Обязательная маркировка: ликбез для предпринимателей

Обязательная маркировка: ликбез для предпринимателей

Обязательная маркировка продукции функционирует на территории России с 2018 года. Целью ее введения было уменьшить количество контрафакта и гарантировать покупателю качество представленных на отечественном рынке товаров.

Благодаря обязательной маркировке удалось существенно пополнить российский бюджет — с 2019 по 2022 год он получил дополнительно 435 млрд рублей. В общей сложности в системе прослеживаемости уже зарегистрировано порядка 570 тысяч организаций.

В статье расскажем о функциях участников «Честного ЗНАКа», подробно остановимся на том, маркировка каких товаров обязательна, опишем параметры Data Matrix.

Обязательная маркировка товаров: функции и задачи участников «Честного ЗНАКа»

Чтобы начать работать в системе маркировки товаров, бизнесмены должны пройти регистрацию. Для этого им требуется:

  • Получить электронную подпись (усиленную квалифицированную). Услугу оказывает удостоверяющий центр ФНС РФ.
  • Инсталлировать на ПК СКЗИ и криптоплагин, чтобы работать с электронной подписью.
  • Пройти на интернет-страницу системы мониторинга, заполнить анкету, указать данные профиля участника.

После прохождения регистрации каждому бизнесмену предоставляется доступ в личный кабинет (ЛК), откуда совершаются все действия, связанные с маркировкой продукции. Дополнительно предприниматель подписывает два договора — с операторами системы мониторинга и фискальных данных. Также потребуется получить регистратор эмиссии (он нужен производителям и импортерам) и ПО «Станция управления заказами» (необходимо компаниям-изготовителям, оптовым и розничным продавцам).

Участники «Честного ЗНАКа» — производители, импортеры, представители торговли. Каждый из них выполняет определенные функции:

Обязательная маркировка: ликбез для предпринимателей

В процессе маркировки некоторых категорий изделий задействованы государственные учреждения и представители HoReCa (ресторанно-гостиничной сферы). В их обязанности входит:

  • проверка качества и наименования изделий, поступивших от поставщика;
  • подпись товарной накладной;
  • списание товаров с указанием средств идентификации.

Чтобы сообщать о переходе права собственности на изделия, все участники оборота маркированной продукции должны быть подключены к системе электронного документооборота. «Честный ЗНАК» предлагает воспользоваться сервисом ЭДО Лайт. ПО интегрируется в ЛК предпринимателя. Услуга бесплатная.

Товары, подлежащие обязательной маркировке

Перечень товаров, которые подлежат прослеживаемости через «Честный ЗНАК», закреплен в правительственном распоряжении № 792-р*. Обязательная маркировка уже распространяется:

  • на воду в упаковке (в том числе для детского питания);
  • лекарства;
  • табачную продукцию;
  • текстиль и одежду;
  • обувные товары;
  • изделия из меха;
  • парфюмы;
  • покрышки и шины;
  • фотопродукцию (аппараты для фотографирования и вспышки к ним);
  • «молочку»;
  • пиво и «слабоалкоголку»;
  • медизделия;
  • БАДы;
  • антисептики;
  • кресла-коляски;
  • напитки, не содержащие алкоголя.

Есть также группы товаров, которые еще не прослеживают через систему обязательной маркировки, — для них пока только проходит эксперимент. Это:

  • изделия из титана;
  • икра (осетровая и лососевая).
Обязательная маркировка: ликбез для предпринимателей

А вот для велосипедов «пилот» уже завершен. Предполагается, что обязательная маркировка товаров средствами идентификации начнется в сентябре 2024 года.

Обязательная маркировка изделий: штрих-код Data Matrix

Обязательная маркировка изделий задействует в качестве идентификатора двухмерный штрих-код Data Matrix. Его параметры утверждены российским национальным стандартом*. Средство идентификации состоит из квадратных модулей. Левая и нижняя стороны символики — это непрерывные линии, формирующие L-образную границу. Она служит для определения размера и возможной деформации штрих-кода. У Data Matrix две составляющие:

  • Код идентификации (включает GTIN продукции и индивидуальный серийный номер товара).
  • Код проверки (имеет 4 знака). Защищает от подделки.

В двухмерном коде зашифрованы важные сведения об изделии: его состав, страна, дата и место производства, наименование изготовителя и другие.

Обязательная маркировка товаров предполагает, что средство идентификации может быть нанесено одним из трех методов:

  • Типографским — предприятие заказывает печать двумерных символик непосредственно на упаковки. На производство тара поступает уже со средствами идентификации.
  • Этикетированием — печать кодов осуществляется на наклейках. Их тоже можно заказать в типографии или распечатать самостоятельно на специальном принтере.
  • Прямым нанесением — процесс происходит непосредственно на производственной линии. Средство идентификации наносится методом прямой печати.

По правилам маркировки товаров, штрих-код должен быть на каждом изделии.

Обязательная маркировка продукции: оборудование для работы с системой прослеживания

Выбор устройств для работы и взаимодействия с «Честным ЗНАКом» связан с ролью участников оборота товаров в системе мониторинга:

Обязательная маркировка: ликбез для предпринимателей

Дополнительно для автоматизации учета товаров предприниматели могут приобрести терминал сбора данных (ТСД) — миниатюрный мобильный компьютер со встроенным считывателем, позволяющим сканировать штрих-коды. Устройство используется для сбора сведений о продукции, их последующей обработки и передачи в базу данных.

Обязательная маркировка: ликбез для предпринимателей

DataMobile и программный модуль Маркировка — ПО для автоматизации учета товаров по штрих-кодам

Для автоматизации учета товаров на терминал сбора данных нужно установить специализированное программное обеспечение DataMobile — отечественную разработку, входящую в Единый реестр российского ПО. Помогает упростить и ускорить:

  • поступление изделий на склад;
  • проведение инвентаризации продукции;
  • сбор товаров в заказ;
  • адресное хранение и другие процессы.

Программное обеспечение имеет удобный и простой интерфейс, настраивается без программирования (параметрически).

Дополнением к DataMobile служит программный модуль Маркировка — он необходим для учета товаров, прослеживаемых через «Честный ЗНАК». При добавлении в систему новой продукции ПО обновляется автоматически. Функции программного обеспечения:

  • разбор двухмерного кода и идентификация изделий;
  • получение расширенных сведений о продукции;
  • проверка кода маркировки товаров на уникальность;
  • контроль срока годности товаров.

DataMobile с программным модулем Маркировка интегрируется со всеми конфигурациями 1С, а также с другими системами учета изделий.

DataMobile Маркировка – программа для маркировки товаров

Итог

В России расширяется обязательная маркировка товаров — перечень пополняется новыми категориями. Какие изделия подлежат прослеживаемости, решает Правительство РФ. Контроль за соблюдением предпринимателями необходимых требований закреплен за Роспотребнадзором.

Для работы с маркированной продукцией и передачи сведений в «Честный ЗНАК» бизнесменам нужно специальное оборудование. Среди них сканер штрихкодов, который сканирует двухмерную символику при приемке и продаже изделий. Для автоматизации бизнес-процессов в торговле, сфере услуг, на производстве нужно приобрести терминал сбора данных и установить на него ПО DataMobile.
Звоните по номеру +7 (495) 980-10-69 или оставляйте заявку на сайте — поможем выбрать версию DataMobile и ТСД для учета маркируемых товаров. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Начать дискуссию