Что такое Малая технологическая компания (МТК) и чем она полезна

Осенью 2023 г. правительством были приняты документы, определившие порядок присвоения компаниям нового статуса.
Во-первых, это статус "технологической компании"; во-вторых - как подмножество этого первого статуса - статус "малой технологической компании (МТК)".

С позиций теоретической юриспруденции, это довольно значительное событие. Нечасто в гражданском законодательстве России появляются новые формы: ранее в этой сфере были закреплены понятия (1) "малое инновационное предприятие" (и оно относилось только к старт-апам при университетах, точнее даже, не при них, а к учрежденным ими) и (2) "малый бизнес" как таковой - с 2007 г., 209-й ФЗ.

Краткая предыстория такова: летом 2022 года Президент проводил заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Начали с ещё доковидных планов по цифровой трансформации всего и вся, квинтэссенцией которых тогда стал согласованный список т.н. сквозных (цифровых) технологий.
Вице-премьер Белоусов отметил, что соглашения с компаниями-лидерами о развитии сквозных технологий реализуются непросто и неравномерно. В связи с чем предложил, третьим пунктом:
"В части поддержки развития технологических стартапов: нормативно закрепить в законодательстве понятие «малая технологическая компания» прежде всего для
большей адресности мер поддержки,
расширения права на риски для таких компаний,
дерегулирования и снятия административных барьеров.
На базе одного из действующих институтов развития, например «Сколково» совместно с Фондом НТИ, развить компетенции доращивания технологических стартапов высокой степени зрелости. Как отмечалось, сегодня поддержка институтами развития стартапов сосредоточена как раз в основном на ранней и средней стадиях их зрелости
"

Честно говоря, из стенограммы осталось непонятно, например, права на какие именно риски предлалось расширить. Потому что действующее законодательство и так не сильно ограничивает риски, которые могут брать на себя предприниматели. Но ладно - человек, возможно, спешил и сокращал что-то из своих фраз. Скорее всего, в контексте стимулирования корпораций-гигантов к вложениям в инновации имелось в виду, что расширят "лимиты на риски" не для МТК, а на МТК; чтобы условный Ростех или Россети могли, не спотыкаясь об нормативные и прочие рогатки (которые вокруг и внутри них возвели, надо сказать, во множестве!), инвестировать в такие компании. В этой нашей гипотезе получается, что расширение права на риски было предложено для госкорпораций, а не старт-апов.

В ответ Белоусову президент бизнес-ассоциации "ОПОРА России" Калинин напомнил о давней проблеме, которую он предложил наконец-то решить в контексте тех изменений, которые принесёт за собой введение понятия МТК: "... самое главное, нет обязательной обязанности научных и образовательных учреждений передачи накопленных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в коммерческий оборот ... Чтобы те накопленные РИД, а они значительные есть, в образовательных учреждениях, в научных учреждениях могли коммерциализироваться. Чтобы малый, средний бизнес, создаваемый на базе этого закона, мог гораздо активнее регистрировать предприятия и вводить эти российские наработки в коммерческий оборот. Для нас это очень важно".

Белоусов в ответ на этот ответ предложил: "... определиться вообще с судьбой малых инновационных компаний (МИК / МИП). Потому что в своё время, когда был принят этот закон (т.е. в 2007 г.), они начали в очень большом количестве расти. Там была предусмотрена налоговая лесенка. Когда они достигли, так сказать, высшей ступени, перешли, они очень быстро все остановились, и практически их сегодня не существует (!) по той простой причине, что у них соучредители – вузы, и это оказалась не очень гибкая форма. Надо подумать, как это сделать"

По итогам заседания 1 сентября 2022 года родились, как положено, поручения. В них правительству было указано определить понятие Т.К., а из смысловых акцентов, заявленных на заседании, в поручениях остался лишь один - это адресность мер господдержки. С судьбой вузовских "дочек" никто определяться не пожелал... С судьбой (вроде бы) огромного багажа интеллектуальной собственности, накопленной в государственных университетах и НИИ - тоже.
Поэтому реакция бюрократического аппарата была предсказуемой: раз поручено повысить и углубить адресность - значит, вводим т.н. реестровую модель регулирования. Или, человеческим языком, чтобы условный Ростелеком не ошибся адресом и, упаси боже, не инвестировал в "недостойную" МТК... разрешим ему инвестировать лишь в те юрлица, которые внесены в список (реестр), который составляем мы, чиновники. При этом мы снимаем с себя ответственность, перенося её на специально обученных экспертов, которые и будут проводить экспертизу каждой компании перед включением её в реестр.
По сведениям новостного агентства, над законопроектом совместную работу осенью начали Минэкономразвития, Минфин, Минпромторг, Минцифры, Минобрнауки, «Платформа НТИ», ВШЭ, «Сколково», Фонд инфраструктурных образовательных программ, ФСИ и Иннопрактика.
На этом этапе бизнес в целом позитивно отнесся к концепту, отмечая, прежде всего, что инновации не должны сужаться лишь до ИТ, и что поправки в законодательство помогут стимулировать и химические, и физические, и строительные, и прочие старт-апы, а не только айтишников.

Прошло более полугода. В бюджете изменились приоритеты, и в целом быстро меняющаяся макроэкономическая и политическая обстановка сыграли свою роль. К маю 2023 года законопроект был внесён в парламент, и довольно быстро прошел Государственную Думу; депутаты нарастили объем текста в несколько раз, уточнив и конкретику мер господдержки, и ответственность за нарушения и несоблюдения. Ответственность за реестр лежит на Минэкономразвития, и он стал частью АИС "Экономика". 4 августа 2023 года новый закон № 478 "О развитии технологических компаний в Российской Федерации" был подписан и вступил в силу через 90 дней. Правительство к ноябрю 2023 года приняло к нему свои подзаконные акты, назначив центры экспертизы - три штуки - и описав порядок ведения реестра.

Уже в декабре 2023 года статус МТК впервые был присвоен по вновь введенной процедуре, силами Сколково.

Дело за малым ) За теми самыми более адресными мерами господдержки, ради которых всё это затеяно.

Тут нам видится 2 основных варианта:
1) на ТК/МТК будут распространены те меры поддержки, которые доступны аккредитованным ИТ-компаниям, т.е. снижение налоговой нагрузки, доступ к госзакупкам, отмена инвазивных проверок;
2) чиновники вспомнят всё-таки о стартовой дискуссии лета 2022 года и простимулируют всё сообщество госкорпораций (а то и весь крупнейший бизнес) к активным вложениям в или партнёрствам с МТК, а все вузы и НИИ Академии наук - к передаче ныне омертвлённых разработок из их "закромов" в МТК, для бодрой коммерциализации.

Внесем в этом месте коррективу: еще в декабре 2022 года на следующем заседании того же Совета тот же вице-премьер уже совсем по-другому описывал цели и задачи тех же МТК: "в Правительстве силами Минэкономразвития создан цифровой реестр малых технологических компаний.
Сделано это для чего? Сделано это для того, чтобы это была витрина для потенциальных инвесторов.
И я сегодня как раз буду вечером встречаться с членами бюро РСПП, буду их уговаривать повнимательнее посмотреть на этот реестр. В этом реестре уже 10 тысяч стартапов, причём там записи каждого стартапа – его бизнес-история, проекты, которые он ведёт, технологическая зрелость, рыночная зрелость, инвестиционная зрелость – так называемые TRL, MRL, IRL и целый ряд другой информации, подготовленной на языке инвесторов. Сделано это ровно для того, чтобы подключить компании дополнительно к реализации этих проектов
"
Т.е. вариант №2 может быть ближе к реализации, и упоминание РСПП вселяет надежду, что дело не ограничится приказом сверху на все госкорпорации работать с МТК.

Если Ваша компания за последние 3 года получала в какой-либо форме господдержку - хотя бы на уровне льгот по налогам и взносам - проверьте свой ИНН в этом новом реестре, точнее, на Витрине стартапов.
Если Вы не нашли себя, напишите - попробуем помочь

Начать дискуссию