7 ключевых показателей юзабилити, которые помогут получить ценную информацию о пользователях

7 ключевых показателей юзабилити, которые помогут получить ценную информацию о пользователях

Что такое показатели юзабилити?

Что такое показатели юзабилити?

Показатели юзабилити - это конкретные измерения и типы статистики, используемые для оценки вашего продукта. Они могут отслеживать, насколько быстро пользователи выполняют определенные задачи, с какой частотой они допускают ошибки, их общее удовлетворение от использования платформы и многое другое.

Путем анализа разных типов показателей юзабилити вы можете сформировать общую картину пользовательского опыта и найти тонкие места, независимо от того, связано это с дизайном пользовательского интерфейса, функциональностью платформы или навигацией, если юзер отваливается - значит что-то вызывает это.

Очевидно, что разные методы тестирования юзабилити, в результате дают различные показатели. Определение того, какие показатели следует отслеживать, является важным шагом при создании плана тестирования юзабилити и создание этого плана лежит полностью на ваших плечах.

Вы когда-либо запускали новый продукт или функцию, только для того, чтобы обнаружить, что все то, чего вы ожидали от пользователей... не происходит?

Типы показателей юзабилити

Показатели тестирования юзабилити обычно разделяются на четыре категории, каждая из которых предоставляет понимание разных аспектов юзабилити вашего продукта.

  • Показатели завершения или успеха: Оценивают, могут ли пользователи успешно выполнять задачи. При попытке выполнить задачу, дизайн может оказаться неудачным, успешным или весьма успешным.
  • Показатели времени выполнения: Следят за средним временем, которое пользователи проводят на определенном экране, или оценивают, сколько времени им требуется для выполнения задачи. Время играет важную роль - это показатель того, на сколько эффективно пользователи перемещаются внутри продукта.
  • Показатели ошибок: В отличие от технической ошибки или ошибки программы, здесь речь идет о действиях (которые пользователи выполняют в вашем сервисе) не приводящих их к ожидаемому ими, предсказуемому результату. Например, пользователь хочет войти в систему, но вместо этого нажимает кнопку "Регистрация".Показатели ошибок указывают на проблемные области в пользовательском интерфейсе (UI) или проблемы с функциональностью.
  • Показатели удовлетворения: Оценивают общее удовлетворение пользователей от использования вашего продукта. Показатели, такие как опросы о системном юзабилити (SUS) или показатель лояльности клиентов (NPS), позволяют оценить общий настрой после взаимодействия с продуктом.

При обсуждении показателей, особенно показателей завершения или успеха, важно помнить, что оценивается эффективность дизайна, а не пользователь. Имейте это ввиду при написании плана.

При обсуждении показателей, особенно показателей завершения или успеха, важно помнить, что оценивается эффективность дизайна, а не пользователь. Имейте это в виду при написании плана, инструкций и отчета.

7 ключевых показателей юзабилити, которые помогут получить ценную информацию о пользователях

Почему важно измерять показатели юзабилити?

Наибольшей пользой от проведения тестирования юзабилити является возможность создания масштабируемых продуктов за максимально короткое время, что в свою очередь, сказывается на удовлетворенности пользователей

Белен Ардилес, дизайнер продукта в StockFink.

Это преимущество может быть использовано только если вы отслеживаете показатели юзабилити, поскольку именно они являются основой для процесса принятия решений.

Помните: опросы и интервью могут дать вам ценные количественные данные, но они не предоставят широкие статистические данные и не обязательно покажут вам числовую трансляцию того, как пользователи взаимодействуют с интерфейсом и используют ваш продукт.

Давайте рассмотрим еще несколько преимуществ отслеживания показателей юзабилити

Преодоление эффекта эстетичности-юзабилити

Проведение юзабилити-тестирования и других форм пользовательского тестирования снижает риск того, что участники тестирования попадут под влияние эффекта эстетики-юзабилити.

Этот эффект представляет собой когнитивное искажение , возникающее, когда пользователи воспринимают эстетически приятный дизайн как более удобный. Хорошо, если пользовательский интерфейс продукта красив, но он также должен быть функциональным.

Опираясь на определенный набор показателей юзабилити, вы гарантируете объективный подход к тому, как работает ваш дизайн, вместо того, чтобы полагаться на субъективное понимание того, что, по словам пользователей, им нравится.

Ваша команда потратила бесчисленные часы, но результат не оправдал ваших ожиданий - ваша пользовательская база сокращается, вот что происходит на самом деле.

Выявление проблем, с которыми сталкиваются пользователи

Когда вы по глубоко в проекте, трудно посмотреть на проект под широким углом: конечная цель — создать продукт, ориентированный на пользователя.

Если вы отслеживаете показатели юзабилити, вы можете более четко определить болевые точки или области для улучшения пользовательского опыта.

Например, если высокий процент пользователей не может совершить покупку, это может указывать на то, что дизайн или навигацию вашего продукта необходимо изменить, чтобы упростить процесс оформления заказа. Выявляя эти проблемы на ранней стадии, ваша продуктовая команда может сосредоточить внимание и принять обоснованные решения для создания более эффективного продукта.

7 ключевых показателей юзабилити, которые помогут получить ценную информацию о пользователях

Мы не должны бояться напрямую разговаривать с пользователями и заставлять их указывать на недостатки дизайна. Тестирование юзабилити должно быть обязательным этапом проектирования, чтобы мы могли создавать интерфейсы, которые передают и отражают видение и ценность, которые ожидается юзерами от платформы.

Расставьте приоритеты в улучшении продукта

Метрики юзабилити помогут вам решить, какие улучшения наиболее важны сейчас, а на каких можно сосредоточиться позже. Допустим, одна из OKR вашей компании — увеличение коэффициента конверсии на 3% по сравнению с предыдущим месяцем. В ходе исследований юзабилити вы получаете следующую информацию:

  • Пользователи не могли найти кнопку настроек своей учетной записи в главной навигации, и 72% пользователей вместо этого нашли ее с помощью поиска.
  • В среднем люди тратили 15,7 секунды на поиск кнопки регистрации, при этом 67% пользователей отказались от этой задачи.
  • Большинство участников выбрали альтернативный путь для поиска информации о ценах, но эта задача все равно достигла 90% косвенного успеха.

Хотя все эти проблемы с удобством использования важны, есть один показатель, который явно оказывает прямое влияние на цели вашей компании по регистрации — и, в конечном итоге, на коэффициент конверсии — поскольку пользователи отказываются от задачи. Определив этот показатель неудачного завершения, вы можете быстро просмотреть результаты удобства использования и приступить к устранению проблемы.

Забрифуйте стороны принимающие решения

Иногда разные стороны в продукте имеют разные мнения. Вы можете подумать, что панель навигации должна быть черной с белым текстом, а коллега считает, что она будет больше выделяться белой с черным текстом. Голосование в команде разделилось 50/50, но, к счастью, вас ждет тест на удобство использования. Отслеживая показатели успеха, вы определяете, что 83% пользователей завершили навигацию быстрее, выбрав вариант А. Решение очевидно.

Когда вы проводите юзабилити-тесты, ваш будущий выбор дизайна и UX должен основываться на данных, поддерживаемых пользователями, поэтому решение сводится к тому, что работает и что принесет пользу вашим пользователям, а не к внутренним дебатам или личным предпочтениям.

7 ключевых показателей юзабилити, которые помогут получить ценную информацию о пользователях

Отслеживайте прогресс между итерациями

Количественные показатели удобства использования означают, что вы можете легко сравнивать результаты — посмотреть, как функция работала в прошлый раз, и оценить, улучшился ли новый дизайн после изменений. Когда вы проводите юзабилити-тесты через регулярные промежутки времени — от первоначальной разработки концепции до оптимизации после запуска — вы начинаете создавать историю данных, которую можно использовать для отслеживания вашего прогресса и общего успеха.

Ключевые метрики юзабилити и способы их расчета

Когда вы начнете определять, какие показатели юзабилити отслеживать, начните с пересмотра целей вашего проекта и подумайте, какие показатели лучше всего будут отражать эти цели. Существует множество различных способов отслеживать результаты исследований юзабилити, но вот ключевые показатели, которые вы можете себе позволить пропустить:

7 ключевых показателей юзабилити, которые помогут получить ценную информацию о пользователях

1. Коэффициент успешного выполнения

Коэффициент выполнения позволяет оценить процент пользователей, которые могут интуитивно пользоваться вашим продуктом. Завершение задачи обычно представляется в виде двоичного значения '1', если пользователи выполнили задачу, и '0', если они не выполнили ее.

Одна из самых полезных метрик, которая позволяет проверить, достигнута ли основная цель продукта/роута и насколько легко пользователи могут следовать заранее определенному пути.

Как измерить процент завершения?

Для расчета коэффициента выполнения задач необходимо количество выполненных задач разделить на общее количество заданных задач и умножить на 100.

Коэффициент выполнения = (Количество выполненных задач / общее количество предоставленных задач) x 100

Вы можете рассчитать процент завершения на основе пользователя или на основе исследования. Например, если участник успешно выполнил все 10 задач, его коэффициент выполнения составит 100%. Но если 8 из 10 пользователей выполнили только 3 из 10 задач, а остальные двое получили максимальный балл за все задачи, коэффициент выполнения вашего тестирования юзабилити составит 44%.

Количество выполненных задач = (8 x 3) + (2 x 10) = 44

Общее количество назначенных задач = 10 х 10 = 100

Коэффициент завершения = (44/100) x 100 = 44%

1.1 Прямой или косвенный успех

Эти метрики являются продолжением показателя степени выполнения и сообщают вам, выполнил ли пользователь задачу так, как вы ожидали. Например, если вы думаете, что кто-то нажмет кнопку регистрации на главной странице и именно это и сделает, это прямой успех. А если, этот кто-то, сначала перейдет на страницу входа и оттуда нажмет кнопку регистрации, - это уже будет косвенным успехом.

Создайте ожидаемые пути, по которым, по вашему мнению, будут идти пользователи при навигации по вашей платформе. Если они совпадают с путями, по которым двигаются реальные пользователи, результат — прямой успех.

Как измерить прямой или косвенный успех

Чтобы измерить этот показатель, вам необходимо проанализировать ожидаемый путь и действия, которые предпринял ваш пользователь. Если вы найдете совпадение, это прямой успех; если нет, то это косвенный. Вы можете рассчитать процент прямого или косвенного успеха по следующим формулам:

Коэффициент прямого успеха = (Количество выполненных задач с прямым успехом / общее количество выполненных задач) x 100

Коэффициент косвенного успеха = (Количество выполненных задач с косвенным успехом / общее количество выполненных задач) x 100

7 ключевых показателей юзабилити, которые помогут получить ценную информацию о пользователях

1.2 Коэффициент ошибок

Тип: Метрика успеха

Эта метрика также позволяет классифицировать показатель завершения. Пользователь терпит неудачу, когда он не может решить задачу и просто отказывается от нее.

Важно убедиться, что задачи изначально выполнимы, прежде чем отслеживать юзабилити метрики, связанные с "ошибками". Например, если задача предусматривает завершение за пять минут, но все пользователи в среднем выполняют ее за десять минут, это не обязательно будет метрика ошибки, т.к. юзеры выполнили задачу, но вне временных рамок. Средний результат говорит о том, что, возможно, первоначально поставленный срок был нереалистичным.

Однако, если задача требует от пользователей ввода информации, которую невозможно предоставить, это будет считаться ошибкой в вашей метрике удобства использования. Вы наверняка видели такую форму, которая не позволяет ввести правильные данные, например, когда вам предлагают ввести номер телефона в поле только для текста.

Как измерить процент неудач

Вы можете измерить это, используя инструменты тестирования юзабилити , которые записывают клики пользователей во время теста юзабилити. Или, чтобы рассчитать процент неудач, следуйте этой формуле:

Коэффициент ошибок = (Количество неудачных задач / общее количество назначенных задач) x 100

2. Время на экране

Тип: Показатель продолжительности

Время на экране измеряет, как долго пользователь проводит на определенном экране. Если пользователи проводят много времени у экрана, это показатель того, что они не могут найти то, что ищут (за исключением сообщений в блогах или страниц с читаемым контентом, где пользователь, естественно, может проводить больше времени). Если вы просматриваете время на экране, а также такие показатели, как частота ошибочных кликов, вы можете обнаружить проблемы с интерфейсом.

Как измерить время на экране

Время на экране обычно рассчитывается вашей тестовой платформой. Она записывает количество времени, которое ваш пользователь проводит на одном экране, прежде чем перейти на другой. Однако, если вы делаете это сами, вы можете рассчитать это с помощью обычного секундомера :)

7 ключевых показателей юзабилити, которые помогут получить ценную информацию о пользователях

3. Время на задачу

Тип: Показатель продолжительности

Время выполнения задачи измеряет время, необходимое пользователям для выполнения задачи; пользователи, которым требуется слишком много времени для выполнения задачи, могут указывать на то, что они не могут найти то, что ищут, или теряются, пытаясь выполнить задачу.

Время выполнения задачи не является показателем, который следует проверять отдельно. Необходимо рассматривать его в контексте других метрик и попытаться понять, почему пользователям требуется так много времени для выполнения задачи. Важно понять, тратят ли пользователи на выполнение задачи больше времени, чем ожидалось? Если да, то из-за чего?

Как измерить время выполнения задачи

Ваша платформа тестирования должна рассчитывать его по мере прохождения пользователями теста. Может быть особенно полезно одновременно просматривать несколько записей экрана , чтобы точно определить, где у пользователей возникают проблемы.

4. Частота ошибочных кликов

Тип: Ошибки

Показатель ошибочных кликов — это среднее количество ошибочных кликов за пределами «горячих точек» или кликабельных областей вашего продукта. Обычно это происходит, когда ваш пользователь находит вашу платформу не интуитивной или ожидает, что она будет действовать иначе, чем вы задумали.

Пользователи проводят большую часть своего времени на любых других веб-сайтах, а не на вашем, поэтому они ожидают, что ваш будет работать так же, как те, которые они уже знают

В противном случае это может вызвать проблемы с удобством использования. Просмотрите процент ошибочных кликов, а также подробную тепловую карту кликов , чтобы увидеть, куда именно нажимают ваши пользователи, и соответствующим образом скорректируйте свой дизайн, чтобы внести ясность.

Как измерить процент ошибочных кликов

Чтобы рассчитать процент ошибочных кликов по вашему продукту, вам нужно разделить количество ошибочных кликов на общее количество кликов и умножить его на 100.

Коэффициент ошибочных кликов = (количество ошибочных кликов пользователей / общее количество кликов пользователей) x 100

Например, если пользователь сделал 15 кликов во время теста и три из них были ошибочными, ваш процент ошибочных кликов составит 20%.

5. Количество ошибок

Тип: Ошибки

Это довольно понятный показатель: он подсчитывает количество ошибок, которые совершают ваши юзеры при попытке выполнить задачу. Сюда могут относиться ошибки, допущенные при выполнении задачи, т.е. случайные действия, промахи или оплошности. Чем выше уровень ошибок, тем труднее пользователям использовать ваш продукт.

Например, предположим, что ваши пользователи не могут зарегистрироваться, потому что на платформе действуют строгие требования к паролю — если эти предварительные требования не раскрыты пользователю, он в конечном итоге будет пробовать разные комбинации, пока не сделает это или не сдастся. Высокий уровень ошибок здесь может указывать на то, что вам необходимо указать, сколько букв, цифр и специальных символов должен содержать пароль.

7 ключевых показателей юзабилити, которые помогут получить ценную информацию о пользователях

Как измерить количество ошибок

Чтобы измерить это, вам просто нужно подсчитать, сколько раз ваши пользователи допускают ошибки при выполнении задачи. В зависимости от используемого вами инструмента тестирования вы можете получить подробное описание каждой ошибки, чтобы можно было их классифицировать.

6. Удовлетворенность уровнем задачи

Тип: показатель удовлетворенности

Чтобы проверить удовлетворенность на уровне задачи, вам следует спросить своих пользователей, насколько они удовлетворены задачей, которую они пытались выполнить. Сделайте это, включив в конце каждого задания анкету из трех-пяти вопросов.

Ваши вопросы не должны быть открытыми, и пользователи должны иметь возможность отвечать, используя шкалу , чтобы получить количественные результаты. Открытые вопросы сложно измерить, и они могут привести к неясным или субъективным ответам. Например, спрашивая: «Насколько вы удовлетворены своим опытом?» может привести к ряду ответов, которые трудно сравнивать или анализировать.

Этот показатель важен для измерения удовлетворенности пользователей и сбора информации о том, что заставляет пользователей бороться или добиваться успеха. Формулируйте вопросы конкретным, измеримым образом, например: «Насколько легко было выполнить это задание по шкале от 1 до 5, где один — сложно, а пять — легко?»

Как измерить уровень удовлетворенности задачами и тестами

Чтобы оценить удовлетворенность уровнем задачи, используйте одну из этих анкет:

  • Анкета после сценария (ASQ): задайте три вопроса о только что выполненной задаче — измерение удовлетворенности временем, поддержкой и простотой использования.
  • Оценка юзабилити (UME): пользователям необходимо присвоить рейтинг задачам всего за один вопрос.
  • Один вопрос на легкость (SEQ): участникам необходимо оценить, насколько легко было выполнить задание по шкале от одного до семи.

7. Удовлетворенность уровнем тестирования

Тип: показатель удовлетворенности

Чтобы оценить удовлетворенность уровнем тестирования, вам следует использовать более длинную анкету (более 10 вопросов) и поделиться ею с пользователями, как только они закончат сеанс тестирования. Эта метрика позволяет понять, что чувствует пользователь непосредственно после взаимодействия с вашей платформой.

Как измерить удовлетворенность уровнем тестирования

Чтобы рассчитать удовлетворенность уровнем тестирования, воспользуйтесь одним из этих опросов:

  • Шкала удобства использования системы (SUS): попросите пользователей ответить на 10 вопросов в конце сеанса и оценить их мнение: будут ли они использовать ее снова, была ли у них правильная поддержка и нашли ли они ее простой в использовании.
  • Стандартизированный опросник пользовательского опыта (SUPR-Q): измерьте общий пользовательский опыт после теста, задав 13 вопросов об удобстве использования, доверии, внешнем виде и лояльности.
  • Анкета по удобству использования компьютерной системы (CSUQ): задайте своим пользователям 19 вопросов, чтобы они ответили по шкале от одного до семи, чтобы получить общий балл удовлетворенности.

Должны ли вы отслеживать показатели юзабилити?

В зависимости от методов юзабилити-тестирования, которые вы выберете, вы будете измерять разные наборы показателей, но каждый тип даст определенное представление о ваших пользователях и их опыте работы с вашим продуктом.

Вот краткий обзор показателей юзабилити, которые следует отслеживать в зависимости от того, какую информацию вы хотите получить:

  • Выполнение задачи: процент выполнения, прямой уровень успеха, косвенный уровень успеха, уровень неудач.
  • Продолжительность задачи: время на экране, время на задаче.
  • Точность задачи: процент ошибочных кликов, количество ошибок.
  • Удовлетворенность пользователей: удовлетворенность на уровне задач, удовлетворенность на уровне тестирования.

Метрики имеют значение

Если вы хотите максимизировать свои знания, стоит потратить время на то, чтобы подумать, какие типы показателей лучше всего покажут ваш продукт и ответят на ваши исследовательские вопросы.

Как только вы это определите, вы можете разработать тест юзабилити на основе этих показателей и начать сбор данных, которые дадут всестороннее, контекстуализированное понимание удобства использования вашего продукта.

На досуге я создаю графику для дизайнеров и выкладываю ее в комьюнити Figma.

А эти бесплатные ресурсы, доступны всем любителям роскоши, в моем телеграм канале:

3D иконки:

  • Криптомонеты, 32 штуки, в трех положениях и двух стилях - gold и black.
  • Иконки еды, фруктов, овощей, 33 штуки.
  • Флаги 32 стран, в двух положениях.
  • Кастомизируемые абстрактные шейпы, 27 объектов, 7 стилей.

2D графика:

  • Doodle иллюстрации животных, 10 штук, SVG вектор
  • Иконки одежды, 1024 штуки, line style, SVG вектор
  • Мультяшные аватары, 60 аватаров, девочки и мальчики, SVG вектор
1010
Начать дискуссию