Как презентовать свой проект инвестору: основные методы и ошибки

Как презентовать свой проект инвестору: основные методы и ошибки

В предыдущей статье мы рассказали о том, как найти источники финансирования для бизнеса и о том, что нужно сделать, прежде чем начать их поиски.

Одним из важнейших шагов на пути к привлечению инвестиций мы назвали умение правильно презентовать свой проект. Теперь подробнее разберемся, как же это сделать.

Для начала определим, что же важно инвестору в вашем проекте?

В первую очередь, человек, который готов вложить деньги в бизнес, хочет понимать, какую выгоду он ему принесет. Исходя из этого, вы должны ответить на три главных вопроса:

  • Сколько составит размер потенциальной прибыли инвестора?
  • Какова рентабельность бизнеса?
  • Есть ли перспективы роста и масштабирования у проекта?

Если вы убедились, что инвестиции в ваш проект принесут пользу не только вам, но и вкладчику, приступайте к главной задаче – докажите это инвестору.

Для этого вам необходимо создать разные варианты «упаковки» вашего проекта – питчи разных форматов, которые вы будете использовать в зависимости от ситуации.

Есть несколько видов питчей:

  • сокращенные варианты – «питч на салфетке», «питч в лифте», idea pitch, питч для почтовой рассылки;

  • ключевой, расширенный формат – funding pitch.

Основная цель сокращенных вариантов презентации – установить контакт с потенциальными вкладчиками и добиться повторной встречи.

«Питч на салфетке» или napkin pitch - это экстремально короткая презентация на 20-30 секунд, которую вы будете использовать при личном взаимодействие с инвесторами, в буквальном смысле, при помощи ручки и салфетки. Здесь вы затрагиваете только самую суть вашего бизнеса и в двух словах говорите о его перспективах. Такой формат позволяет получить обратную связь от полезного для проекта человека, прежде чем двигаться дальше.

Как презентовать свой проект инвестору: основные методы и ошибки

«Питч в лифте» или еlevator pitch - это такой формат презентации, который не требует визуальной демонстрации. В этом случае, вашим единственным инструментом будет краткая эффектная речь на одну минуту, «пока вы едите в лифте».

Алгоритм вашей речи должен выглядеть так:

1. Представитесь, кратко расскажите о вашем проекте, используя ключевую информацию.

2. Сформулируйте самую острую проблему, за решение которой люди действительно готовы платить.

3. Объясните, каким образом ваш проект эту проблему решает.

4. Четко укажите ваши преимущества и ценность предложения. Обязательно назовите необходимую сумму инвестиций, а также сроки получения прибыли.

5. Завершите питч призывом к действию: предложите встретиться или прочесть более подробное описание проекта.

Ваша основная цель зацепить потенциального инвестора и добиться последующего взаимодействия.

Как презентовать свой проект инвестору: основные методы и ошибки

Idea pitch – уже более подробная презентация для аудитории. Чаще всего используется для участия в конкурсах и не занимает более трех минут. Расскажите в ней кто вы, какую проблему, и каким образом решаете, как и сколько на этом можно заработать. Опустите технические детали, сложные термины и очевидные моменты. В конце, если позволит время, можно рассказать о команде и коротко подвести итог.

Питч для почтовой рассылки – один из главных методов в поиске финансирования бизнеса. Чаще всего именно так потенциальные инвесторы будут знакомиться с вашим проектом.

Чтобы ваше письмо дочитали до конца, важно грамотно его составить.

В нем должно быть:

  • Короткое вступление. Если есть точки соприкосновения с потенциальным инвестором, то упомяните о них.
  • Краткий рассказ о себе.
  • Описание самого проекта.

  • Лаконичный вариант презентации, по аналогии с той, что используется в idea-pitch.

Funding pitch – самая информативная презентация. Ее проводят когда инвестор проявил высокий интерес к вашему проекту.

Она призвана не только заинтересовать инвестора, но и убедить его в прибыльности вложения капитала. Здесь вы должны предоставить и грамотно структурировать информацию, которая закроет основные вопросы вкладчика.

Как презентовать свой проект инвестору: основные методы и ошибки

Как это сделать?

1. Не перегружайте ваш питч. Именитый маркетолог Силиконовой долины Гай Кавасаки предложил такую схему идеального funding pitch:

  • 10 слайдов.
  • не более 20 минут,
  • шрифт — не менее 30 размера кегеля.

Изложите в презентации только главные детали, но будьте готовы предоставить все данные, если инвестор задаст дополнительные вопросы.

2. Разделите слайды презентации на следующие блоки:

  • суть проекта;
  • описание проблемы, которую решает продукт;
  • оценка рынка;
  • описание конкурентов и ваших преимуществ;
  • этапы развития проекта;
  • стратегия роста;
  • финансовая модель;
  • команда;
  • запрос инвестору.

3. Используйте визуал: обязательно включите диаграммы, таблицы, графики и пр. Так информация будет более наглядной. Сплошной текст в презентации будет сложно восприниматься как для слушателей, так и при чтении питча.

4. Будьте осторожнее со сложными терминами и аббревиатурами. вся информация, которую вы доносите - должна быть понятна и доступна для восприятия. В случае, если использование специфичной терминологии или сокращений необходимо – минимизируйте их и обязательно расшифруйте.

5. Сделайте презентация в двух форматах. Для персонального представления проекта подойдет PowerPoint, а на случай, если потребуется переслать ее инвестору – документ в pdf. Ваш питч должен легко скачиваться и просматриваться с любых гаджетов.

Конечно, качественная презентация не гарантирует вам 100% результат, однако, неграмотно составленный питч может испортить впечатление даже от самого крутого продукта. Так что уделите ему пристальное внимание.

Типичные ошибки в презентации бизнес-проекта.

Несмотря на все усилия, предприниматели часто получают отказы или вообще не имеют откликов. Мы выделили основные ошибки, которые допускают фаундеры, презентуя свой проект инвесторам.

Ошибка 1. Недостаточная информированность о потенциальном инвесторе. Чтобы понять, что может зацепить слушателя, нужно узнать, что его волнует.

Ошибка 2. Плохо сформулирована проблема. Именно это является основой любого проекта. Она должна быть реалистичной и актуальной. В идеале, стоит подкрепить ее статистикой.

Ошибка 3. Предоставление недостоверной информации. Используйте только реальные показатели. Вводить в заблуждение инвесторов – абсолютно запрещенный прием. Такой шаг может не только лишить вас финансирования, но и серьезно подорвать вашу репутацию в своей отрасли. Шанс на то, что от вас не потребуют подтверждения цифр практически нулевой.

Ошибка 4. Заявление об отсутствии конкуренции. На сколько бы ни был уникальным ваш продукт, следует досконально изучить рынок. Конкуренты есть всегда и везде. Они могут быть не прямыми, а косвенными. Даже у первого автомобиля в мире были конкуренты в виде карет.

Ошибка 5. Неготовность к обсуждению рисков. Этим вопросом задается каждый инвестор без исключения. Поэтому, лучше сразу включить в презентацию, какие юридические, технические, финансовые риски существуют у вашего проекта, а также какие шаги вы предпримите для того, чтобы их минимизировать.

Итак, мы выяснили как подготовиться ко встрече с инвестором и где его искать. Теперь ваша задача – применить эти знания на практике. Например, пройти отбор для платформы MBS, где есть возможность размещения вашего проекта в случае его потенциального успеха.

Используйте все доступные инструменты, проявляйте настойчивость, целеустремленность и вас обязательно заметят!

Начать дискуссию