5 лучших методов, как рассчитать стоимость стартапа на ранней стадии и до получения дохода

5 лучших методов, как рассчитать стоимость стартапа на ранней стадии и до получения дохода

Узнайте, как работает оценка стартапа, методы оценки стартапа и как правильно обосновать и увеличить оценку стартапа для привлечения средств.

  • Как оценить стартап на ранней стадии?
  • Как работает оценка стартапов?
  • Как обосновать оценку стартапа для сбора средств?

…и многие другие аналогичные вопросы, которые большинство основателей задают в начале своего пути по привлечению средств. Истина заключается в том, что не существует единого и общепринятого аналитического метода, с помощью которого венчурные и ангельские инвесторы могут определить реальную стоимость стартапа на ранней стадии.

Но прежде чем приступить к чтению статьи, предлагаем вам подписаться на рассылку InnMind — так вы сможете получать еженедельную информацию о развитии и росте Web3 стартапов на свой e-mail!

Как работает оценка стартапа

Каждый студент, обучающийся в финансовом колледже, знает, как рассчитать стоимость запущенного бизнеса, используя формулы, основанные на динамике продаж, доходах прошлых лет и других метриках.

Со стартапами на поздних стадиях это работает аналогичным образом. Но на ранней стадии еще нет выручки и других показателей роста, позволяющих дать разумную оценку стоимости бизнеса. Количество неизвестных и неопределенных факторов очень велико, что, безусловно, повышает коэффициент риска и делает традиционные методы оценки бесполезными на этом этапе. Бизнес-планы и финансовые прогнозы стартапов на ранней стадии не имеют под собой реальных оснований: это всего лишь "обещания", которые учредители дают инвесторам, чтобы продемонстрировать свой потенциал. Поэтому инвесторы могут оценить только перспективы и возможности команды основателей реализовать эти обещания.

Да, это очень субъективно и не поддается определению, и во многом зависит от интуиции инвесторов и их личного впечатления об основателях. Тем не менее, существует несколько методов, которые обычно используются многими венчурными капиталистами и финансовыми агентствами во время проведения комплексной проверки, которые помогают получить некоторые базовые рыночные цифры для оценки стартапа на стадии до получения прибыли.

Инвестиционная аналитическая команда InnMind проанализировала наиболее распространенные модели оценки стартапов и обобщила их, чтобы показать некоторые из них. Наиболее используемые методы оценки стартапов:

1. Метод оценки венчурного капитала

Наиболее распространенные стадии: посевная, серия A

Как правило, деятельность стартапа в первые годы работы, по большей мере, убыточна, поэтому данный метод ориентирован на прогнозируемую стоимость стартапа к моменту выхода инвестора из компании. Ключевую роль в этом методе играют 2 показателя: доинвестиционная оценка (оценка компании до получения инвестиций) и постинвестиционная оценка (оценка с учетом полученных инвестиций и количества лет, через которые инвестор выйдет из проект).

Методика оценки венчурного капитала проста, наглядна и основана на следующих уравнениях:

ROI = конечная стоимость/оценка после инвестирования;

Оценка после продажи = конечная стоимость / ожидаемая рентабельность инвестиций

Конечная стоимость: определяется как цена продажи компании в какой-то момент в будущем и может быть определена путем прогнозирования обоснованных ожиданий доходов в год продажи и оценки прибыли на основе этих доходов.

Ожидаемая рентабельность инвестиций: большинство венчурных инвесторов обычно ожидают 10-40-кратного возврата инвестиций (в соответствии с нормами отрасли для стартапов на ранних стадиях). С учетом приведенной логики расчетов, оценка до вложения инвестиций может быть получена следующим образом (цифры взяты в качестве примера):

Пост-инвестиционная оценка: 35 млн евро (конечная стоимость) / 20x (ожидаемая рентабельность инвестиций) = 1,75 млн евро.

Предварительная оценка: 1,75 млн евро – 300 000 евро = 1,45 млн евро.

2. Методология оценки системы показателей

5 лучших методов, как рассчитать стоимость стартапа на ранней стадии и до получения дохода

Наиболее распространенная стадия: Pre-Seed

Метод оценки системы показателей основан на сравнении исследуемого стартапа с аналогичными или конкурирующими компаниями на рынке с учетом множества факторов риска и корректировки средней оценки компаний, недавно получивших финансирование в данной сфере. Такое сравнение можно проводить только для стартапов одной отрасли и стадии развития, чтобы определить предварительную оценку (до привлечения средств).

При проведении оценки существует ряд факторов, которые должны быть учтены и определены в баллах для получения полной оценки. Оценка каждого фактора должна находиться в диапазоне от -3 (худший) до +3 (лучший). Полученный балл следует умножить на диапазон коэффициентов сравнения (см. ниже), чтобы дать каждому разделу определенный рейтинг, затем суммировать общий коэффициент и умножить его на среднюю предварительную денежную оценку для стартапа в данной отрасли.

Методология оценки системы показателей

«Это именно тот качественный метод, который я создал в свое время в Growthbase (но у нас было гораздо больше переменных и критериев оценки). Недостатком этого метода является то, что в нем нет информации о самом стартапе (один инвестор может оценивать команду иначе, чем другой инвестор) или о стоимости стартапа. Кроме того, этот метод может быть использован только для так называемых «подражателей», но не для инновационных стартапов, которые раньше не встречались. Многие из сегодняшних «единорогов», такие как SpaceX, Palantir, 10X Genomics, Vir Biotechnology, Databricks, Rivian и другие, провалились бы при такой оценке», — комментирует Кирилл Бабич, основатель агентства Malamute Startups, предприниматель, венчурный консультант и советник.

3. Метод суммирования факторов риска

5 лучших методов, как рассчитать стоимость стартапа на ранней стадии и до получения дохода

Наиболее распространенная стадия: Pre-Seed

Метод суммирования факторов риска, впервые предложенный TechAngels из Огайо, затрагивает гораздо более широкий спектр факторов риска, которые в конечном итоге определяют предварительную оценку стартапов на ранней стадии. Этот метод можно использовать в качестве первого этапа в оценке потенциальных рисков. Также его обязательно следует сочетать с другими методологиями оценки венчурных инвестиций. Большинство аналитиков индустрии выделяют следующие факторы, на основании которых проводится оценка:

Метод суммирования факторов риска

Каждый риск (см. выше) оценивается следующим образом:

  • +2 очень положительно влияют на рост компании и реализации выхода инвестора
  • +1 положительное влияние
  • 0 нейтральное влияние
  • -1 отрицательно сказывается на росте компании и реализации выхода
  • -2 очень негативное влияние на рост компании

Затем средняя доинвестиционная оценка компании до получения дохода на том же рынке корректируется в большую сторону на $250 000 за каждый +1 (+$500 000 за +2) и в меньшую сторону на $250 000 за каждый -1 (-$500 000 за -2).

4. Метод оценки Дэйва Беркуса

Наиболее распространенная стадия: Pre-Seed

Еще одним способом оценки стартапов на ранней стадии развития является так называемый «Метод Беркуса», разработанный инвестором Дэйвом Беркусом, который был известен как один из самых активных бизнес-ангелов в США, осуществивший более 180 инвестиционных вложений в технологии.

«Много лет назад, столкнувшись с аналогичной проблемой, в середине 1990-х годов я придумал метод оценки стоимости критически важных элементов стартапа без необходимости анализировать прогнозируемые финансовые показатели, за исключением случаев, когда инвестор верит в потенциал компании, которая к пятому году работы достигнет выручки более $20 млн», — так Дэйв Беркус описывает, как он придумал этот метод оценки стартапов.

Если взглянуть на его метод, то в нем можно выделить пять аспектов деятельности компании, которые необходимо оценить и присвоить каждому из них определенное значение:

5 лучших методов, как рассчитать стоимость стартапа на ранней стадии и до получения дохода

Метод оценки Berkus

Как видно из таблицы выше, этот метод учитывает ряд ключевых факторов риска, которые должны быть приняты во внимание, при этом пользователь этой модели может пересмотреть значение каждого фактора, изменив сумму, добавляемую ко всем аспектам, чтобы отразить более высокую или более низкую превалирующую среднюю рыночную оценку (т.е. чтобы все факторы в сумме составляли не $2,5M, а несколько иную сумму).

Помните: как только стартап начинает продавать и получать доход, метод оценки Беркуса, как и другие, описанные выше, перестают работать, поскольку использование фактических доходов для прогнозирования стоимости компании во времени будет гораздо более релевантными.

Посмотрите эксклюзивное интервью с Дэйвом Беркусом и Нелли Орловой, основателем InnMind, чтобы узнать больше об опыте Дэйва как бизнес-ангела и о том, как он придумал этот метод.

Оценка стартапа с Дэйвом Беркусом на YouTube-канале InnMind

5. Сравнительный метод стартапов

Наиболее распространенные этапы: Pre-Seed, Seed, MVP и первые продажи.

Наиболее распространенные стадии: Pre-Seed, Seed, MVP и первые продажи.

Этот метод основан на сравнении с аналогичными венчурными сделками и оценками на рынке.

Например: другой стартап, работающий в вашем секторе с аналогичной бизнес-моделью, недавно получил венчурное финансирование в размере €2 млн. Вы можете использовать данный эталон для оценки вашего стартапа, если он обладает определенным сходством в стадии, продукте, бизнес-модели или целевом рынке...

Как видите, оценка венчурного стартапа — достаточно сложная задача, поскольку она зависит от ряда труднодоступных внешних факторов и требует знаний специфики конкретной сферы, значительных временных и материальных ресурсов. Также существует множество вариаций общепринятых методов оценки, применение которых зависит от наличия определенных факторов. Таким образом, сочетание нескольких методов оценки стартапов дает более точную и глубокую оценку.

При оценке стартапов в InnMind мы не придерживаемся какого-либо одного из этих методов. Мы используем их комбинацию в качестве некоторого базового руководства как части общей системы оценки.

Чтобы получить объективную оценку, мы также учитываем множество дополнительных факторов, таких как биография основателей, их предыдущий опыт и знание отрасли, актуальность направления развития компании (даже на ранней стадии), наличие дополнительных преимуществ и т.д.

Онлайн-калькулятор оценки стартапа от InnMind

Чтобы помочь основателям, команда InnMind, совместно с аналитиками венчурного капитала и крупными инвесторами, разработала Калькулятор оценки стоимости стартапа — простой и эффективный инструмент, позволяющий оценить стоимость вашего бизнеса всего за несколько минут.

5 лучших методов, как рассчитать стоимость стартапа на ранней стадии и до получения дохода

Как работает расчет стоимости стартапа от InnMind

Вы можете ответить на вопросы о вашей текущей стадии и развитии и получить приблизительную оценку стоимости вашего стартапа, основанную на комбинации методов оценки и скоринговой модели InnMind.

Это не статичное исследование: вы можете поиграть с разными цифрами и посмотреть, как изменится ваша оценка в зависимости от разницы в показателях. Это должно дать вам более глубокое понимание того, как вы можете подтвердить текущую оценку или что вы можете сделать уже сейчас, чтобы повысить оценку вашего стартапа.

Вам не нужно платить за консультацию или ждать, пока результаты придут на вашу почту: ответьте на 10 вопросов онлайн и сразу же получите оценку своего стартапа — это правда просто, быстро и бесплатно!

11
реклама
разместить
Начать дискуссию