Обзор digital-новостей с Алексеем Романенковым, Rookee / Подкаст «В ручном режиме», #vol3

Третий выпуск подкаста «В ручном режиме» от сервиса для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee. Обзор digital-новостей за неделю.

Ведущий подкаста — Алексей Романенков, генеральный директор сервиса Rookee.

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK, слушать подкаст на Яндекс.Музыке.

С вами снова Алексей Романенков и наш уже традиционный подкаст «В ручном режиме». Сегодня у меня дебют: я один, без гостя. Каждый день появляются новости, на них нужно реагировать, и это каждый раз становится вызовом для бизнеса, поэтому сегодня мой гость не смог присутствовать. Тем не менее, за неделю накопилось достаточно много разных новостей, и мне не хочется оставлять их без внимания. Раз уж мы договаривались, я прокомментирую, как нужно относиться к тем или иным событиям в digital: что происходит и что будет происходить. Уверен, будет интересно!

Запрещенные соцсети и переход на российские аналоги

Самая громкая новость, которую все ждали с вопросом «А чем же все решится?»: во вторник платформа Meta* была признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации. Как вы знаете, в платформу входит целый ряд сервисов, которыми мы до поры пользовались, а теперь это будет не так просто делать. Это Facebook*, Instagram*, Whatsapp. Признание экстремистской организацией Whatsapp не затронуло, поскольку это мессенджер.

С Facebook* и Instagram* уже сейчас существуют проблемы: попасть туда можно только с помощью VPN и, кажется, это пока не наказуемо. Однако, размещение рекламы уже невозможно — а мы с вами говорим об интернет-сервисах, инвентаре, digital-инструментах и о том, как добывать клиентов в наше непростое время. Невозможно, потому что, если вы платите деньги и размещаете там рекламу, то тем самым вы поддерживаете и спонсируете экстремистскую организацию. За это существует уголовная ответственность и, видимо, могут получиться сроки. Поэтому сходить туда и просто посмотреть на ленту через VPN можно, а размещать рекламу я уже не рекомендую.

Что теперь с этим делать?

Переходить на российские аналоги (вообще-то нужно было раньше это делать, поэтому теперь нужно прямо бегом).

Среди них Telegram, который за последнее время набирал популярность и на днях стал самым популярным в России мессенджером. До поры им был Whatsapp, но все события последнего года и последнего месяца вели к тому, что количество установок Телеги неуклонно, постоянно росло, и при этом, на фоне всей ситуации, пока суд решал, признать или не признать Meta* экстремистской организацией, блогеры начали туда перемещаться, и с огромной скоростью росло количество новых каналов в Telegram.

Но при этом ВКонтакте тоже чувствует себя очень неплохо: аудитория ожила и там сейчас довольно повышенная активность. Так же ожили Одноклассники, также открываются хорошие перспективы перед Яндекс.Дзеном. То есть, благо, что у нас есть, чем заменить выпавшие соцсети.

Из-за того, что ряд крупных зарубежных компаний объявили о приостановке своей деятельности в России, с точки зрения рекламного рынка это может означать, что пока они затормозили свои бюджеты. А это значит, что вероятно, если аукционы не остыли, то они и не выросли за счет того, что клиенты, которые не приостановили деятельность, перебежали из запрещенных и недружественных соцсетей в отечественные дружественные. Казалось бы, этот наплыв неизбежно должен привести к разгону аукциона. Думаю, что в скором времени так и произойдет. Но пока, от того, что ряд организаций «стопнулся» (надолго ли?), еще можно успеть купить аудиторию и охваты по прежним ценам.

Говоря, надолго ли «стопнулись» рекламодатели в России, есть разговоры о том, что может быть принято постановление или закон, что, если они не возобновят деятельность до 1 мая, то будут введены определенные санкции, вплоть до того, что их 10 лет не будут пускать на рынок. Это серьезное предупреждение, поэтому посмотрим, что будет происходить в апреле. Все или не все, но какое-то количество может вернуться. Мне лично все равно, вернутся или нет, я говорю про рекламные бюджеты, аукционы, наличие инвентаря, который можно приобрести. Поэтому общий тезис такой:

Пока еще не подорожало, быстро бежим и заводим себе телеграм-каналы, реанимируем ВК, Одноклассники — везде есть аудитория.

Мы продолжим в наших подкастах говорить, где она лучше, где хуже. В том смысле, что нет плохой аудитории, вопрос, где так, которая больше вам подходит. Об этом еще обязательно поговорим с приглашенными экспертами. Одноклассники — это возрастная аудитория, но это не плохо, она вполне платежеспособная. Телега — больше для молодых людей и людей среднего возраста, тоже платежеспособных, успешных, надеюсь, с большим процентом работающих, трудоустроенных — в наше нелегкое время об этом приходится говорить. Поэтому нет хорошего или плохого канала, каждый годится для определенных задач, поэтому с точки зрения вашего бизнеса выбирайте и пробуйте, что вам больше подходит.

Вернутся ли запрещенные соцсети в Россию?

Стоит закончить эту тему на вопросе «А скоро ли вернутся экстремистские Facebook* и Instagram* в Россию?». Думаю, что нескоро. То есть, самое быстрое — если они уже завтра начнут исправляться и возвращаться, то процесс займет не меньше года. А если чуть-чуть повременят, то это может быть и два, и три года. Явно им будет недостаточно только лишь очиститься и отмыться от этого определения экстремизма и что-то поделать с модерацией.

Вы помните, что с начала года начал действовать закон о приземлении для тех компаний в России, аудитория которых больше 500 тыс. пользователей. И Facebook* с Instagram* вполне себе попадают под этот критерий. Там есть ряд требований в законе о приземлении, что в России должно существовать российское юридическое лицо, которого не было. Поэтому кроме экстремизма явно нужно будет решить и этот вопрос. Нужно будет, очевидно, снять офис, посадить там сотрудников (не факт, что пока эта организация захочет это делать).

Кроме того, если вы помните такую не экстремистскую, а очень даже полезную социальную сеть, как LinkedIn, которая зачастую служит больше для деловых контактов и связей, поиска работы в солидных организациях, она работает только с VPN. Проблема была связана с тем, где они, как социальная сеть, хранят пользовательские данные российской аудитории. Если это происходит не на территории России, что предписывает закон, то так же социальная сеть банится и блокируется. Это еще один момент, помимо российского юрлица, помимо снятия претензий по экстремизму: явно придется обзавестись какой-то серверной инфраструктурой и показать, как хранятся, обрабатываются эти данные здесь, в России, этими, на сегодняшний день экстремистскими, социальными сетями. Поэтому, это длинная история.

В очередной раз напомню: ребята, не отпустит. В смысле, не рассосется само собой. Не ждите. Я слышу от клиентов, что «Мы не будем торопиться пока с ВК, нам больше нравится экстремистский Facebook* или экстремистский Instagram*». «Нравится» — хорошо, ладно, просто ваше место займут конкуренты, пока вы будете надеяться, что всё как-то само пройдет. Нет, не пройдет. Время покажет. Можно будет проверить мой прогноз. Но думаю, что год — очень оптимистично. До трех, наверное, средний вариант — около двух лет.

Подумайте, как вы собираетесь порядка двух лет взаимодействовать с вашей аудиторией, используя такой инструмент, как соцсети.

Кроме того, все эти темы, о которых я сказал выше, мы на этой неделе обсуждали с экспертами: мы отлично поговорили с Павлом Алашкиным (Gismeteo) и Екатериной Шинкевич (CPAExchange) на Радио Mediametrics.

Сайты всё еще нужны

На эфире мы упомянули один интересный момент — за последние годы мы все порядком подрасслабились, я бы даже сказал, «забили» на то, что называется сайтом. Зачем он нужен, когда сейчас каждая из платформ позволяет тебе создать свои страницы, паблики, лендинги, и вполне себе оперировать этой сущностью. Однако, последний пример показал нам с вами, что вот оно — раз, и по чьему-то желанию или нежеланию — ХЛОП! — не работает. Всё, что вы делали многие годы: накопленные фотобанки, тексты, размещенные исследования — может в одночасье исчезнуть. Поэтому, опять же, мы здесь про простые «дедовские» методы: чеснок, мед, горчичники — вот такие простые, только про digital. Методы, которые позволяют в такой сложной кризисной ситуации выживать и продолжать существование, а такого кризиса не видел никто, хоть мы уже и прошли как минимум пяток кризисов с 1998 года.

Поэтому вспомните о старых-добрых сайтах, хостингах, доменах, о том, что очень важно тот контент, который вы о себе создаете, пишете, этот сторителлинг делать где-то у себя и продвигать прежде всего этот источник, как основной, а все остальные как вспомогательные. Они исключительно для (простите за иностранное слово) дистрибуции, что фактически означает распространение, вещание, доставку для охвата более широкой аудитории.

Текущая ситуация меняет и доступные нам сети. Буквально на днях случилось изменение в том числе внутри Яндекс.Дзена, который я рекомендую вам попробовать, достаточно хорош для определенных задач. Яндекс отключил персонализацию контента и перевел ленту на формат подписок. Обратите на это внимание. В том числе, даже в наше неспокойное время Яндекс ищет покупателя на Дзен. Очень вероятно, что группа VK заинтересована, как будто, приобрести Дзен. То есть, наверное, в числе ВК, ОК, реанимированной ICQ и разных других инструментов внутри корпорации может появиться еще и Дзен.

В конце всей этой истории поделюсь графиком от компании Brand Analytics. Ребята посмотрели за последние несколько дней, как менялась аудитория или куда переходили блогеры из экстремистских, недружественных соцсетей. Если говорить совсем укрупненно, то порядка 42% «набежало» в Telegram и создали свои каналы, еще 32% «перебежало» в ВК. Тут нет такого: только туда или только туда. Некоторые создали себе паблики и каналы и там, и там, и там. Очень интересно, что, допустим, если кто-то из вас не может жить без Оли Бузовой, то Олю теперь можно найти и в ОК, и ВК, и Telegram. А Максима Галкина ищите в Телеге, пока больше нигде. Это данные с 1 по 21 марта. Со временем ситуация будет меняться.

Такие новости за неделю и такой обновленный формат, когда неожиданно гость не смог присоединиться, а соблюдать режим — обязательно. Поэтому по четвергам мы пишем наш традиционный подкаст для тех, кто не хочет долго разбираться и хочет получить выжимку последних новинок, изменений и новостей, которые приходят к нам ежедневно. Всем добра и успехов!

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда