Евгений Егоров

Как дизайнер проходил курсы Skillbox: Модуль 2. Дизайн-мышление

Начало положено, а первый модуль с домашним заданием пройден. Не скажу что без труда, ибо домашка была защищена не с первого раза. Но после доработок мою работу успешно приняли.

Ах да, напомню тем, кто не в теме. Меня зовут Женя и я прохожу курсы UX дизайна с нуля до PRO от Skillbox. На данный момент у меня уже есть 3-х летний опыт работы в сфере и этот курс, в первом его издании, уже был мною пройден, даже диплом защитил)) Нахрена я пошел сюда еще раз — читайте статью.

Ссылки на проект вы можете найти тут 👇

  • Все статьи Vc.ru о прохождении этого курса
  • Instagram – Основная движуха, комьюнити комменты, сториc и весь лайф
  • Notion проекта – тут все ссылки, полезности, материалы, бонусы, статьи, ресурсы – все все все в одном месте

Что было во втором модуле курса?

О первом модуле я не буду говорить, так это чисто погружающая штука о специализации и работе UX дизайнера, если уж вы когда-нибудь будете проходить этот курс и заинтересуетесь профессией, то обязательно его прослушайте. Сам я просмотрел мельком, поэтому не буду заострять внимание.

Что такое дизайн мышление?

Во втором модуле, который я проходил в лайф-формате, речь целиком и полностью пошла про дизайн мышлении. Из чего состоит данный процесс и что это нахрен вообще такое?

Дизайн мышление – это процесс создания идей под конкретную задачу, обусловленный определенной последовательностью действий. Главная цель дизайн мышления — выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи.

На практике, я сам сталкивался с этим при работе в банке, когда продукт, в котором я работаю сейчас, только зарождался. Вообще, когда я впервые услышал про само понятие «Дизайн-мышление», я думал о том, что это некое абстрактное восприятие мира, творческий процесс, которому подчиняется соображалка, божий дар, которым обладают лишь избранные…

Дизайн мышление – это многократныи процесс, в ходе него мы стремимся понять пользователя, опровергнуть предположения и переосмыслить проблему, чтобы наити неочевидные альтернативные решения.

Interaction Design Foundation.

Я ошибался и понял это, когда впервые столкнулся с этим на практике. Расскажу сначала на теории, потом как это происходит в жизни.

Вообще сам процесс дизайн мышления состоит из определенных этапов:

  1. Эмпатия. Получение и восприятие информации
  2. Фокусировка
  3. Генерация идей
  4. Прототипирование
  5. Тестирование

Эмпатия

Вкратце, это умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует, возможность понять их потребности и желания. Пожалуй, это и есть главное качество дизайн-мышления, так как именно оно позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений, взглянуть на проблему глазами пользователя. Без эмпатии ничего не получится.

Фокусировка

Систематизируйте информацию, которую вы получили с помощью эмпатии, анализируйте наблюдения и выделяйте ключевые проблемы пользователя. Цель фокусировки — сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе.

По конструкции ниже можно понять подойдет ли процесс дизайн мышления решить вашу задачу. Если тема заворачивается в такую формулировку, значит дизайн-мышление может сработать.

В комментах написали, что я мог бы стать врачем) А вообще это конспекты лекций

Как мы можем помочь (определенному человеку–кто этот человек) решить задачу/проблему (что сделать), чтобы (его мотиватор), учитывая, что (трудности/барьеры/контекст/потребность).

Пример из модуля Скилбокс. Как мы можем помочь. Ситуация, когда есть предпиниматель Леонид, который очень любит своего плюшевого толстяка Василия и хочет помочь ему с похудением. При том, у Леонида совсем нет лишнего времени и он очень хочет собственнолично участвовать в процессе

Подходит ли нам конструкция дизайн-мышлени?

  1. Кому? Бизнесмену Леониду, владельцу кота Василия, у кота сильное ожирение
  2. Что сделать? Помочь с похудением кота
  3. Мотивация. Леонид хочет сам участвовать в процессе, (потребность)
  4. Трудность. Леонид не имеет возможности выпускать и следить за котом на улице.

Да, подходит, можно переходить на след этап.

Генерация идей

Это своего рода мозговой штурм. Когда мы уже определили проблему пользователя, нужно придумать и проработать нестандартные решения. При том, напрочь отказавшись от критического мышления, к которому мы все так привыкли. Желательно генерить на время, дедлайн хорошо стимулирует мозг и записывать все, в том числе бредовые идеи, на стикерах.

Прототипирование

Это все то, ради чего были проделаны предыдущие этапы дизайн. мышления. Время, когда свои идеи можно переложить в визуальную плоскость. Здесь задача — проверить работоспособность идей на практике. На этом этапе речь не идет о конченом UI, подойдут даже черно белые квадраты, на которых можно протестировать жизнеспособность самой идеи.

Настоятельно советую не делать тут красивых решений. В противном случае вы потратите много времени и сильно привяжетесь/влюбитесь в эту идею сами – it’s bad

Тестирование

На этом этапе вы можете вернуться в самое начало процесса, ведь ваша реализация может оказаться не жизнеспособной/неудобной/непонятной вашему пользователю. Используйте результаты тестирования, чтобы определить и решить другие проблемы. Это можно сделать с помощью обратной связи от клиентов.

Как в реальной жизни выглядит дизайн мышление

Расскажу о своем опыте и впечатлениях работы с этим фреймворком в банке, ведь впервые я столкнулся с этим процессом именно там. Итак, что представляет из себя сама сессия. По предварительной договоренности мы собрались на тот момент одной продуктовой командой в составе которой были:

  • Дизайнеры — 3 шт.
  • Аналитики 3-шт.
  • back-end разработчик — 1 шт (как он там оказался, я уже не помню, но его нестандартное видение тоже помогло)
  • Методолог — 1шт.
  • Скрам мастер, который рулил всем процессом.

На момент, когда мы начинали, у нас уже было примерное понимание банковского процесса кредитования, подчеркну примерное, потому что спустя даже 2 года исследований, мы продолжаем узнавать все новые вводные

Вообщем мы начали с того, что благодаря аналитикам и проведенным предварительно интервью с пользователями, смогли построить CJM процесса.

Жалко, что не осталось фотографий CJM, но было задействовала более сотни стикеров и сам процесс растянулся метров на 10. Мы заполонили всю стену, склеив A1 ватманы, чем вызвали негодование коллег из банка... им видите ли свет мы перекрыли, поскольку клеили на самой большой плоскости закругленного окна башни федерация в Москва-Сити.

Сам процесс дизайн мышления на практике

Когда CJM был собран, мы приступили к самому главному, мы брали по участку, где видели боли наших пользователей, которые как правило заключались в проблеме коммуникации и всеми вытекающими из этого.

  1. Мы брали кусок нашего CJM вместе с проблемами, которые предварительно приоритизировали.
  2. В дизайн мышлении участвовало порядка 5 человек, которые должны были в течении определенного времени 2-3 минут, по таймеру, нагенерить решения данных проблем. Поесть какое интерфейсное (не всегда) может.
  3. За отведенное время необходимо было наклеить придуманные стикеры на доску и ознакомиться со стикерами других. Естественно некоторые стикеры могут повторяться и быть очень похожими по смыслу. Их можно определить в тематические группы.
  4. У каждого из участников процесса есть минута, за которую необходимо было рассказать вкратце про свои решения. Критика других участников на данном моменте была исключена.
  5. После того, как все участники рассказали о своих решениях, каждому выдавалось 3 голоса-микростикера, которые необходимо было наклеить на понравившиеся стикеры, при том, не голосуя за свои).
  6. Решения-стикеры, набравшие наибольшее количество голосов, откладывались, как наиболее релевантные с точки зрения ожидаемого результата и простоты реализуемости.
  7. Переход к след этапу CJM

После того, как мы выявили наиболее успешные идеи, мы оцифровали весь наш CJM и перенесли его в MIRO вместе с решениями. О прототипировании и тестах расскажу позже, ибо в рамках второго модуля, о котором я рассказываю сегодня эти 2 момента детально не рассматривались, упор был сделан на эмпатии, фокусировке и персоне.

Бриф заказчика

В конце модуля после теоретической части, был бриф от заказчика, который хочет сделать сервис доставки еды. Не буду полностью описывать все его запросы, скажу только, что упор был сделан на простоту сервиса, качество еды и быструю доставку, быструю доставку, быструю доставку, быструю доставку. быстрая доставка – именно это понятие упомянул заказчик +100500 раз.

Проблемы, подробности реализации в видео формате вы можете посмотреть тут – видео уже на канале 👇

Домашнее задание второго модуля и ошибки

Итак, что нужно было сделать

  1. Составить портрет конкретной персоны из вашей целевой аудитории на основе информации в брифе.
  2. Поставить себя на место пользователя и проанализировать, какой путь проходят клиенты на сайтах заказа еды. На основе анализа составить небольшую карту эмпатии, шаблон приложен в рекомендациях. Опишите: Что видит пользовател? Как на это реагируе? Что вызывает бол? Что вызывает восторг?

Домашнее задание я делал в Miro, так этот инструмент мне наиболее привычен. Ознакомиться с реализаций и подробностями выполнения домашнего задания вы можете по этой ссылке.

В конечном итоге после ряда правок домашнее задание было зачтено со второго раза. Ура. Второй модуль и первая домашка позади.

Специально для вас я подготовил шаблоны персон в Figma, которые помогут выполнить домашнее задание быстрее. Найти их вы сможете по этой ссылке.

Итоги второго модуля

В целом второй модуль мне понравился, было здорово вспомнить весь процесс и посмотреть как его преподносят в правильном смысле слова.

Минусы

  • Очень много погружающей информации о применимости метода дизайн мышления. Хорошо описан процесс в теории, но было бы здорово стать его непосредственным участником именно в формате воркшопа-рабочей сессии.
  • Во время брила заказчика уж очень хотелось задать конкретные вопросы, ибо из рассказов нашего клиента я так и не понял в чем заключается их бизнес и что на данный момент у них есть.
  • Странно, что о самом методе персон в модуле рассказано не было, поэтому домашнее задание стало слегка неожиданным и пришлось искать доп материал самому.

Плюсы

  • Задание было проверено быстро и преподаватель указал конкретные ошибки, которые были исправлены после доработок
  • Из-за отсутствия некоторого материала, были сразу даны дополнительные материалы, где можно было более подробно почитать про эту тему.
  • Персоны и карта эмпатии — хорошее упражнение, чтобы переварить всю информацию от заказчика и закрепить полученные знания на практике

Полезные материалы и статьи на тему:

===========================================

===========================================

Спасибо за внимание 👏🏼. Я перехожу к модулю 3 в котором речь зашла уже об интерфейсах, просмотрел несколько уроков об основных правилах, паттернах и законах проектирования и, кажется, уже понял, о чем буду рассказывать в следующий раз.

Ну а впереди вас ждет еще сдача очередной домашки, рассказ о прохождении третьего модуля и конечно, полезный материал, без этого никуда.

Ссылки на проект вы можете найти тут 👇

  • Все статьи Vc.ru о прохождении этого курса
  • Instagram – Основная движуха, комьюнити комменты, сториc и весь лайф
  • Notion проекта – тут все ссылки, полезности, материалы, бонусы, статьи, ресурсы – все все все в одном месте
{ "author_name": "Евгений Егоров", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 5, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 197140, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sun, 17 Jan 2021 19:36:56 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарии

null