит наблюдать в вашей сфере и попробуйте собрать их на своих цифрах
- постепенно учитесь интерпретировать общие результаты (прибыль/убыток) через новые метрики («недопродали 100 штук мороженого, так как не учли сезонность» и проч.)
Ну и напоследок, чтобы не быть голословной, вот пара показателей, которые могут пригодиться продавцам на Ozon, Wildberries и прочих маркет-плейсах.
📊Следите за маржинальностью
Расчет «на салфетке»: из цены товара вычитайте расходы на его «производство», делите получившуюся цифру на цену и домножайте на 100 - чем выше показатель, тем лучше.
Фокусируйтесь на продаже товаров с бОльшей маржинальностью, думайте, что делать с теми товарами, где она низкая, или еще хуже - отрицательная.
💰 Эффективность скидок
Здесь есть несколько вариантов:
- рассчитайте эластичность спроса: проследите насколько % изменяется спрос на товар при изменении цены на сколько-то % - если в зависимости от скидки спрос не меняется, то зачем делать скидки, правда?
- сравните базовый спрос (базовый спрос = сколько (в деньгах) товара вы продаете без учета сезонности и скидок) и спрос, при наличии скидок и рассчитайте сколько вы заработали на каждый "скидочный" рубль.
❗Не старайтесь оценить эффективность скидок только одним показателем - скорее всего вы ошибетесь. Анализируйте данные в комплексе. То, что я написала выше - простейший пример расчетов. Перед тем как прописывать формулы, обязательно сделайте свой ресерч, или обратитесь за помощью к профессионалам.
#предприниматель #wildberries #ozon #финансовыйанализ #аналитикаданных #малыйбизнес #продажи #успех #финансовыйучет