Как зарегистрировать товарный знак?

Товарный знак поможет потребителю отличить вашу продукцию от прочих, а вам — защититься от недобросовестных конкурентов.

Что такое товарный знак и зачем он нужен

Товарный знак (ТЗ) — это отличительное обозначение продукции. Оно позволяет производителю выделиться на рынке, а клиентам — не путать бренд с другими.

Например, есть две упаковки с хлопьями, на каждой напечатан товарный знак производителя. Покупатель запомнит, хлопья какой марки вкуснее, и в следующий раз сможет найти их в супермаркете.

Исключительное право на товарный знак действует 10 лет. Его можно «продлевать» неограниченное количество раз, но только путём повторной регистрации.

Товарный знак регистрируется на конкретные классы товаров или услуг в МКТУ — Международной классификации товаров и услуг. Если у вас широкая линейка товаров, придётся регистрировать товарный знак в каждом классе: например, отдельно для чая, макаронных изделий, шоколада (класс 30) и отдельно — для мяса, молочных продуктов, консервированных овощей (класс 29).

Регистрировать товарный знак нужно в каждой стране, где планируете вести деятельность, а использовать — постоянно. Права на него аннулируются досрочно, если ТЗ не применяется непрерывно в течение 3 лет.

Каким может быть товарный знак

Словесным — просто название. Например, Coca-Cola или Samsung.

Изобразительным — логотипы Adidas, danone и Apple.

Объёмным — оригинальная упаковка, форма товара.

Комбинированным — например, слово и изображение, логотип и форма тары и т. п. В их числе товарный знак косметики для волос Wella, который состоит из схематичного рисунка женщины и названия бренда. Это наиболее надёжный тип торгового знака.

Звуковым — как музыкальная заставка радио «Маяк» (вступление песни «Подмосковные вечера»).

Обонятельным — самая редкая категория. К примеру, в Австралии спа-салон зарегистрировал в качестве товарного знака запах лимонной травы.

Что НЕ может быть товарным знаком:

  • государственные символы и знаки (флаги стран и т. п.);
  • наименования международных и межправительственных организаций, их символы и знаки (Организация Объединённых Наций);
  • общепринятые символы и обозначения (например, красный крест);
  • элементы обозначения товаров, вошедшие во всеобщее употребление (оренбургский пуховый платок);
  • сведения, вводящие потребителя в заблуждение (например, нельзя зарегистрировать марку «Российское агентство недвижимости», потому что потенциальные клиенты могут воспринять эту организацию как государственную);
  • обозначения, схожие с уже зарегистрированными товарными знаками (нельзя назвать бренд «пЬАтЕрочка», так как уже существует «Пятёрочка»).

Что нужно для регистрации товарного знака

Для регистрации товарного знака понадобятся следующие документы:

  • заявка на регистрацию;
  • обозначение вашего товарного знака;
  • описание обозначения в свободной форме;
  • перечень товаров и услуг, для которых будете использовать товарный знак, составленный в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков;
  • подтверждение согласия на обработку персональных данных.

Документы нужно подать в Роспатент. Сделать это можно несколькими способами:

  • Лично в головной офис Роспатента, расположенный по адресу: г. Москва, Бережковская набережная, д. 24, стр. 12. Уведомление о том, что товарный знак зарегистрирован, направят обычным письмом.
  • В электронном виде через сайт ФИПС или через «Госуслуги». Заявку нужно заверить квалифицированной электронной подписью.
  • По почте.

Сколько стоит регистрация товарного знака

Минимальные затраты на регистрацию составят 33 000 рублей:

3500 рублей — за регистрацию заявки и формальную экспертизу (проверку документов на соответствие перечню). Если заявка охватывает больше пяти классов МКТУ — будет доплата;

11 500 рублей — за проведение экспертизы по существу (проверку на уникальность и на соответствие нормам закона);

16 000 рублей — за регистрацию товарного знака (при положительном решении патентного ведомства);

2000 рублей — за выдачу свидетельства на товарный знак (только если вы его запросили).

При подаче документов в электронном виде действует 30 %-я скидка на оплату госпошлин. За каждую правку или ошибку придётся отдать ещё 2800 рублей. А за обжалование отказа в регистрации — 13 500 рублей.

Ознакомиться с полным списком пошлин можно на сайте Роспатента.

Как проходит регистрация

1. Роспатент проверяет, оплатили ли вы госпошлины, и проводит формальную экспертизу заявки, т. е. проверяет наличие и соответствие документов требованиям закона. Процедура длится до 1 месяца;

2. Проводится экспертиза по существу: товарный знак проверяется на сходство с уже существующими и на соответствие законодательным нормам. На это отводится до 6 месяцев;

3. Если экспертиза по существу прошла успешно, вы оплачиваете госпошлину за регистрацию и выдачу свидетельства на товарный знак;

4. После оплаты пошлины Роспатент регистрирует товарный знак, публикует сведения об этом в официальном бюллетене и выдаёт соответствующее свидетельство (если вы за него заплатили). На регистрацию отводится 1 месяц, и столько же — на выдачу свидетельства.

Всего процедура регистрации товарного знака занимает 18 месяцев и две недели. В случае ошибок и нарушений сроки увеличиваются.

22
2 комментария

Один из пунктиков для новых регистраторов эха_москвы))

1
Ответить

дякую, в закладочки!

Ответить