Заявление профильного министра о прекращении выдачи грантов ИТ-компаниям на разработки

1 ноября было опубликовано выступление на конференции Министра цифрового развития России, одну цитату из которого разнесли стремительно буквально на все новостные ленты: Минцифры откажется от продолжения выдачи грантов в IT-сфере на проекты в области импортозамещения как от одного из видов прямой поддержки компаний...

Что означает это заявление?
И что в целом происходит в системе господдержки ИТ-сектора нашей страны? Остаётся ли она вообще, и - если да - то в каких формах?
Постараемся помочь разобраться.
Одной из коммуникационных проблем власти является разрозненность заявлений, нормативных документов, межведомственная разобщённость, наслаивающаяся на склонность "не оглядываться на прошлое", т.е. не извлекать открыто и гласно уроков из опыта прошлых лет, в частности, не анализировать ранее делавшиеся заявления и отклонения от них в реальности, хотя бы на уровне "план - факт".
В такой ситуации может помочь грамотно организованный (и постоянно пополняемый) навигатор.
Вот только где бы его взять...
Поэтому поясним ЛОГИКУ происходящего, как мы её понимаем. Зачем и почему принимаются решения, какие варианты при этом рассматривались властями, какие дискуссии имели место.

Итак.
Ко второй половине 2010-х гг. действовавшее тогда правительство выстроило линейку мер поддержки ИТ (и инноваций в целом), следуя определенной логике.
Приоритетом в той логике являлась непрерывность линейки, т.е. покрытие всех запросов от ИТ-компаний, на любые размеры финансовых ресурсов (если для простоты посмотреть только на такой вид мер - выделение ресурсов из бюджета).
Также принципиальным являлся открытый доступ к системе для любых заявителей - пороги и барьеры были снижены (а то и устранены), поскольку инициатива отдавалась самому рынку, в виде предпринимательской энергии владельцев и руководителей ИТ-компаний.
В том, что касается грантового финансирования, можно было выделить линейку ФСИ - Сколково - РФРИТ (по нарастающей, в смысле выделяемых сумм), с добавлениями в нее веселых сообществ НТИ / АСИ, в какой-то степени РНФ, и, время от времени, ad hoc программ гос.университетов и гос.корпораций, как правило, по выращиванию стартапов.
В пространстве инвестиций и займов к вышеупомянутым структурам можно было добавить ФРИИ и фонды РВК, ВЭБ-Инновации/Венчурз, Роснано (до примерно 2018 г.) а также работающую в том или ином виде с 2009 г. спец-секцию Московской биржи, где можно подаваться на "облегченную" версию IPO.
Для тех, кто фокусировался на внешних рынках, работал РЭЦ.
Старожилы рынка могут припомнить также фонд "Росинфокоминвест" при профильном Министерстве.
Помимо общероссийских структур, в некоторых регионах действовали свои, локальные дополнения и партнерства. К примеру, в Москве с 2013 г. работает Агентство инноваций.

С 2020 г., после смены правительства, система господдержки инноваций (и ИТ в частности) начала трансформацию, включая (в какой-то мере эмпирический) поиск новой логики, и к концу этого года - будем надеяться - обрела её. Обрела и, что немаловажно, апробировала.
Эта логика отличается от ранее принятой по двум вышеуказанным параметрам.
Во-первых, она не полагает обязанностью государства обеспечивать непрерывность покрытия. Т.е. если для какого-то запроса в этой линейке не будет годного ответа, то это не считается критической проблемой.
Во-вторых, она не полагается на инициативу со стороны ИТ-разработчиков, а выстраивает предложения господдержки (в т.ч. ресурсов) вокруг своих приоритетов, сформулированных государством либо напрямую, либо через институты развития. Т.е. сейчас стало меньше шансов зайти, что называется, "с мороза", с какой-то свежей идеей (по функционалу продукта, по отрасли применения и т.п.), и найти то окно, где её готовы будут рассмотреть.
Видно, что эти ключевые отличия объединяет одно: система господдержки стала более директивной. Нет, это не убеждения типа "мы лучше знаем, какие ИТ-продукты нужны в нашей стране - и это ваши проблемы, если вы делаете что-то другое". Но где-то, можно сказать, на полпути к подобным убеждениям.
Госресурсы --> в госприоритеты.
Также, нельзя не отметить, что в системе добавилось пристального контроля и довольно инвазивных инструментов для этого.

В принципе, из перечисленных ранее аббревиатур в новой системе не выпал никто. Разве что РВК погрузилось в процесс оптимизации (совместно с курирующим её теперь РФПИ), и пока что не выходило оттуда с новыми идеями.
А система экспортной поддержки, например, стала даже более активной: это и рост линейки у РЭЦ и "цифровые атташе" при посольствах России.
На самом деле, у мер господдержки теперь даже добавилось операторов: ВЭБ.РФ теперь, после оптимизации институтов развития, активно вошёл на эту поляну (он управляет РФРИТ, Сколково, ВЭБ-Венчурс), РФПИ управляет деятельностью РВК, Миннауки РФ запустило программу "Приоритет-2030", в рамках которой отобранные гос.университеты прямо мотивированы на вложения в НИОКР. Всё время придумывает какие-то новые меры Корпорация МСП.

Если вы - ИТ-компания, планирующая обратиться к мерам господдержки, то как вам ориентироваться в них теперь, учитывать эту новую логику?
Во-первых, если вы делаете это впервые, то для вас в основном будут вероятны победы на конкурсах с довольно скромными суммами.
Почему? Потому что на вас хотят посмотреть в деле, съесть вместе один-другой пуд соли, и уже по итогам принять решение о солидности вашего дела и о перспективах его дальнейшего развития.
Во-вторых, госструктуры всё больше полагаются на пресловутые (инвазивные) инструменты, которые позволят держать всю компанию - и получаемые ею средства - как на ладони.
О каких инструментах речь?
Это предпочтения к акселерации проектов - перед тем, как решать, стоят ли они какой-то материальной поддержки.
Это расстановка приоритетов через стимулирование - а всё чаще и прямое финансирование - самих заказчиков, потребителей ИТ-продукции, стимулирование их объединяться - в основном, по отраслевому признаку - и согласовывать "коллективные отраслевые ТЗ", т.е. наиболее критические запросы, наказы от рынка о том, в чём именно наблюдается острый дефицит, в чём государству имеет смысл прийти и подставить плечо.
В-третьих, власти теперь сами формулируют перечни наиболее актуальных тем, например, в сфере импортозамещения ПО. И если ваши разработки не попадают в какую-либо из этих тем, то вам будет сложнее. Не невозможно, но сложнее.
Перечни эти довольно гибкие, живые, но - увы - не всегда в нужной степени прозрачные и чётко сформулированные. Между ними есть пересечения, и, напротив, "слепые зоны".
Например, на момент написания статьи в перечень входят: микроэлектроника (здесь и далее - в логике "всё для...") вкл. телеком-оборудование, беспилотники, стройкомплекс, нефтесервис, и - оно звучит перпендикулярно к иным классификаторам, но... как есть... - остромодный ИИ, Искусственный Интеллект, а также кибер-безопасность.

Этот перечень не полный, мы дали его, чтобы поделиться с вами общим пониманием складывающейся логики господдержки.
Это, скорее всего, суммарный результат нескольких лет манёвров и подковёрного лоббизма, скорректированный на тот реальный объём ресурсов, которые бюджет политически готов выделить на ИТ-отрасль.
Вот свежий пример приоритетов от ВЭБ.РФ.

Переходим к рекомендации по алгоритму действий:
1. Готова ли ваша команда - вся в полном составе, либо та часть, которая занята конкретным ПО, на которое нужно привлечь грант - поступить в (бесплатный) акселератор и пробыть там, как минимум, несколько месяцев?
Это не всегда влечет за собой физически перемещение в офис источника ресурсов; но уровень контроля (трекинга и т.п.) будет примерно таким же, как и в случае переезда. Весьма вероятно, вы будете чувствовать себя студентами, которых отбирают к олимпиаде, в условиях интерната )) И, да, это включает в себя то, что вас будут учить - даже если вы вполне взрослые и солидные дяди и тёти...
ДА / НЕТ
2. Можно ли вашу разработку отнести к одной из тех приоритетных тем, которые определило государство?
ДА / НЕТ
3. Готовы ли вы получать поддержку из бюджета не напрямую, а косвенно, через финансирование ваших клиентов - на покупку и внедрение ваших разработок?
Предполагает ли ваш продукт в принципе продажи крупным корпоративным или государственным структурам, или малому бизнесу (МСП)? Или он про В2С?
ДА / НЕТ
Чем больше ответов ДА, тем больше шансов получить гранты.

Напишите, если у вас есть вопросы о том, соответствует ли ваше ПО текущей версии приоритетов.

Желаем хорошего, бесперебойного финансирования!

Начать дискуссию