Семьеведение: повод ухмыльнуться или мировая практика?

Пишут, что в текущем учебном году в российских школах введут «Семьеведение» - по часу в неделю во внеурочке. Такого рода нововведения вызывают неоднозначные реакции – от усмешек до горячей поддержки сторонников консервативных ценностей. Любопытно, что мировые куррикулумы не обходят тему стороной.

Возьмём британский Key Stage 2 (возраст 7 – 11 лет) и более старшие ступени. Они содержат тему «Relationships and Families» («Отношения и семьи»), расширяя тему и на отношения в целом. Причём, рассматриваются не только отношения между полами, но и дружба и другие виды взаимоотношений. Отдельный блок уделён тому, что такое здоровые отношения. Их признаками считаются «доверие, уважение, надёжность, честность и бережность к другому».

Сингапурский стандарт включает предмет «Character and Citizenship Education» («Воспитание характера»), в котором есть тема «Построение связей». Сингапурцы копают глубже и не просто учат построению взаимосвязей со сверстниками и любимыми, но и учат рефлексировать на тему взаимодействий с другими людьми, видеть в конфликтах возможности для построения более устойчивых дружб и отношений, а также осознавать их ценность.

В индийском куррикулуме CBSE есть предмет Home Science – буквальный аналог российского «Домоводства». В разделе «Семья и ценности» упор делается на роль и ценность семьи, потребности человека в счастливой семье, разделении труда внутри семьи и т.д. Специальный пункт в программе освещает важность «детей-девочек».

Оценка эффективности таких курсов – отдельный вопрос. Но то, что российское образование введением «Семьеведения» следует мировому тренду – несомненно. Справедливо и то, что дъявол кроется в деталях и если сравнить содержание упомянутых куррикулумов и расширить подборку - мы получим очень разные по содержанию предметы под одним названием.

Начать дискуссию