Где лежат ваши деньги: стратегия Голубого и Красного океана!

Кофейни, автомойки, барбершопы… Если вы сейчас в стадии выбора франшизы - эта статья обязательна к прочтению!

Где лежат ваши деньги: стратегия Голубого и Красного океана!

СЕРГЕЙ ЧУПРАКОВ
Серийный предприниматель, основатель федеральной сети по ремонту цифровой техники iDAMASTER.

Выбор ниши - важное стратегическое решение для предпринимателя. От этого зависит в принципе все: сколько денег надо инвестировать в запуск бизнеса, как быстро они вернутся и самое главное - когда бизнес начнет приносить реальную прибыль. Один из вариантов для правильного выбора — рассмотреть будущий бизнес в разрезе концепции Красного и Голубого океана.

Красный океан — это ниша любого традиционного бизнеса, где известны условия, игроки и целевая аудитория. Чтобы завоевать долю такого рынка, приходится работать в условиях жесткой конкуренции. Основной инструмент для этого – ценовая политика: для поддержания компании «на плаву» приходится снижать цены или давать скидки.

Голубой океан — это метафора свободного рынка, живущего по своим правилам. Компании, которым удалось попасть в него и удержаться на плаву, самостоятельно формируют спрос на свой продукт, устанавливают цены без оглядки на конкурентов и могут сами решить, как выстраивать взаимодействие с клиентами. В результате конкуренция не высасывает ресурсы из компании, и у бизнеса появляется возможность сфокусироваться на развитии.

Приведу простой пример.
Допустим, вам близка тема кулинарии и вы прямо сейчас смотрите в сторону франшизы пекарни, кофейни или чебуречной. Еще лет пять назад эта ниша была относительно свободна, находилась в зоне голубого океана. Особенно в регионах. С развитием франшизного направления, то есть умения упаковывать бизнес в готовые франшизы, в России кратно увеличилось количество компаний по этой теме.

Я не говорю о том, что рассматривать эту нишу не нужно. Важно понимать, как зарабатывать в высококонкурентных условиях. И быть готовым бороться за внимание и любовь клиента.

Рассмотрим пример из голубого океана — сервисный центр по ремонту мобильной техники. Назвать эту нишу абсолютно новой нельзя, такие услуги появились вместе со смартфонами. Но, конкуренции здесь практически нет.

Я уже рассказывал, с чего началась история сети Айдамастер - я в своем городе не нашел мастера для ремонта своего iPhone. Походив по полуподвальным, прокуренным мастерским, я так и не решился отдать туда телефон. То есть, у меня на тот момент был спрос, а качественного предложения на рынке не было.

На тот момент я уже был предпринимателем с многолетним опытом в разных сферах, поэтому идея нового бизнеса возникла сразу. Мы открыли свою первую точку, которая направлена не только на качество ремонта, но и в целом на высокий уровень сервиса, на заботу о клиенте.

Мы попали прямо в яблочко! Быстро вернули инвестиции и вышли на стабильный доход, масштабировали успех до сети в нескольких городах. Теперь наши сервисные центры упакованы во франшизу в нише, свободной от жесткой конкурентной борьбы.

Концепт двух океанов идея не новая. Но работающая. Примеров компаний, создавших голубой океан, – много: Ford, Apple, IKEA, McDonald’s. Но, несмотря на то, что все эти компании – крупные корпорации, стратегия голубого океана доступна даже небольшим предприятиям. Главное – качественно провести исследование рынка и найти незакрытые потребности. Мы сами прошли этот путь и убедились в его прибыльности.

Начать дискуссию