Как выстроить эффективные процессы тестирования

Доброго дня! Меня зовут Глеб, и я руководитель отдела тестирования в ORS. В компанию я пришел на проект единственным тестировщиком, а впоследствии сформировал отдел тестирования. Расскажу про свой опыт, который может быть полезен специалистам, которые хотят развиваться в сфере тестирования ПО и тем, кто еще не выстроил процессы тестирования внутри команды.

Как выстроить эффективные процессы тестирования

Сначала немного про один из продуктов нашей компании, вокруг которого и выстраивались процессы тестирования — Travelshop. Это онлайн-модуль бронирования авиабилетов и дополнительных услуг авиакомпаний, который можно интегрировать на сайт или в мобильное приложение. Для нас важно, чтобы пользователи авиакомпании и агентства использовали все возможности продукта без затруднений и с удовольствием.

Итак, с какими же вопросами может столкнуться QA, который пришел в команду, где ещё не ступала нога тестировщика?

1. Как справиться с синдромом “самозванца”?

До моего появления в компании роль тестировщиков брали на себя технологи и разработчики. А багтаски в большинстве случаев формировались на уровне “Не работает. Надо, чтобы работало”.

Ключевая задача, которую мне поставили на старте — наладить процессы тестирования. Звучит масштабно, не так ли? Первое время меня одолевало чувство “самозванца”, поскольку я только-только закончил обучение и не утвердился в силе своих профессиональных возможностей. И вот уже мне дают непосильную, на первый взгляд, задачу.

Что делать и как себе помочь, если кажется, что задача не по силам?

  • вдохнуть и выдохнуть
  • вспомнить, что никакие большие дела не делаются в одиночку

Поддержка со стороны — это абсолютно нормальный запрос. Такой поддержкой для меня стал формат 1-1 с моим руководителем. На этой встрече мы давали обратную связь друг другу о коммуникации, о процессах, о том, насколько совпадают наши ожидания по разным вопросам.

Хочу выделить ключевые полезности инструмента для каждой стороны:

Инструмент 1-1 для сотрудника — это возможность:

  • Получить обратную связь о своей работе, чтобы определить точки роста
  • Обсудить свои цели и планы на будущее, чтобы сделать карьерный трек понятным
  • Поделиться своими идеями и предложениями, чтобы внести свой вклад в развитие продукта, команды и компании
  • Высказать свои опасения или тревоги о процессах, чтобы вместе лучше взаимодействовать

Инструмент 1-1 для руководителя — это возможность:

  • Дать обратную связь о работе сотрудника, чтобы управлять ожиданиями и настроить связь

  • Мотивировать и вдохновлять сотрудника, чтобы цели достигались вовремя и соответствовали тз

  • Оказать поддержку и помощь в решении проблем, чтобы передавать опыт и знания
  • Предотвратить возможные конфликты и недопонимания, чтобы поддерживать рабочий дух и атмосферу в команде

Вначале работы в компании этот подход помог мне справиться с внутренними тревогами. Сегодня — я помогаю с этим своей команде.

2. Как QA сделать разработку дешевле?

Спустя первый год моей работы в ORS появился амбициозный проект - Travelshop 2.0, который представляет из-себя SPA-приложение. SPA — это веб-приложение, которое загружает одну HTML-страницу и динамически обновляет ее при взаимодействии с пользователем. Например, результат нашей работы уже можно потрогать здесь (на момент выпуска статьи мы подготовили бронирование авиабилетов).

Чем раньше подключается QA в процесс разработки проекта — тем больше возможностей для выявления и исправления проблем, снижения рисков и оптимизации процесса разработки. В конечном итоге это помогает минимизировать общие затраты проекта. Вот почему:

  • Фиксация требований

В нашем случае речь шла про требования к макетам. Меня подключали к звонкам по проектированию, где я мог высказать своё мнение об их улучшении. Важно как можно раньше обсуждать ожидаемый результат работы нового функционала, чтобы все члены команды одинаково понимали, что требуется сделать. И ключевое — все должны одинаково интерпретировать, что мы хотим увидеть в точке Б.

  • Минимизация временных издержек

Подключение QA в начале разработки проекта позволяет выявлять и исправлять потенциальные проблемы, ошибки и баги на ранних этапах. Это помогает избежать накопления большого количества дефектов, которые могут потребовать доработки и исправления в последующих этапах. И как результат — меньше дополнительных часов.

  • Управление ожиданиями стейкхолдеров

Раннее привлечение QA способно помочь определить и уточнить требования заказчика, что в свою очередь снижает вероятность внесения значительных изменений после завершения разработки. Более ранняя определенность требований позволяет и разработчикам, и тестировщикам более эффективно распланировать свои задачи.

3. Как понять, что нужно масштабироваться?

Спустя некоторое время работы пришло понимание, что процесс тестирования надо улучшать: требовалось изменить формат постановки задач, написать качественную документацию по проекту и начать думать в сторону автотестирования. Все мы прекрасно понимаем, что в одиночку с таким не справиться.

Никогда не стесняйтесь обсуждать с руководителем ваши мысли об улучшении работы команды. После очередного 1-1 было принято решение, что напор большого количества задач требует привлечения новых талантов в поддержку зарождающегося QA отдела.

Симптомы того, что команде пора масштабироваться:

  • Много задач, на которые не хватает рук

Если вы постоянно сталкиваетесь с нехваткой ресурсов, это может означать, что пришло время для масштабирования. В определенный момент мы столкнулись с проблемой, когда в статусе «тестирование» поток задач начал расти по экспоненте из-за увеличения активности сотрудников QA (подробнее об этом в п.4), поэтому было принято решение привлечь новых людей в команду.

  • Нет времени на стратегию

Рутина имеет свойство затягивать даже крайне опытных руководителей. Поэтому если вы замечаете, что команда не придерживается плана или стратегии, значит тот, кто за нее отвечает, по уши занят чем-то другим. Такие ситуации сигналят, что команде нужна дополнительная мощность, готовая взять на себя часть задач, чтобы руководитель нашел время для формулирования стратегических планов. Ведь без четкого формулирования целей далеко не уедешь.

  • Отложенное развитие команды

В работе закрытие клиентских задач — безусловный приоритет. Однако, команда не должна забывать о своих внутренних нуждах, коем являются коммуникация, брейнштормы, нахождение ответа на вопрос “а как нам выдавать лучше и больше?”. Сигнал о масштабировании и делегировании задач происходит в момент, когда команда (и руководитель конкретно) пренебрегает развитием и качеством внутренних коммуникаций. В итоге это способно демотивировать специалиста. А это, в свою очередь, рискует привести к расставанию

4. Как настроить процессы внутри команды?

Чтобы привлекать дополнительные руки в проект, необходимо системно пересматривать и пересобирать текущие процессы. Что вы можете сделать в своей команде, чтобы процессы стали эффективнее:

  • Пересмотрите процесс описания задач в JIRA

Чем более понятно и структурно описана задача — тем более вероятно ее быстрее передадут в работу. Что мы сделали для прозрачности?

Пообщались с технологами на момент более детального описания задач. Мы ушли от идеологии того, что разработчик лучше нас понимает, как выполнять задачу, в сторону конкретного описания, что именно требуется изменить/добавить, и главное - как это в дальнейшем тестировать. Да, на это требуется ощутимо больше времени и ресурсов, но благодаря тому, что мы освобождали технологов от тестирования, у них это время и появилось.

Дополнительно после постановки задачи, она ревьюится руководителем отдела QA на момент достаточного описания и указания того, как следует её протестировать. Все гениальное — просто.

  • Делайте ревью всей актуальной документации и откажитесь от лишней

Регламенты и бумажки должны упрощать нашу жизнь, а не делать ее тяжелее. Конечно, данные в больших масштабах передаются “от поколения к поколению”, но не поленитесь навести порядок и оставить то, что действительно важно в сегодняшнем дне. Как мы помогли себе - создали качественную документацию в Confluence. В документацию вошли:

  • Описание ролей и зон ответственности команды, описание процессов
  • Описание работы функционала продукта
  • MindMap
  • Чек-листы
  • Тест-кейсы
  • и другие документы, помогающие нам быстрее ориентироваться в пространстве и закрывать задачи

Процессы внутри проекта стали более прозрачными, а время онбординга сократилось в разы. Оставляйте только то, что помогает вам делать работу эффективней.

  • Внедряйте автотестирование

Избегайте рутины где это возможно и используйте время для других интересных задач. Для этого вам может помочь автоматизация. Как мы оптимизировали время внутри:

Используйте StoryBook для автоматического тестирования компонентов приложения. Этот инструмент в связке с Jest и Playwright позволяет проверять различные сценарии поведения и дальнейшую сборку скриншотов веток до и после внесения исправлений на разных браузерах и разрешениях экрана. Вся отчетность удобно располагается в gitlab, расхождения скриншотов отмечаются красным индикатором. Такой подход позволяет проводить UI-тестирование в кратчайшие сроки, изолированно от ручного тестирования, что, в свою очередь, позволяет более детально отслеживать текущее состояние и поддерживать качество приложения.

Автоматизируйте тестирование API через Postman, в том числе благодаря ChatGPT. Ниже расскажу подробнее, почему не стоит пренебрегать этим инструментом.

  • Начните эксперименты с ChatGPT

ChatGPT, безусловно, ключевой тренд во всех индустриях. Его способность отвечать на любые вопросы, с которыми к нему обращаются, просто поражает. И когда мы задумались о том, чтобы начать автоматизировать тестирование API, именно этот инструмент пришел нам на помощь.

Ни у кого из нашей команды QA ранее не было опыта написания автотестов. И да, вероятно, ранее, до изобретения этого инструмента, потребовались бы месяцы длительного обучения языку, чтобы написать более-менее сносный скрипт для Postman. Сейчас же на это уходит гораздо меньше времени.

Но надо понимать, что ChatGPT — это не панацея. Без должного знания языка программирования невозможно автоматизировать тестовые прогоны. Он лишь помогает реализовать задуманное. Так почему же круто использовать ChatGPT для решения IT - задач? Я думаю, на этот вопрос лучше всего ответит сам ChatGPT. Ниже его цитата:

  • Повышение эффективности. Чат-бот может быстро обработать запрос и предоставить ответ, что экономит время IT-специалистов.
  • Обучение и развитие. Работа с чат-ботом помогает специалистам обучаться новым технологиям и методам решения задач.
  • Экономия времени. Бот может взять на себя выполнение рутинных задач, что освобождает время для более сложных и интересных проектов.

Спасибо тебе, ChatGPT.

Подытожим

Сегодня я постарался выделить все важные инсайты, которые помогли моей команде добиться, на мой взгляд, достойных результатов в области формирования QA-процессов.

А именно:

  • Задействуйте общение 1-1 между руководителем и сотрудником, чтобы справиться со своим “самозванцем”
  • Подключайтесь в процесс разработки как можно раньше
  • Не тоните в задачах, при возможности масштабируйте свою команду
  • Автоматизируйте рутину, тестируйте тренды

Тестирование — это процесс постоянного улучшения. Создание QA-процессов там, где их раньше не было, может быть похоже на игру в песочнице. А вы — тот самый ребенок с лопаткой в руках. И сможете ли вы построить здесь песчаный замок — зависит только от вас.

126126 показов
944944 открытия
4 комментария

Любопытный опыт, спасибо.
Насколько системно тестировщики используют ChatGPT?

Ответить

Привет!
Зависит от поставленных задач.
- Если задача - написать автотест, то чат может составить хорошую конкуренцию stackoverflow
- Если задача - настроить новый инструмент тестирования, где вероятнее всего в процессе может возникать множество проблем, чат так же способен быстро дать ответ на вопрос, как их фиксануть. То есть больше не нужно утопать в сотнях статей и страниц документаций, что круто.

И так далее)

Ответить

Статья супер, было интересно читать!!!

Ответить

Отличная оригинальная статья. Автору успехов !

Ответить