Подкаст «В ручном режиме»: Григорий Загребельный, Ingate #vol1

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee запускает подкаст «В ручном режиме». Вместе с приглашенными экспертами мы обсудим, как пережить кризис, что будет с digital-рынком и где брать клиентов в новых реалиях.

Подкаст «В ручном режиме»: Григорий Загребельный, Ingate #vol1

Ведущий подкаста — Алексей Романенков, генеральный директор сервиса Rookee.

Гость первого выпуска — Григорий Загребельный, руководитель отдела исследований и разработки новых продуктов Ingate.

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK, слушать подкаст на Яндекс.Музыке.

Алексей: Всем привет, пара слов о том, что это вообще такое. Мы начинаем подкаст «В ручном режиме» от Rookee. Rookee — это платформа, предназначенная для продвижения малого и среднего бизнеса. Мы этим занимаемся уже больше 12 лет по очень разумным и доступным ценам.

Учитывая геополитическую обстановку и ежедневные новости о том, что те или иные сервисы перестают работать в России, наши клиенты всё чаще спрашивают: Что делать? Что будет? Как теперь продвигаться? Действительно, бизнес не может стоять на месте, поскольку это приведет к его исчезновению. Поэтому Rookee решили сделать серию коротких подкастов с различными экспертами, пережившими уже не один кризис: 1998, 2008, 2014 и 2019 годов.

Сразу хочется отметить, что выход из нынешней ситуации НАЙДЕТСЯ. Он есть!

Первый гость нашего подкаста — Григорий Загребельный, возглавляющий отдел исследований и разработки новых продуктов компании Ingate. Кому, как не Григорию и его команде, реагировать на появляющиеся вызовы и предпринимать меры по замещению тех или иных «выпадающих» с рынка инструментов.

Первый вопрос о текущей ситуации: Гриша, что всё это значит для digital?

Григорий: Значит это следующее: некоторые инструменты выпадают с рынка, а аудитория, пользующаяся этими инструментами, начинает замещать их новыми. Следовательно, не стоит рассчитывать на то, что Яндекс.Директ или myTarget станут дешевле. Скорее те, кто пользовался другими соцсетями, перейдут на ВКонтакте, а пользователи Google перейдут на Яндекс. Безусловно, сейчас есть тематики, которые проседают и рекламные вложения на них сокращаются, но к ним относятся далеко не все. В этом можно убедиться, посмотрев наше исследование на основе реальных данных достаточно большого количества сайтов и тематик. Это исследование мы сегодня подарим нашим слушателям.

Алексей: В таком случае не буду уточнять, что растет, а что падает. Ответы на эти вопросы будут в исследовании. На самом деле, ты меня удивил тем, что аукцион не остывает, несмотря на наши ожидания.

Григорий: К сожалению, что касается оставшихся инструментов, аукцион на них и не собирается остывать.

Алексей: Потому что место выпавших платформ, таких как Google, TikTok и пр., займут другие — Яндекс, ВК, myTarget? Т. е. бизнесы будут идти туда, где работает, и будут искать выход из нынешнего положения, следовательно, все бюджеты перенаправят на работающий инструмент?

Григорий: Абсолютно верно.

Сейчас на первый план выходят инструменты, которые рынок не привык рассматривать, как рабочие.

Это myTarget, про который ходили слухи, что в нем нет лидов. Это ВКонтакте, который становится площадкой, где сейчас сидят клиенты, поэтому есть смысл вкладывать в нее деньги. И поэтому разгоняется аукцион.

Алексей: Получается, что становится меньше трафика, который можно привлечь в бизнес. Цена либо не упадет, либо даже вырастет за счет аукционов и перераспределения бюджетов. Есть ли какие-то альтернативы? Очевидно, что ряд бизнесов сильно пострадает. Мы при этом знаем, что аукционные ставки и так были не низкие. А если они еще сильнее вырастут (а при этом поток клиентов скорее всего сократится), то бизнес уже не сможет платить такие же и даже более высокие ставки.

Григорий: Тематика тематике рознь, и по исследованию это очень заметно, но есть и тематики, где аукцион безусловно остынет по естественным причинам. Автомобили, как и недвижимость, продаются хуже, нет смысла их рекламировать, тематика и аукцион остывают. Тематики, где остались клиенты, там аукционы все еще горячие и могут стать еще более горячими, что тоже нормально.

Стоит обратить внимание на еще одну интересную вещь. Речь об органическом поиске Google, который показывает сейчас самый большой рост по логичной причине: раньше было 3-5 мест контекстной рекламы вверху поисковой выдачи, что убирало практически всю органическую выдачу из поля зрения. Теперь органического трафика становится больше и все клики достаются ему же. В Google есть два основных фактора ранжирования: ссылки и коммерческие факторы, поэтому все заинтересованные в органическом поисковом продвижении должны посмотреть в сторону продвижения в Google здесь и сейчас. И кажется, что сейчас горячее время для тех, кто продает или покупает ссылки, для тех, кто работает с usability, и бизнесов, у которых клиенты все еще есть, а рекламу в Google давать уже нельзя.

Алексей: Круто! Т. е. старая добрая SEO-шка, которую многие уже позабыли, получила уже второе или третье дыхание! Пришло ее время! Рано SEO-шку хоронить! Хорошо, какие еще будут рекомендации?

Григорий: Сейчас также не рекомендуется останавливать рекламу даже в тех тематиках, где клиенты «замерли». Объясняю механику: кризис не навсегда, все кризисы заканчиваются. Сейчас поддерживать связь с потенциальным клиентом с помощью медийной рекламы, охватной рекламы, программатика все еще важно, и не стоит полностью отказываться от вложений в рекламу. Потому что после возобновления общей бизнес-активности придется начинать с чистого листа.

Так что поддерживающая реклама должна жить.

Безусловно, если у вас нет горячего спроса сейчас, вкладываться в аукцион спецразмещения в Яндексе нужно только в том случае, если он совсем остыл в вашей тематике. В остальных случаях это не актуально.

Алексей: Т.е. можно и нужно работать и со своей, уже имеющейся клиентской базой, предлагая ей то, что бизнес может сейчас предложить?

Григорий: Все верно.

Алексей: Я помню по прошлым кризисам, что потенциальные покупатели начинают экономить, сокращать бюджет и несколько менять стиль потребления. И помню, что в прошлые кризисы Яндекс, например, показывал, что вместо покупки новинок и последних моделей, люди начинают искать объявления «купить б/у». Вместо замены старого холодильника на новый начинают искать мастера для ремонта, вместо похода в маникюрный салон начинают искать маникюрные наборы. Предвидишь ли ты такую тенденцию, что бизнес может расширить свое предложение подобными актуальными вещами?

Григорий: Я уже вижу такие тренды. Это тренды в категории услуг B2C (услуги для дома, товары для дома, ремонт). Люди замещают то, чем раньше пользовались за деньги, какими-то товарами для дома. Твой пример вполне годится: я куплю себе маникюрный набор и не буду ходить на маникюр. Логично. Бизнес может посмотреть в эту сторону уже сейчас и воспользоваться ситуацией. К примеру, есть автодилер и есть рынок б/у машин, а есть рынок автомобильного сервиса, который нужен и будет по времени старения автопарка еще более необходим. В текущей ситуации этим нужно пользоваться.

Алексей: А как ты думаешь, как долго все это продлится? Что будет дальше?

Григорий: Обратимся к истории предыдущих кризисов 2014, 2015, 2016 годов. Из России уже уходили бизнесы. Тем не менее, возврат большинства этих бизнесов потребовал существенного количества времени. Вспоминаем Opel, например. Некоторые в принципе не вернулись. Поэтому, если говорить про сервисный бизнес, про бизнес Google, про бизнес Microsoft, про бизнес Amazon, то скорее всего возврат будет достаточно быстрый, поскольку есть пул клиентов, которых можно достаточно легко получить. В случае с хард-бизнесом — автопроизводителями, той же самой IKEA — где многое завязано на логистике, то здесь, к сожалению, возврат будет намного более долгим, и это нужно учитывать при анализе своей конкуренции.

Алексей: Да, ведь не факт, что это плохо. Любой кризис — это время возможностей. Подумайте: к примеру, уходит Пепси-Кола — колоссальный шанс для российских производителей газировки, ушла IKEA — производители мебели получают возможность закрепиться на рынке. Да, есть некая турбулентность, но при этом ситуация не фатальная.

Григорий: Это окно возможностей: тот же уход Макдональдса для ниши быстрого питания — большая возможность для малого бизнеса привлечь клиентов. Той же самой гео-рекламой — у Яндекса есть возможность рекламироваться на Яндекс.Картах. Этим нужно пользоваться, чтобы вывести свой бизнес на новый уровень в этот кризисный период. Если вы производитель мебели, посмотрите на маркетплейсы — это огромная возможность для вас сейчас, ведь спрос остался, а предложение сократилось.

Алексей: Шикарно! И, как ты сказал, есть локальная реклама. Для этого есть Яндекс.Карты, и Google Карты все еще работают, и 2GIS. Все это инструменты, которые позволяют продвигать ваши локальные представительства. В подобных ситуациях клиент становится очень избирательным, требовательным. Значит, обостряется вопрос репутации, отзывов на отзовиках, картах, маркетплейсах, везде. При прочих равных потребитель смотрит на репутацию и выбирает по ней.

Григорий: Да. И не забывайте про ценовое предложение: сейчас то самое время, когда стоит быть ближе к своему клиенту, поэтому если вы можете сделать свой продукт доступнее, сделайте.

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

55
2 комментария

Клиенты всегда будут нужны бизнесу. Думаю, что поменяются только сами бизнесы - если раньше какой-то крупный бренд занимал большую долю рынка и с ним было сложно конкурировать, то сейчас это будет много бизнесов поменьше и т к будет активная конкурентная среда - потребность в рекламе и "захвату" доли рынка во многих нишах будет только расти. Другой вопрос, что "классический" набор рекламных каналов сильно изменится и нужно будет проявлять смекалочку

1

Все умрет, не только реклама. Будем возрождаться из пепла, как Феникс. Только неизвестно когда...