Канцеляризмы — главный киллер хорошей презентации
Хотели как лучше, получилось как всегда.
Самое чёткое описание использования в презентации (или любом другом инструменте коммуникации) канцеляризмов — оборотов, которые неизменно ассоциируются с официозностью и занудством.
Конечно, никто не использует канцеляриты, чтобы сделать хуже и заставить слушателей зевать. Наоборот, это способ показать свою солидность и серьезность.
Чего греха таить, у каждого из нас найдется парочка фирменных оборотов для «очень важных переговоров». К сожалению, когда их звездный час настает, вместо ожидаемого восторга зрителя мы наблюдаем скучающие лица.
Было бы смешно, если бы не было так грустно.
Люди не читают презентации и тексты, а сканируют их
И если текстовый блок «напрягает», наш ленивый мозг подаёт команду валить отсюда немедленно и искать что попроще.
Итог: важный смысл либо скрыт, либо потерян. А вы, быть может, так старались, чтобы изложить суть красиво, убедительно и презентабельно.
Ещё одно любопытное наблюдение: канцеляризмы — это способ не брать на себя ответственность.
«Мы вас услышали, взяли информацию в работу и непременно постараемся учесть все озвученные вами рекомендации» = «Ничего не обещаем, конечно, но что-то сделать попробуем»
Наш язык богат и могуч настолько, что одним словом можно рисовать картины и вызывать бурю эмоций.
Так зачем делать выбор в пользу бесполезных штампов, если каждый из нас — творец, способный создавать уникальные (и, главное, понятные) комбинации?
Покажу один пример, чтобы вы на себе ощутили тяжесть канцеляритов.
Было:
Вы что-то поняли?
Стало:
Так-то лучше! Чётко и ясно 👍
Как понять, что и вы «закопались» в канцеляризмах?
Главные признаки:
- Вытеснение глаголов существительным, причастием/деепричастием. Использование отглагольных существительных (-ние, -тель)
- «оформление» вместо «оформлять»
- анализируя рынок, можно заметить…
- Получается фраза, неестественная для разговорной речи
подводя итоги, важно сказать о том что
- Нагромождение существительных в косвенных падежах
- Конструкции с производными предлогами
в целях улучшения; во избежание недоразумения
- Устойчивые речевые обороты
принять меры; за истекший период
Руководство по переводу со скучного на человеческий
1. Понимаем, что вы на самом деле хотите сказать
Первый шаг — это выделить основную мысль.
• Что вы хотели сказать на самом деле
• Заменой каких «человеческих» слов и выражений являются канцеляризмы?
2. Упрощаем
Зачем использовать 3-4 слова, если можно обойтись одним? Краткость — сестра таланта.
• Не имеется никаких оснований — нет оснований
• Обладает способностью — способен
• И так далее :)
Чем проще вас понять, тем большее влияние вы можете оказать на зрителя/слушателя.
3. Перестаем избегать глаголов, особенно в активной форме
Глаголы обладают огромной силой. Они показывают действие, а не намерение. И если вы хотите убеждать, вам нужно взять на себя ответственность.
• «Проведение рыночного анализа» = «Анализируем рынок»
• «Мы осуществляем контроль» = «Мы контролируем»
И не бойтесь быть проще. Нарочитое усложнение — не признак интеллекта и таланта, а лишь обреченная на неудачу попытка придать вес своим словам 😉
Другие секреты идеальных слайдов ищите в моем Телеграмм-канале:
А если вам нужна презентация для развития бизнеса или привлечения инвестиций, пишите сюда: